Т.А. ЕРЕМИНА,
учитель биологии школы № 1944,
г. Москва
Охрана растительного и животного мира.
Охраняемые территории России
Элективный курс для учащихся 7-х, 8-х,10-х
классов
Пояснительная записка
Задачи курса:
– расширение и углубление знаний
учащихся о природных зонах, их животном и
растительном мире и необходимости его охраны; о
роли животных и растений в формировании и
сохранении окружающей среды и динамического
природного равновесия;
– формирование у учащихся убеждения о
необходимости рационального использования
животного и растительного мира и реализации
практических мер по воспроизводству и охране
природных ресурсов.
Курс позволяет расширить представление
о степени влияния деятельности человека на
отдельные виды и состояние животного и
растительного мира в целом.
Россия по своему природному богатству и
разнообразию занимает особое место в ряду
государств северного полушария. Охраняемые
территории – это прежде всего наша Родина, наше
достояние, которое необходимо беречь и
преумножать. Знакомство с географическими
условиями, растительным и животным миром
заповедников, заказников, национальных парков
дает возможность показать величие нашей Родины,
ее необыкновенные красоты и истинные жемчужины
природы, воспитывать чувство патриотизма,
восхищения родной страной, ответственности за ее
достояние; поможет убедить в необходимости
работать и вкладывать средства в своей стране;
любоваться красотами, путешествуя по ней
(экологический туризм).
Курс предусматривает ознакомление с
действующим законодательством, постановлениями
об охране животного и растительного мира, что
позволит пополнить арсенал правовых знаний
школьника.
Курс включает организацию семинаров,
лабораторных работ, экскурсий в природу, зоопарк,
зоологический музей, разработку учащимися
проектов и презентаций. Это способствует
прочному усвоению знаний и умению обрабатывать
собранный научный материал, что может
пригодиться в будущей профессиональной
деятельности, а также при подготовке учащихся к
сознательному выбору профессии.
Курс рассчитан на 16 ч (1 ч в неделю).
После прохождения курса учащиеся должны
знать:
– определения понятий ООПТ (особо
охраняемые природные территории: заповедник,
заказник, национальный парк);
– основные заповедники РФ;
– принципы организации заповедников;
– современное состояние растительного и
животного мира на территории России (общее
представление);
– факторы, лимитирующие численность разных
видов;
– правила охраны природы, основные правовые
документы.
Учащиеся должны уметь:
– объяснять необходимость охраны видов;
– объяснять необходимость создания охраняемых
территорий;
– составлять информационные описания видов
растений и животных;
– заботиться о птицах зимой;
– получать необходимую информацию, работая с
литературой, с сетью Интернет.
Содержание курса
Тема: «Разнообразие природных зон
России»
Многообразие растительного и животного
мира России. Природные условия в разных
географических районах.
Деятельность учащихся: просмотр
видеофильма «Природные зоны», либо экскурсия в
Дарвиновский музей.
Форма контроля: беседы по вопросам.
Тема: «Воздействие человека на видовой
состав и численность растений и животных в
природе»
Деятельность учащихся: работа с
литературой, составление таблиц.
Тема: «Охраняемые территории»
Заповедник, природный биосферный
заповедник, заказник, национальный парк. История
организации охраняемых территорий.
Деятельность учащихся:
прослушивание лекции, сообщения, работа с
Интернетом.
Форма контроля: распределение
заданий (тем рефератов, презентаций, проектных
работ).
Тема: «Древние леса Севера»
Печоро-Илычский заповедник, девственные
леса Коми. Орлан-белохвост, скопа, ледниковые
реликты: голец палия, сибирский хариус.
Деятельность учащихся: выступления
учащихся, лабораторная работа.
Форма контроля: беседа.
Тема: «Последние степи Юга»
Центрально-Черноземный заповедник.
Флора: 930 видов, в том числе редкие – рябчик
русский, пион тонколистный, ковыли; фауна: 4 тыс.
видов насекомых, 39 – млекопитающих, 177 – птиц, 6 –
рептилий, 8 – амфибий.
Степи Даурии. Флора – 360 видов
сосудистых растений, 3 из которых в Красной книге.
Даурский заповедник.
Деятельность учащихся: экскурсия в
Зоологический музей.
Форма контроля: беседа.
Тема: «Лотосовые поля Волги»
Астраханский заповедник.
Деятельность учащихся: просмотр
видеофильма «Дельта Волги».
Форма контроля: обсуждение.
Тема: «Золотые горы Алтая»
Горные леса (пихта, кедр, ель,
лиственница); горные луга; тундры; флора – 1500
видов, есть реликты и эндемики; фауна –
охраняемые виды: снежный барс, северный олень,
сибирский горный козел, архар, беркут, алтайский
улар и черный аист.
Деятельность учащихся: просмотр
презентации «Алтай»*.
Форма контроля: обсуждение.
Тема: «Холодные волны Байкала»
Байкальский национальный парк.
Байкальский заповедник (входит в состав объекта
Всемирного природного наследия). Озеро Байкал.
Деятельность учащихся: просмотр
проектной работы «Байкальский заповедник» (http://www.bioproj.jino-net.ru).
Форма контроля: обсуждение.
Тема: «Экзотика Приморья»
Дальневосточный морской заповедник –
первый морской заповедник России.
Деятельность учащихся: выступления
с рассказом о разных видах животных (по выбору).
Тема: «В Уссурийскую тайгу, в гости к
амурскому тигру»
Лазовский заповедник.
Деятельность учащихся: экскурсия в
зоопарк, работа с Интернетом.
Форма контроля: беседа.
Тема: «Заповедные острова»
Остров Врангеля, Командорские острова,
Кроноцкий заповедник на полуострове Камчатка.
Деятельность учащихся: сбор
материала, работа с Интернетом.
Форма контроля: обсуждение.
Тема: «Научная работа по охране
природы»
Восстановление численности растений и
животных. Кто работает в заповедниках.
Деятельность учащихся:
прослушивание лекции.
Форма контроля: тест.
Тема: «Государственные акты по охране
природы. Международная деятельность РФ по охране
природы»
Деятельность учащихся: работа с
Красными книгами.
Тема: «Охрана природы и туризм»
Деятельность учащихся: поход
(Приокско-Террасный заповедник, Национальный
парк «Лосиный остров»).
Тема: «Редкие животные и растения на
гербах»
Создание эмблем заповедников.
Деятельность учащихся: работа на ПК.
Итоговое занятие
Деятельность учащихся: семинар,
дискуссия.
Примерный план рассказа о заповеднике:
– история создания;
– географическое положение;
– общее описание природных условий;
– охраняемые виды растений;
– охраняемые виды животных;
– научная работа;
– разработка эмблемы.
Примерный план информационного
описания вида животного или растения:
– название русское и латинское;
– отряд (порядок), семейство;
– природоохранный статус на описываемой
территории;
– особенности обитания;
– особенности строения;
– факторы, лимитирующие численность;
– необходимые меры охраны.
Возможные экскурсии (Москва,
Московская область):
– в зоопарк;
– в Зоологический музей;
– в Дарвиновский музей;
– в Тимирязевский музей (экспозиция орхидей);
– в Приокско-Террасный заповедник;
– в Национальный парк «Лосиный остров».
Возможные лабораторные работы:
– изучение семейства орхидных;
– изучение семейства лилейных;
– изучение отдела Голосеменные (отдельные
представители по выбору).
Литература
Аскания-Нова. Фотоальбом. – Киев:
Мистецство, 1979.
«Всемирное природное наследие.
Российская часть» // Биология в школе, 2001, № 8.
Горохов В.А. По национальным паркам
мира. – М.: Просвещение, 1993.
Дроздов Н.Н. Тень гепарда. – М.:
Знание, 1992.
Заповедники СССР. Заповедники Кавказа.
– М.: «Мысль», 1990.
«Заповедники России» // GEO, 2000, 8.
Приокско-Террасный заповедник.
Фотоальбом. – М.: Советская Россия, 1979.
«Природные заповедники России» //
Биология в школе, 1999, № 3.
«Природное наследие России» // Greenpeace.
Сто великих заповедников и парков. – М.:
Вече, 2002.
Экология (Энциклопедия). – М.: Аванта+, 2001.
Интернет-сайты
http://www.geraldika.ru
http://www.vcn.vorstu.ac.ru
http://www.zapovednik.ru
http://www.floranimal.ru
http://www.fotoland.ru
http://www.biodata.ru
http://www.wikipedia.ru
* Презентация
представлена на сайте команды Тушканчики
(http://www.bioproj.narod.ru/altai.ppt), содержащем материалы,
подготовленные к дистанционной олимпиаде DOOB-2006
по биологии учащимися средней школы № 1944 (г.
Москва).
|