Филателия учителю биологии

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Т.И. Башурова,
учитель биологии Куровской СШ № 6,
Московская обл.

Игровые задания по теме «Членистоногие»

Загадки

1. Не птица, а летает.
С хоботом, а не слон.
Никто не приручает,
А на нас садится.
(Муха.)

2. Нос долог,
Голос тонок,
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Кто его убьет –
Свою кровь прольет.
(Комар.)

3. Не солнце, не огонь,
А светит.
(Светлячок.)

4. Черен, а не ворон,
Карий, а не конь,
С рогами, а не бык,
Шесть ног без копыт.
(Жук.)

5. Тоньше этой пряжи
Не найдешь в продаже.
(Паутина.)

«Чьи ноги?»

Учитель раздает ученикам листки с изображением шести насекомых и, отдельно, рисунки их конечностей. Нужно установить соответствие между этими рисунками.

Ребус

Этот ребус расскажет о насекомых, которые называют общественными.

(Ответ. Пчелы, муравьи, термиты живут большими семьями.)

«Чья голова?»

Учитель показывает рисунки голов насекомых, а ученики отгадывают, чья это голова.

Зоошутка

На рисунке изображено животное-монстр, отдельные части которого взяты от разных насекомых.
Нужно определить, из каких насекомых составлено это животное.

«В травяных джунглях»

Учитель зачитывает отрывки из книги Я.Л. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», по которым нужно отгадать, какие животные в них описаны.

1. «По листу ползла огромная черепаха, чуть-чуть только поменьше танка. Спина черепахи блестела красным лаком. Черные пятна на спине сияли, точно лакированные японские тарелки. Черепаха подобралась к стаду зеленых коров, остановилась и вдруг, точно лев, сшибла ударом лапы одну из них, подмяла под себя и, навалившись на корову всем телом, впилась в нее. В одно мгновение от коровы осталась только зеленая шкурка».
(Божья коровка.)

2. «…Иван Гермогенович увидел неподалеку зеленое чудовище, сверкающее на солнце. Оно стояло, расставив длинные ноги, покрытые острыми шипами-шпорами. Могучие голени поднимались углами над гигантским туловищем. Толстый изогнутый хвост, почти вдвое длиннее самого животного, лежал на земле... Услышав голос профессора, животное повернуло к нему сплюснутую большеротую голову, шевельнуло усами неимоверной длины… Зеленое, точно покрытое лаком животное пошевелило ногами…
– Ах, вот ты кто!– закричал профессор. – Ты слушаешь меня ногами?..»
(Зеленый кузнечик.)

3. «Голову и переднюю часть туловища прикрывал широкий выпуклый щит. Из-под щита высовывались зубчатые лапы, короткие, но очень широкие... Но и сзади животное было неуязвимо. Два перепончатых крыла, сложенных вместе, прикрывали туловище крепкой броней. «Но кто же это? Кто?» Профессор приподнялся на цыпочки, вытянул шею и вдруг с ужасом увидел две пики с острыми шипами, которые волочились по земле, как два хвоста».
(Медведка.)

4. «По краям листа-лужайки бродили, перебирая тонкими, длинными ногами, зеленые животные, похожие на исполинские груши. Некоторые из них сидели, опустив на мясистую поверхность листа и глубоко вонзив в него загнутый хобот».
(Тля.)

Что это за животное?»

Учащиеся заранее готовят описания животных в виде загадок, которые и задают друг другу.
Например: «Два крыла, шесть ног, рот с подушкой на конце, любит сладкое. Кто это?»

Литература

1. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. – М.: Аст-Пресс, 1999.
2. Ларри Ян. Необыкновенные приключения Карика и Вали. – М.: Правда, 1991.


 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru