Элективный курс «Картины будущего»

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

О.С. КИРИЛЮК,
учитель биологии, МОУ СОШ № 50 г. Абаза,
Республика Хакасия

Элективный курс «Картины будущего»

9-й класс

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и чужим.
Вот жизнь, что сфинкс! Закон ее – мгновенье,
И нет среди людей такого мудреца,
Кто мог сказать толпе, куда ее движенье,
Кто мог бы уловить черты ее лица.

С.Я. Надсон

Пояснительная записка

На Земле существует множество видов птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе. В них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какой же будет природа Земли через следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому в будущем можно ожидать сходную картину изменений в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым представить облик животных и растений грядущих эпох. Мы тоже можем попытаться сделать это.

Цель курса: дать представление об эволюции, закономерностях эволюционных изменений организмов.

Задачи:

– интегрировать знания учащихся, полученные из различных школьных курсов;
– дать понятие о многообразии организмов и их приспособленности к среде обитания;
– ознакомить учащихся с основными закономерностями эволюционного процесса.

Программа ориентирована на учащихся 9-го класса и проводится в рамках подготовки к профильному обучению, что позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе.

Содержание курса соответствует познавательным способностям школьников, т.к. содержит новый для учащихся материал, представленный в печатном и электронном виде.

Курс рассчитан на 17 ч и состоит из двух модулей.

В содержании курса проводятся межпредметные связи с курсами географии и химии.

Курс имеет практическую направленность. В нем используются интерактивные, деятельностные методы и приемы, различные формы занятий (лекции, семинары, конференции и т.д.). Предполагается выполнение практических, лабораторных работ.

Ожидаемые результаты обучения

Получение представления о возможности прогнозировать живой мир будущего на основе биологических знаний.

Приобретение начальных умений осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять результаты в собственных исследованиях.

Выбор естественнонаучного профиля.

Содержание курса

Модуль I. Эволюция планеты Земля

Звездный и планетарный этапы эволюции Земли. Методы исследования внутреннего строения Земли. Внутреннее строение земного шара и внешние оболочки. Взаимосвязь оболочек Земли.

Механизм и скорость перемещения литосферных плит. Формы рельефа земной поверхности. Дрейф континентов. Изменение расположения материков за длительный период существования нашей планеты.

Изменчивый облик планеты. Эволюция рельефа. Изменения климата Земли. Геологические процессы, происходящие в земной коре, на поверхности и в глубинных слоях Земли.

Конкурс сочинений «Беспокойная планета».

Модуль II. Картины будущего

Раздел 1. Через 5 млн лет

Ледниковая эпоха. Жизнь в условиях холодного климата. Механизмы приспособленности организмов к изменениям температуры. Холодная и сухая Земля. Вымирание неприспособленных. Приспособление новых форм к суровым условиям жизни. Характеристика ландшафтных зон будущего. Североамериканская пустыня. Североевропейская тундра. Средиземноморская низменность. Амазонская степь.

Практическая работа № 1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Практическая работа № 2. Выявление черт приспособленности к среде обитания у животных будущего.

Раздел 2. Через 100 млн лет

Характеристика ландшафтов Земли через 100 млн лет. Бенгальское болото. Мелководное море. Великое плато. Антарктический лес. После окончания ледниковой эпохи на Земле наступил долгий период стабильности и благоденствия, жизнь снова расцвела.

Гидробионты. Приспособленность организмов к жизни в воде.

Лабораторная работа № 1. Сравнение строения некоторых морских слизней и рифовых плавунцов.

Презентация «Разнообразие приспособлений у организмов».

Раздел 3. Через 200 млн лет

Изменения на планете. Соединение всех континентов Земли и образование одного гигантского суперконтинента Пангея-2.

Характеристика ландшафтов, будущих обитателей Земли. Северный лес. Центральная пустыня. Барьерная пустыня. Всемирный океан.

Практическая работа № 3. «Создай чудовище» – прогнозирование облика будущих обитателей Земли, ландшафтных зон.

Примерные рекомендации по проведению практических и лабораторных работ.

Практическая работа № 1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания», – работы № 13–15 (Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы, 11 кл. – М.: Дрофа, 2000.

Практическая работа № 2. «Выявление черт приспособленности к среде у животных будущего». – Проанализировать по морфологическому критерию облик животных будущего, используя иллюстрации к статьям Ю.В. Чайковского [5]; заполнить таблицу 1.

Таблица 1. Приспособленность организмов будущего к среде обитания

Вид

Среда обитания

Черты приспособленности

Относительный характер

1. Китовая олуша

     

2. Снегозверь

     

3. Шаграт

     

4. Криптилия

     

5. Скрофа

     

6. Каррон

     

7. Бабукари

     

8. Спиногром

     

9. Каракиллер

     

10. Смертонос

     

Лабораторная работа № 1. «Сравнение строения некоторых морских слизней и рифовых плавунцов». – Заполнить таблицу 2.

Таблица 2.

Среда обитания

Строение

Образ жизни

Морской слизень
(настоящее время)

 

 

Рифовый плавунец
(через 100 млн лет)

   

Практическая работа № 3. «Создай чудовище». – Прогнозирование облика будущих обитателей Земли изучаемых ландшафтных зон.

Предварительно нужно ответить на вопросы:

– Какое современное животное ты возьмешь за точку отсчета?
– Каковы его шансы выжить в новой среде?
– Как оно может эволюционировать?
– Как будет выглядеть новое существо?

Несколько «эволюционных» советов:

  • способность жить в разной экологической обстановке увеличивает шансы животного на выживание;

  • животному, обитающему в холодном климате, нужен слой жира или мех для теплоизоляции;

  • животные, обитающие в пустыне должны каким-то образом запасать воду;

  • когда еды становится мало, бывает полезна способность питаться любой пищей;

  • в ходе эволюции животные могут переселяться из океана на сушу.

Учебно-тематический план

Название модуля, раздела, темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

лекции

практика

Модуль I. Эволюция планеты Земля

3

 

 

 

 

1. Земля изнутри

1

1

 

Лекция с элементами беседы

Конспект, схема

2. Дрейф континентов

1

 

1

Групповой практикум

Составление опорного конспекта по теме

3. Изменчивый облик планеты
Конкурс сочинений.

1

 

1

Урок-конкурс

Написание сочинения

Модуль II. Картины будущего

12

 

 

   

Раздел 1 . Через 5 млн лет

5

 

 

   

1. Ледниковая эпоха. Жизнь в условиях холодного климата

1

1

 

Видеоурок

Устные ответы на вопросы

2. Механизмы приспособленности организмов к изменениям температуры

1

 

1

Игра-исследование

Устные ответы на вопросы

3. Практическая работа № 1

1

 

1

Практикум

Правильно оформленная работа

4. Характеристика ландшафтных зон будущего

1

1

 

Видеоурок

Устные ответы на вопросы

5. Практическая работа № 2

1

 

1

Практикум

Правильно оформленная работа

Раздел 2. Через 100 млн лет

 

 

 

   

1. Характеристика ландшафтов Земли через 100 млн лет

 

 

 

Видеоурок

Письменные ответы на вопросы, конспект

2. Гидробионты. Приспособленность организмов к жизни в воде

 

 

 

Лекция с элементами беседы
Лабораторная работа №1

Собственное решение научной проблемы

3. Презентация «Разнообразие приспособлений у организмов»

 

 

 

Творческая работа

Публичное выступление

Раздел 3. Через 200 млн лет

3

 

 

   

1. Изменения на планете

1

 

1

Видеоурок

 

Тезисы, ответы на вопросы

2. Характеристика ландшафтов, будущих обитателей Земли

1

 

1

Групповой практикум

Анализ и собственное решение научной проблемы

3. Практическая работа № 3

1

 

1

Практикум

Рисунки живых организмов далекого будущего

Резерв

2

 

 

   

Литература

1. Гааке В. Происхождение животного мира. – М.: Терра, 1996.

2. Дикий мир будущего. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.

3. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. – М.: Изд. отдел МГУ, АБФ, 1999.

4. Крайзман В.Е. Введения в учебное исследование. Фестиваль «Открытый урок» ИД «Первое сентября».

5. Чайковский Ю.В. Эволюция // Биология (Приложение к газете «Первое сентября»): 1996 – № 20, 40; 1997 – № 5, 22, 43; 1998 – № 28; 1999 – № 11, 2000 –№ 7, 46.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru