С.В. ЗУЕВА,
учитель биологии
многопрофильной гимназии № 18,
г. Ленинск-Кузнецкий
Осенняя встреча с Лесовичком
Действующие лица.
Старичок-Лесовичок.
Его внучок Егорка.
Старичок-Лесовичок. Здрав-ствуйте, ребята.
Узнали меня? Очень рад! Весной, перед канику-лами,
мы встречались с вами на познавательном уроке
«Культура общения с природой». Пришел я сегодня к
вам не один, а с моим внучком Егоркой. В лесу он у
меня главный помощник. Прошу любить и жаловать.
Внучок Егорка. Здравствуйте, ребята. Скажу
вам по секрету (подносит руку ко рту и говорит
шепотом), мой дедушка очень огорчен вами и
вашими поступками.
Старичок-Лесовичок. Чего это ты внучек там
говоришь?
Внучок Егорка. Да ничего. Тебе, дедушка,
наверное, показалось.
Старичок-Лесовичок. Показалось, так
показалось. Разговор у меня к вам есть, ребята.
Позади летние каникулы. Наверное, каждый из вас с
большим удовольствием провел это прекрасное
время на природе. Кто-то отдыхал в летнем
оздоровительном лагере, кто-то ходил в парк, в
лес. А некоторые просто гуляли у себя во дворе.
Но, к большому сожалению, матушка-природа
осталась очень недовольной после встречи с
некоторыми из вас. Да и мне надоело терпеть все те
варварские поступки, которые вы совершали летом,
отдыхая в моих лесах. Чего только не осталось
после вас: консервные и стеклянные банки, бумага,
пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты,
зажигалки и прочий мусор. Многие ребята
выбрасывали в лесу собранные ими растения из-за
того, что те быстро завяли и стали некрасивыми.
Срывали и выбрасывали ядовитые грибы. Сколько
поломанных веток осталось после посещения леса
людьми, сколько гектаров почвы оказались
вытоптанными за лето! Были и такие гости, которые
разоряли гнезда птиц, крушили муравейники,
ловили ежиков и тащили их из леса к себе домой, а
потом просто выкидывали зверюшек из дома! Из-за
необдуманных поступков ребят, да и взрослых тоже,
в лесах полыхали пожары.
Внучок Егорка. А ведь еще в древние времена
человек охранял лес, т.к. леса считались
священными. Лесам молились, и жестоко
расправлялись, вплоть до смертной казни, с
губителями деревьев. В священных рощах у древних
славян никто не смел сломать даже ветки. Дерево
считали человеком, на которого рассердился бог, и
потому тело его обросло корой, ноги вошли в землю,
и он говорить не может, только шепчет, но душа в
нем все-таки осталась. Одни деревья считались
девушками, другие мужчинами. Около таких
деревьев устраивались праздники. Отсюда пошли
обычаи, запрещавшие рубить, сжигать некоторые
деревья, а также обращаться к деревьям с бранными
словами – из боязни, что дерево рассердится и не
будет расти, давать плодов.
У некоторых народов считалось, что духи деревьев,
растущих в ближайших к селениям местах, вызывают
созревание хлебов, прибыль скота, повышают удои
молока. Поэтому перед такими деревьями
трепетали, молились на них и охраняли.
Современный человек не верит в духов, он верит в
науку. И при этом каждый знает, какую огромную
пользу человеку приносят леса.
Старичок-Лесовичок.
В России начало охране природных богатств было
положено Петром I. В 1703 г. он учреждает
Измайловский лесной заповедник, издает Указ об
охране лесных массивов с особо ценными породами:
дубом, ильмом, вязом, ясенем, карагачом,
лиственницей и сосной диаметром от 12 вершков
(примерно 54 см) и толще. В 1722 г. Петр издает первую
в России инструкцию о порядке рубки и охраны
лесов, которая стала основой дальнейшего
русского лесного законодательства.
Сейчас на дворе XXI в., а поступки многих людей по
отношению к лесу, к природе оставляют желать
лучшего. Ежегодно на уроках биологии учителя
объясняют ребятам, что к природе нужно
относиться бережно, с любовью. А как только
наступает лето, куда знания ребят о природе
деваются? Ума не приложу! Много разных не очень
хороших поступков, совершенных ребятами по
отношению к природе, осталось на моей памяти.
Некоторые из них вы совершили и на глазах моего
внука. Сейчас я предлагаю вместе
проанализировать хотя бы некоторые из них.
Внучок Егорка. Такой случай произошел в
нашем лесу не летом, а весной. Зацвела черемуха.
Многие ребята посчитали своим долгом
обязательно нарвать ветки с распустившимися
цветками. Оцените, пожалуйста, этот поступок
ребят.
(Ответ. Сорвав ветки черемухи, ребята
погубили ее будущие плоды. А ведь плоды черемухи
являются лекарством при многих заболеваниях.)
Старичок-Лесовичок.
Ребята пошли в лес за грибами и вышли на
земляничную поляну. Корзины для ягод у них не
было, и они стали собирать кустики с ягодами в
букетики. Правильно ли поступили ребята?
(Ответ. Нет, неправильно. Выбрав красные
ягоды, они загубили много зеленых. Можно было бы
обложить листьями корзинку, если у нее крупные
ячейки, отделить с помощью листьев местечко для
ягод в корзине, свернуть лист лопуха кульком и
т.д.)
Внучок Егорка. Ребята пришли в лес за ягодой
и увидели муравейник рыжих муравьев. Подумав
немного, они решили, что муравейник загораживает
дорогу идущим по лесу людям и решили его
растоптать, чтобы никто не натыкался на него
больше, а его противные обитатели – рыжие
муравьи – не кусали людей. Выскажите свое мнение
о поступке ребят.
(Ответ. Ребята поступили неправильно. Рыжие
лесные муравьи являются санитарами леса. Они
истребляют вредных насекомых и переносят семена
растений. Кроме того, они пронизывают почву
своими ходами и тем самым способствуют улучшению
ее структуры.)
Старичок-Лесовичок. Ребята пришли в лес и
услышали, как кукует кукушка. «Кукушка, кукушка,
сколько лет я буду жить?» – спросила Аня у
кукушки. Кукушка прокуковала 15 раз. «Ах ты,
противная птица! Кукуешь мне короткую жизнь? Да я
тебя сейчас из рогатки!» – крикнула Аня и
выстрелила в птицу из рогатки. Кукушка упала
замертво, а довольная девочка сказала: «Ну вот,
все равно от тебя толку лесу никакого не было».
Как вы думаете, ребята, права ли была Аня, убив
кукушку?
(Ответ. Нет, не права. Кукушка –
единственная из наших птиц, которая поедает
волосатых гусениц – очень опасных вредителей
леса.)
Внучок Егорка. Мальчик Ваня, возвращаясь
поздним вечером домой из леса, услышал крики
совы. «Вот глупая птица, – сказал он, немного
оправившись от испуга, – пользу природе никакой
не приносит, зато людей в лесу пугает!» «Извини,
Ваня, но ты не прав! – сказал Миша, – совы
приносят огромную пользу природе!» Рассудите
ребят, пожалуйста.
(Ответ. Прав Миша. За лето сова поедает около
1000 полевок, сохраняя тем самым тонну хлеба, т.к.
одна полевка за лето уничтожает килограмм зерна.)
Старичок-Лесовичок. Однажды ребята
собирали на опушке леса грибы. Тучи сгущались над
ними, но ребята не торопились возвращаться.
Грибов было немного, а идти домой с пустыми
лукошками не хотелось. Как-то резко все вокруг
потемнело. По листьям застучали крупные капли
дождя, поднялся сильный ветер. Засверкали молнии,
ребята услышали оглушительные раскаты грома.
Стало страшно. Хлынул ливень. Гроза все
усиливалась. «Скорей за мной!» – скомандовал
ребятам Антон. «Вон там, недалеко, растет дуб.
Спрячемся от дождя под ним!» – указал он друзьям.
Какую ошибку допустил Антон?
(Ответ. В грозу для защиты от дождя и молнии
нельзя прятаться под большими и одиноко стоящими
деревьями – они притягивают молнии, являясь как
бы естественными громоотводами. Особенно опасен
в этом отношении дуб, т.к. его корни очень глубоко
уходят в землю.)
Внучок
Егорка. Между Машей и Петей, которые в один из
летних деньков проходили по нашему лесу и
увидели птицу кедровку, возник спор. Маша
утверждала, что кедровки уничтожают
значительную часть урожая семян кедра. А Петя,
говорил, что кедровки очень важны для леса, даже
если они и уничтожают семена кедра. Рассудите,
кто из ребят прав, а кто нет.
(Ответ. Прав Петя. Поедание птицами
некоторой части семян деревьев, как правило, не
вызывает заметного снижения естественного
возобновления леса, а уничтожая весной и летом
массу вредных насекомых, птицы сторицей платят
нашему зеленому другу за его дары. Кроме этого
птицы, питаясь семенами лесных растений,
помогают их распространению. Кедровка переносит
семена кедра далеко от мест его произрастания и
нередко способствует возобновлению этой ценной
породы на гарях и пустырях.)
Старичок-Лесовичок. Проходила летом с
подружками по лесу девочка Анжела. Она говорила,
что какими бы страшными для человека ни казались
летучие мыши, они очень полезны для леса. Права ли
была Анжела?
(Ответ. Да, права. Дело в том, что летучие
мыши уничтожают крупных и твердых майских жуков,
комаров, ночных бабочек, из яиц которых выводятся
вредные для леса гусеницы.)
Внучок Егорка. Ребята собирали летом в лесу
грибы. Маслята были великолепны! Вася собирал все
грибы, растущие под соснами. Сережа же оставлял
часть грибов. Это заметила младшая сестра Сережи
и спросила, почему он так делает. «Просто наши
мнения о заботе о природе не совпадают», –
ответил сестре брат. А как, по-вашему, ребята, кто
правильно отнесся к природе и почему?
(Ответ. Конечно же, Сережа. Маслята
относятся к микоризным грибам, т.е. таким, которые
вступают во взаимовыгодные отношения с корнями
деревьев. Микоризные грибы образуют и выделяют
витамины и ростовые вещества, ускоряя этим
развитие корневой системы деревьев и
способствуя усвоению труднодоступных для
растений веществ. Водные растворы минеральных
веществ в этом случае поступают в корни деревьев
через грибницу. А грибы, в свою очередь, получают
от дерева углеводы и другие органические
вещества, которые не могут самостоятельно
создать для себя. Таким образом, собирая все
грибы, растущие под деревьями, грибник лишает
деревья их хороших помощников.)
Старичок-Лесовичок. Однажды на опушке Коля
нарвал для Маргариты букет красивых цветов. Этим
он хотел выразить свое восхищение ее красотой. И
это у него прекрасно получилось. Маргарита очень
обрадовалась, получив такой прекрасный букет. Но
через некоторое время цветы завяли, и Маргарите
пришлось их выкинуть почти на то же место, где их
сорвал Коля. Проходящее мимо них ребята-туристы
чуть ли не в один голос сказали: «Какие глупые
люди здесь побывали! Так по-свински отнеслись к
природе!» В ответ на это Коля возразил: «Ну что вы?
Разве может пострадать от какого-то небольшого
букета цветов природа? Вон их еще сколько
растет!» Предположите, что могли ответить
туристы Коле. А может, все же Коля был прав?
(Ответ. Нет, не прав. Туристы могли ответить
Коле примерно так: «Собирая букеты цветов, многие
не задумываются, что на следующий год, когда они
придут сюда, на этом месте цветов уже не будет.
Все потому, что какой-то глупец, и, возможно, не
один, сорвал букет цветов. На месте сорванных
цветов могли бы образоваться плоды с семенами. А
раз цветы сорваны, значит, растения не смогут
оставить после себя потомство».)
Внучок
Егорка. Андрей и Лена во время очередной
экскурсии в лес решили увековечить свои имена.
Каждый из них перочинным ножиком вырезал на
березке свое имя. Отойдя немного от дерева, они
вдруг увидели табличку с надписью: «Дорогие
ребята! Не разрушайте кору на деревьях!» «А мы и
не разрушили, – сказала Лена, – мы всего лишь
оставили свои имена на деревьях». «Значит, мы с
тобой молодцы! И можем смело назвать себя
хранителями леса!» – обрадовался Андрей. Оцените
их поступок, ребята.
(Ответ. Кору ребята повредили, а потому не
могут считать себя хранителями леса. В надрезы,
сучки, трещины коры проникают возбудители
болезней деревьев, в том числе и споры
грибов-паразитов. В результате этого большинство
деревьев постепенно отмирает. По этой же причине
нельзя оставлять после сбора сока открытые
надрезы на коре. Их нужно обязательно
заделывать.)
Старичок-Лесовичок. А недавно был в нашем
лесу такой вот случай. Пришли в лес школьники. К
одному из них прилипла паутина. Он рассердился на
пауков: «Наплели тут преграды для добрых людей!»
И давай всю паутину по пути рвать. А если
попадались ему сами пауки, так он и их давил. Как,
по-вашему, ребята, правильно ли поступил
школьник?
(Ответ. Нет, конечно. Пауки уничтожают
многих вредителей леса. Так что не нужно было
уничтожать пауков и расставленных ими сетей.)
Внучок Егорка. А сегодня ко мне прилетели
дятлы. Рассказали о том, что ребята, побывавшие в
лесу, решили уничтожить дятлов. «Толку от них
никакого, – рассуждали они, – только лишние
дырки в коре деревьев делают, убивают их своими
дурными делами». Выскажите, пожалуйста, ребята,
свое мнение об этом.
(Ответ. Дятлы уничтожают злейших врагов
леса – различных короедов, а также крупных
личинок златок, усачей, обитающих под корой, в
недоступных для других видов птиц участках
деревьев.)
Старичок-Лесовичок. А как люди вытаптывают
почву, ходя по лесу!
Внучок Егорка. В результате огромные
площади почвы уплотняются, кислорода там
становится мало, и растения и почвенные животные
просто задыхаются и умирают. А ведь можно свести
до минимума вытаптывание почвы, если идти всем по
одной, уже проложенной кем-то ранее тропе. Можно,
да не все это делают.
Старичок-Лесовичок. Как-то летом зашли в лес
ребята-путешественники и заблудились. Бродили
долго, да все без толку. Пытался я им подсказки
давать, а они не слушали меня. Наступал вечер,
начало темнеть. Ребята разожгли костер в надежде
на то, что их кто-нибудь да заметит. Их, конечно же,
заметили. Нашли. Но лес от них сильно пострадал.
Начался пожар. Сгорел не один гектар леса.
Погибло много молодых животных и птиц. Как же это
страшно, когда горит лес! Все живое, что не
успевает спастись, гибнет в море огня.
Раскаленный воздух обжигает легкие, и
одурманенные дымом звери и птицы, не успевшие
далеко убежать или улететь, гибнут еще до
приближения огня. Легко загорается старая еловая
тайга с «бородатыми» лишайниками, кедровники,
кедровый стланик, багульник на болоте, т.е. все
смолистые и выделяющие эфирные масла растения.
После пожара остается гарь – мертвый лес.
Сгорели насекомые, нет пищи для птиц, сгорели
ящерицы, лягушки, змеи, ушел зверь, улетела птица.
Черная земля и бурые лужи после дождя между
обугленными деревьями. Гарь не рубят, она стоит,
пока деревья не свалятся. На каменистых почвах
гарь десятилетиями может оставаться
безжизненной. В низких местах после лесного
пожара образуются болота. А после вырастает
чахлое криволесье на месте погибшего
доброкачественного леса. Кто-то из ребят
оставляет после себя незатушенные костры, кто-то
просто идет по лесу и бросает зажженные спички на
траву, кто-то, играя с зажигалкой, подпаливает
сухую траву, надеясь таким образом очистить лес
от мусора. Но если бы они только знали, что будет в
лесу, если начнется пожар! Не могу больше
говорить: бессердечными стали и взрослые, и дети.
Они совершенно не чувствуют чужой боли! (Плачет.)
Внучок Егорка. Дедуля, не плачь. Я очень
надеюсь, что не все ребята такие. Ты же ведь
слышал, как они сегодня оценивали различные
ситуации. А если кто-то все-таки и поступил
непорядочно по отношению к природе, именно
сегодня он осознал свою ошибку. Ведь, правда,
ребята? Вот, слышишь, дедушка?
Старичок-Лесовичок (немного успокоившись,
вытирая глаза платком). Слышу, слышу.
Внучок Егорка. Хоть и не вернуть огромные
площади лесов, которые пострадали от руки
человеческой, очень хочется надеяться, что наша
сегодняшняя встреча и разговор с ребятами
убережет оставшиеся леса и всех лесных
обитателей от гибели. Обещаете нам, ребята?
Старичок-Лесовичок. Тогда, в заключение
нашей встречи давайте повторим основные правила
поведения человека в лесу.
(Ответы. Относиться к лесу бережно. Не
мусорить и не шуметь в лесу.)
Внучок Егорка. А почему нельзя мусорить в
лесу?
(Ответ. Потому что человек, как правило,
использует в своей повседневной жизни
искусственные материалы – пластик, стекло,
металл. А все то, что не создано природой, чуждо
ей. Эти материалы очень долго не разлагаются,
годами лежат на земле, занимают площадь, на
которой могли бы жить живые организмы. Да и с
эстетической точки зрения не очень-то приятно
созерцать картину «Отходы человечества после
его культурного отдыха на природе».)
Старичок-Лесовичок. А какие еще правила
поведения в природе вы запомнили и уяснили для
себя?
(Ответ. Самое главное правило – не
вмешиваться в законы природы. В природе не бывает
ничего и никого лишнего. Нет в природе такого
разделения на вредные и полезные организмы,
которое придумал человек. Все в природе
взаимосвязано.)
Старичок-Лесовичок. Верно. Человек – дитя
природы. И не ему судить, кто природе нужен, кто –
лишний. Природа сама всё рассудит, сама всё
расставит по своим местам.
Внучок Егорка. А почему нельзя срывать,
сбивать, растаптывать ядовитые грибы?
(Ответ. Потому что многие ядовитые для
человека грибы не являются ядовитыми для
животных. Ими многие животные лечатся, с их
помощью избавляются от паразитов.)
Старичок-Лесовичок. А почему нельзя
приносить из леса домой животных?
(Ответ. Потому что человек, как бы он ни
старался, никогда не сможет создать у себя в доме
все условия, необходимые для жизни животных. Так
что лучше и не пытаться это делать и просто
пожалеть зверей, да и птиц тоже.)
Старичок-Лесовичок. Дорогие ребята, я очень
рад, что вы так активно и правильно отвечали на
наши с Егоркой вопросы. Хорошие мои, очень прошу
вас, не забывайте всего того, о чем мы сегодня с
вами говорили. Помните о нашей встрече, когда
пойдете в лес, когда будете просто гулять на
улице. Не мусорите, пожалуйста, не срывайте
листьев, не ломайте ветки. Помните, что природа
очень хрупка. Если мы не будем беречь ее, значит, у
нас не будет будущего. Не будет чистого воздуха,
не будет чистой воды, чистой почвы, экологически
чистых продуктов питания. А ваши потомки будут
обречены на болезни и гибель. Нравится вам
картина такого будущего? Нет? Тогда всегда,
прежде чем что-то сделать, думайте о последствиях
своих поступков по отношению к природе.
Внучок Егорка. Извините, ребята, но нам пора
идти к другим школьникам, проводить и с ними
разъяснительные беседы. Пока есть время, пока
можно еще что-то изменить, мы будем делать все
возможное, чтобы сохранить природу. Очень
надеемся, ребята, что и вы поможете нам в этом. Мы
разобрали с вами лишь некоторые, наиболее
распространенные, ситуации, а сколько еще
необдуманных ошибок совершает человек!
Старичок-Лесовичок. Любите природу, будьте
с ней на Вы. И она отблагодарит вас свежим
воздухом, щедро поделится своими дарами. А мы с
Егоркой приглашаем в наш лес и зимой, и летом.
Только не забывайте правил поведения в природе!
Договорились? Крепкого вам здоровья, ребята. До
свидания!
Внучок Егорка. До свидания, ребята!
Литература
Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. – М.:
Лесная промышленность, 1971.
Пивоварова Г.П. По страницам
занимательной географии. – М.: Просвещение, 1983.
Хлатин С.А. Я иду по лесу. – М.: Лесная
промышленность, 1973.
|