Филателия учителю биологии

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

С.В. Кривых

Реализация предпрофильной подготовки и
профильного обучения учителем биологии

Современная профильная школа может состояться только при наличии необходимых кадров, способных реализовать программу изучения профилирующего предмета или элективного курса. Новые задачи, поставленные перед учителем профильной школы, требуют от него мобилизации сил, умений, знаний, зачастую того, что приходит только с годами педагогического труда.
Учитель биологии профильной школы должен обладать достаточными проектировочными умениями, чтобы разработать программу курса по выбору для учащихся 9-го класса, ориентирующего на естественнонаучный профиль обучения, или более серьезного элективного курса для 10–11-х классов, углубляющего и расширяющего знания по предмету. Часто биология является профильным предметом, и тогда учителю необходимо разработать программу по биологии в соответствии с профилем обучения, подобрать необходимые учебники, пособия, дидактические материалы. Ясно, что программа профильного курса биологии должна ориентироваться на профиль. Это могут быть медицинский, агрохимический профили, профиль «Современные биотехнологии» и т.д.; разумеется, программы по профильному курсу биологии в них будут совершенно разными.
Даже если биология в 10–11-х классах преподается на базовом уровне или (что более сложно) в интегрированном курсе естествознания, учитель по-разному должен подготовить урок, идя в гуманитарный класс или в технический класс. Очевидно, что он должен владеть нетрадиционными педагогическими технологиями, передовыми методиками, методами активного обучения (проектными, интерактивными методами, методикой организации исследовательской работы и т.д.).
Кроме того, учитель биологии, как правило, еще и классный руководитель. Значит, он должен иметь представление об организации предпрофильной подготовки, которая включает информационную работу, профильную и профессиональную ориентацию на уроках и во внеурочной деятельности, работу с портфолио, диагностические процедуры и т.д.
Все эти знания и некоторые умения вы сможете получить, изучив предлагаемый курс повышения квалификации.
При работе над материалами лекций автором переработано огромное количество научной литературы, специальных изданий, периодической печати, интернетовских сайтов, правительственных, министерских документов, а также изучен и обобщен опыт различных регионов по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Научно-педагогический и методический материал собран по крохам. Часть источников цитируется, другая часть текстов, приводимых в лекциях, сокращена, частично пересказана, терминологически модернизирована, облегчена для понимания. Собирая такой «круглый стол», автор исходил из того, что теоретические основы становления профильной школы, опыт реализации отдельных компонентов предпрофильной подготовки и профильного обучения остро необходимы сегодня педагогической практике. Ценность обсуждаемых здесь идей определяется их актуальностью и значимостью связанных с ними проблем профильной школы.
Первая лекция вводит слушателей в проблему профильного обучения, многие вопросы, поднимаемые в лекции, будут обсуждаться более подробно в дальнейшем.

Рекомендуемая литература

(высылается по заказу слушателей, заявки присылать по E-mail: k182@freemail.ru)
1. Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Часть 1. Педагогика профильной школы: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. – 244 с.
2. Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. – 352 с.
3. Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Часть 3. Программное обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2006. – 350 с. (электронная версия).

Дополнительная литература указана после каждой лекции.

Учебный план

Лекция 1
Методологические подходы, стратегия, цели и задачи профильного обучения

На фоне преобразований, происходящих в общественно-экономической жизни страны, острее осознаются проблемы педагогической теории и практики. И все очевиднее становится парадоксальная ситуация: реализация цели образования, сформулированной как всестороннее развитие личности, приводит совсем не к тем результатам, которых ожидали. Существующая система образования недостаточно способствует выявлению и самореализации творческой личности, стремясь обучать «всех и всему», поддерживать «единство уровня общего образования молодежи» в угоду ложно понимаемому принципу гармоничного развития всего подрастающего поколения. В практике школьного образования наблюдается девальвация системы ценностей и смыслов жизни, потеря позитивной мотивации к образованию, ухудшение физического, психического и нравственного здоровья школьников, формирование инфантилизма, безответственности, нетерпимости, агрессии.
По мнению ведущих ученых, для российской системы общего среднего образования характерны противоречия между:
– содержанием общего среднего образования, практически сложившегося в иную социально-экономическую эпоху, и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов страны в условиях ее включения в мировое разделение труда и жесткой экономической конкуренции;
– образовательными потребностями молодых людей и их родителей и существующим спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в общеобразовательных школах;
– многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов единого образовательного стандарта;
– требованиями системы высшего образования к качеству подготовки абитуриентов и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования.
Одно из главных противоречий современного образования заключается в том, что оно стало массовым, охватывающим учащихся всех возрастов, уровней развития, способностей, интересов, индивидуальных особенностей, с одной стороны, и все возрастающим требованием к индивидуализации обучения, личностно-ориентированного подхода, с другой стороны. Налицо рассогласование между декларацией личностно-ориентированного обучения и отсутствием надежных технологий обучения, индивидуализации образования, методик диагностики личностных качеств. Педагогическая наука должна разработать и предложить учителю такой набор технологий обучения и воспитания, выбор из которых с учетом возможностей учителя и индивидуальных особенностей ученика гарантировал бы высокий уровень образования каждого учащегося.
Мир вступает в новую фазу развития, переходя от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. В связи с этим встает задача изменения и образовательной парадигмы. Уже очевидно, что системы образования, нацеленные на передачу молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов, в условиях доступности любой информации и мощных средств ее обработки не отвечают современным требованиям. По справедливому замечанию С.Н. Чистяковой, нынешнее общее (школьное) образование обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности.
Продолжается отчуждение школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представления обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов. Встает задача оказания содействия человеку в определении и коррекции отношения к самому себе, окружающему миру, другим людям и к профессиональной деятельности.
Среднее (полное) образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
У многих учащихся общеобразовательных школ не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования, слишком рано, уже в школьный период, наступает замедление процессов развития учащегося как личности. Это и есть те негативные последствия старой системы образования, которые должна устранить профильная школа.
Так, очевидно, что существующая образовательная система недостаточна для того, чтобы сформировать у выпускников способность делать осознанный выбор профиля образования. Учащиеся не получают знаний, необходимых для осуществления данного выбора, и не обучаются тому, как делать выбор. Общее непрофильное образование не согласуется с учебной мотивацией старшеклассников, которые не связывают свои интересы в учебе с будущим профессиональным образованием и профессией. Это тоже недостаток существующей образовательной системы.
При реализации профильного обучения в общеобразовательной школе будут созданы реальные предпосылки для организации личностно ориентированного учебного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учеников, которые сами определяют направления и углубление в конкретной предметной области.
Следует признать, что о полноценности аттестата зрелости, особенно в новых социально-экономических условиях России, можно будет говорить только тогда, когда выпускник 9-го или 11-го класса с помощью школы узнает и то, что он хочет, и то, что он может в профессиональном плане, когда проблематика труда станет для него актуальной. И кто как не учителя должны помочь школьникам сделать самим правильные выводы о том, как, каким образом и какой ценой выживать в условиях постоянного выбора, реализовать свои силы и способности, сохранив уникальность своей личности в приобретаемой профессии.
Правительство Российской Федерации в конце 2001 г. утвердило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р). «Отечественная система образования, – отмечается в Концепции модернизации, – является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования». В качестве главного результата в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Важными целями общего образования должны стать:
• развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
• умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
• готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
• толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
(Модернизация российского образования: документы и материалы. – М.: Библиотека развития образования. ГУ-ВШЭ, 2002. – 365 с.)
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, наряду с другими важными стратегическими задачами, на старшей ступени общеобразовательной школы ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…».
«Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», утвержденная приказом Минобразования РФ от 18.07.02 № 2783, трактует цели профильного обучения так: «Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории».
Прокомментируем основные цели профильного обучения, поставленные в министерской Концепции.
1. Обеспечить профильное (расширенное) изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования.
Комментарий: обратите внимание – не углубленное, а именно профильное, или расширенное, изучение, причем это расширение также вариативно и зависит от названия профиля обучения.
2. Создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Комментарий: обратите внимание, значительная дифференциация не ограничивается теми десятью профилями, учебные планы к которым даны в «Вестнике образования» № 4 за 2004 г., а на практике – и вовсе тремя профилями: физико-математическим, гуманитарным и естественнонаучным.
3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.
Комментарий: обратите внимание, равный доступ разным категориям учащихся, т.е. профильное обучение не только для сильных учащихся, оно для всех, в том числе и для слабых в учебе, для них создаются интегрированные учебные планы профильного класса, включая интеграцию с учреждениями среднего и даже начального профессионального образования.
4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Комментарий: этот пункт для сильных учащихся, если в школе сохранились связи с учреждениями высшего образования, их можно использовать.
В Концепции профильного обучения профиль рассматривается как та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям, сущест-
вующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемым базисным учебным планом (БУПом) (33 ч в неделю), и максимальным лимитам санитарной нагрузки (36 ч в неделю). Таким образом, учащимся предоставляется возможность с помощью комбинации базовых, профильных и элективных курсов выстроить так называемый индивидуальный маршрут получения полного среднего образования, который может позволить к окончанию учебного заведения выйти с разным (но определяемым лично учащимся) уровнем подготовки – как минимальным, так и максимально возможным (углубленным либо расширенным).
Профильность – это не просто углубление знаний по одному, двум или более предметам, это практический опыт деятельности в определенной профессиональной сфере, направленный на формирование интегрированных знаний, социальных компетенций учащихся. В материалах Министерства образования РФ поясняется, что предлагаемый подход к формированию содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов. Можно сказать, что профильное обучение представляет собой «промежуточную форму» дифференциации обучения – между сегодняшним недифференцированным подходом и глубокой специализацией, присущей лицеям, гимназиям и школам с углубленным изучением предметов. Эти образовательные учреждения существуют сегодня параллельно с профильными школами, решают иные задачи и имеют свой путь развития.
По мнению ряда ученых (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, В.П. Бондарев и др.), профильное обучение – особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями. Представители этой научной школы справедливо считают, что «главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.
Основные задачи профильного обучения в старших классах:
• показать место и роль школьных предметов в структуре профессий. Более того, профильное обучение должно интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;
• предоставить возможность старшим школьникам выполнить большую серию трудовых, технологических, социальных, профессиональных проб и получить представления о своих потенциальных возможностях и предпочтениях; осуществить социально-педагогическую диагностику готовности к принятию самостоятельных решений, связанных с профессиональным становлением;
• сформировать у подростков образы эффективного труженика, благополучной трудовой карьеры, «идеальной» профессии. Профильное обучение должно взять на себя компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования в контексте повышения готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению». (Дик Ю.И., Чистякова С.Н., Сасова И.А., Орлов В.А. и др. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования (проект) // Ученик в обновляющейся школе: Сб. научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002.– С. 257–277).
Осуществляемая профилизация общего среднего образования позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой – создает условия для допрофессиональной подготовки и социально-профессиональной адаптации. Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора. Профильное обучение основывается на прочной базе основного общего образования. Речь идет не о подготовке к конкретной профессии или специальности, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знания предметной области. Это создает предпосылки для качественного овладения профессиональными знаниями и умениями.
Следует отметить различие между понятиями «профильное обучение» и «профильная школа». В Концепции профильного обучения даются следующие определения.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Профильная же школа есть институциональная форма реализации этой цели, естественно форма основная, но не единственная. Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, например, сетевые, выводящие реализацию соответствующих образовательных программ за стены отдельной школы.
Поэтому необходимо с первых дней обучения в школе приобщать учащихся к необходимости постоянного поиска и выбора своего пути. Именно для этого следует вводить в школах различные профильные и элективные курсы, поскольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьника. Вместе с тем определение профилей обучения осуществляется не только на основе познавательных интересов учащихся, но и с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.
Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе. Ее цель в определенном смысле противоположна цели профильного обучения – не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в определенной области познавательной деятельности, а выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта (об этом мы поговорим в следующей лекции).
Методологической основой построения концепции профильного обучения является гипотеза Л.С. Выготского о динамичном соотношении процессов обучения и развития, суть которой заключается в том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими «зоны ближайшего развития». Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения В.В. Давыдова, в соответствии с которой содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, методом – организация совместной учебной деятельности школьников и педагогов, а продуктом развития – главные психические новообразования. В дальнейшем эти идеи развивались в работах Ш.А. Амонашвили, В.В. Рубцова, И.С. Якиманской и др.
Методологическую базу феномена саморазвития школьников в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения раскрывает формируемый новый подход в образовании – антропоэкологический (А.А. Макареня, С.В. Кривых, И.В. Иванов, Е.В. Бускина, А.Н. Макарчук), в основе которого лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика. Подход, основанный на глубоком знании человеческой природы (учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, самореализации и саморазвития), на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования: толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и т.д. (Кривых С.В., Макареня А.А. Педагогическая антропоэкология. Педагогика жизнедеятельности. – СПб.: ИОВ РАО, 2003. – 360 с.) Подход, учитывающий когнитивные, перцептивные, креативные способности и возможности, обеспечивающий развитие всех сфер ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нрав-ственной, социальной и т.д. в соответствии с его задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития при сохранении здоровья школьника. Антропоэкологический подход к решению образовательных задач исходит из того, что человек есть высшая ценность и мера эффективности цивилизации как способа организации жизни людей и их сообщества («преуспевающее общество»).
В соответствии с Концепцией профильного обучения стратегия развития профильного обучения должна предусматривать:
– отработку и практическую реализацию в ближайшие 5 лет системы, обеспечивающей сознательный выбор учащимися направлений профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения, социализацию обучаемого, возможность дальнейшей профессиональной подготовки, а также учет региональных потребностей рынка труда;
– обеспечение непрерывности и преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников;
– повышение социально-экономической и личностной эффективности профильного обучения за счет усиления его адресности, дифференциации и индивидуализации;
– консолидацию ресурсов общеобразовательных школ, профессиональных училищ, лицеев, колледжей, вузов, межшкольных учебных комбинатов, предприятий и фирм в осуществлении личностно-ориентированного профильного обучения и региональной кадровой политики;
– учет локальных изменений в потребностях рынков труда и образования, удовлетворение запросов регионов в кадровом обеспечении в соответствии с перспективами их социально-экономического развития.
Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней: базового и профильного.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Этот уровень обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профессионального образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Сегодня существует проект государственных стандартов общего образования, где каждый учебный предмет в 10-х и 11-х классах представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач. (Федеральный компо-нент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 266 с.)
Еще раз отметим, что это лишь проект, сегодня ведется работа над созданием государственных стандартов третьего поколения.
Основной дидактической проблемой является определение верного соотношения предметов профильного и общеобразовательного уровней. Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени общего образования следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности. Дифференциация в профильном обучении предусматривает создание стабильных классов или групп, в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям школьников различаются.
«Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» выделяет несколько вариантов, или моделей, организации профильного обучения.
1. Модель внутришкольной профилизации.
Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей) или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной. Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставляет школьникам, в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп, в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы. Разработаны учебные планы непрофильных (универсальных) классов, в которых учтены эти возможности.
2. Модель сетевой организации.
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться на базе двух основных вариантов. Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами – межшкольными учебными комбинатами, учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора места получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах.
Вышесказанное не исключает также другие подходы и возможности деятельности и дальнейшего развития иных моделей профильного образования, в том числе кооперации с различного рода специализированными образовательными учреждениями (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).
Школы в основном идут по пути создания профильных классов с жестким составом учащихся, можно встретить редкие попытки создания профильных подгрупп в составе одного класса, еще реже можно встретить реализацию индивидуальных образовательных планов каждого ученика, когда класс собирается вместе лишь на базовые учебные предметы, для реализации профильного и элективного компонента создаются учебные группы. Несмотря на имеющиеся разработки технологии реализации индивидуальных учебных планов и огромный потенциал такой модели профильного обучения, данная технология остается редким явлением в образовательной практике, тем более с привлечением ресурсов других учреждений, специалистов высокой квалификации. Виной тому – конкуренция между школами, а сотрудничество с учреждениями профессионального (всех уровней) или дополнительного образования, предприятиями и фирмами затруднено непроработанностью организационной стороны.
Профильное обучение должно:
– быть нацелено на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;
– иметь деятельностный, продуктивный, характер;
– обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, с социумом;
– отличаться вариативностью;
– обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования;
– быть ориентированным как на потребности личности, так и на потребности рынка труда;
– учитывать потребности регионов в специалистах определенных профессий.
Современная профильная школа может состояться только при условии наличия необходимых кадров, способных реализовать программу изучения профилирующего предмета или элективного курса. «Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования. Для реализации данной задачи необходимо разработать модели структуры и содержания подготовки специалистов для профильной школы на основе современных подходов к организации педагогического образования, что должно включать опережающую проработку модели стандартов высшего педагогического образования третьего поколения» говорится в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», утвержденной приказом Минобразования от 18.07.02 № 2783.
Учителя, работающие в профильных классах, должны четко представлять:
• изменения в содержании образования по предмету в разных профилях;
• преимущества различных образовательных технологий;
• нормативное обеспечение профильного обучения;
• учебно-методическое обеспечение по своему предмету;
• критерии оценки профильной подготовки учащихся.
Кроме того, «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» Министерства образования подчеркивает: «Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
– вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
– практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельност-ных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
– завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования».
В решении проблем подготовки педагогических кадров для ведения профильного обучения старшеклассников особая роль принадлежит образовательным учреждениям высшего педагогического образования и системе повышения квалификации педагогических кадров. Отметим, что в Концепции профильного обучения четко сказано: учитель профильного предмета обязательно должен пройти повышение квалификации по данной теме. Новые задачи, поставленные перед учителем профильной школы, требуют от него мобилизации сил, умений, знаний, зачастую того, что приходит с годами педагогического труда. В регионах, где уже сегодня внедряются предпрофильная подготовка и профильное обучение, обозначились типичные затруднения педагогов в процессе их реализации. К числу таких затруднений относятся:
– незнание нормативно-правовой базы, непонимание целей и задач профильного обучения;
– непонимание различий в целях, задачах, средствах реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения;
– неполное знание содержания профильного образования, учебно-дидактического и методического его обеспечения;
– невладение проектировочными умениями: учителя не в состоянии спроектировать базовый, профильный или элективный курс, поставить адекватные цели к указанным курсам, разработать их содержание;
– недостаточность психологических знаний, не позволяющая грамотно организовать процессы самоопределения, самоактуализации и самореализации ученика, профильную и профессиональную ориентацию, процесс формирования его «Я-образа»;
– незнание методик и неумение проводить доступную диагностику;
– невладение передовыми педагогическими технологиями на уровне использования в образовательном процессе;
– отсутствие достаточного арсенала методов активного обучения, включающего обозначенные на уровне базисного учебного плана метод проектов, исследовательскую деятельность, учебные прак-тики;
– невысокая компьютерная грамотность, не позволяющая включать в образовательный процесс интерактивные методы обучения, мультимедийные и интернет-технологии, значительно расширяющие возможности использования субъектного опыта учащихся и самообразование и т.д.
О том, как преодолеть эти затруднения и как овладеть знаниями и умениями, неоходимыми для реализации Концепции профильного обучения, мы поговорим в следующих лекциях.

Дополнительная литература

1. Бондарев В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А., Лернер П.С. и др. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10–11-х классов естественнонаучного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
2. Вестник образования России. – 2004. – Апрель. – № 8.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образова-нии. – 2002. – № 1. – С. 3–16.
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
5. Модернизация российского образования: документы и материалы. – М.: Библиотека развития образования. ГУ-ВШЭ, 2002. – 365 с.
6. Планирование профессиональной карьеры: Учебное пособие для учащихся профильных и технических 10-11-х классов / Сост.: С.Ю. Алашеев, Е.Г. Зубова, Т.Н. Порхун, Н.Ю. Посталюк. – Самара: ПРОФИ, 2002. – 92 с.
7. Программное обеспечение подготовки педагога профильной школы / Отв. ред. С.В. Кривых, А.А. Макареня. – СПб.: ИОВ РАО, 2004. – 88 с.
8. Профильное обучение: Информационные материалы для разработки региональной программы развития образования: Вып. 2. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 100 с.
9. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 – 9-х классов общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 221 с.
11. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. II. Среднее (полное) общее образова-
ние / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 266 с.
12. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2002. – № 1.

Вопросы и задания
1. Какие нормативные документы регламентируют введение профильного обучения в школе?
2. Каковы цели и задачи профилизации школьного образования?
3. На каких учащихся рассчитано профильное обучение?
4. Чем различаются углубленное изучение предмета и профильное обучение предмету?
5. Какие противоречия школьного образования призвано решить профильное обучение?
6. Какими дополнительными знаниями и умениями должен обладать учитель профильной школы?
7. Сформулируйте свои затруднения при реализации профильного обучения.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru