Филателия учителю биологии

БОТАНИКА

Лернер Г.И.

Продолжение. См. № 17/2007

Ботаника

Рабочая тетрадь для 6-го класса для совместной работы учителя, ученика и родителей

Тема: «Общее знакомство с цветковыми растениями»

Биология – наука, изучающая строение, функции, образ жизни одноклеточных и многоклеточных организмов и вирусов. Биология делится на ряд частных наук, примерами которых служат ботаника, зоология, анатомия, экология, эволюция и др. Знакомство с биологией вы начинаете с ботани-
ки – науки о растениях. Самыми распространенными и совершенными на Земле являются цветковые растения.
Цветковое растение состоит из органов. Органом размножения цветковых растений служит видоизмененный побег – цветок. В цветках образуются плоды и семена, с помощью которых растение размножается и распространяется. Часто цветки собираются в соцветия, которые привлекают опылителей.

Обучающая часть

В этой части вы будете отвечать на самые разные по форме вопросы. Некоторые из них нужны для того, чтобы напомнить вам содержание темы, другие вопросы составлены так же, как задания для Единого государственного экзамена, который многие из вас будут сдавать.

Задания части А

Инструкция. В этой части вы познакомитесь с обсуждениями ответов в заданиях с выбором одного правильного ответа. Внимательно прочитайте вопрос, варианты ответов к нему и обсуждение этих ответов. Попытайтесь сначала устно, а потом и письменно предложить свои аргументы правильности выбора.

А1. К растениям относятся:

Ответы
1) только многоклеточные организмы

2) одноклеточные организмы

3) многоклеточные и одноклеточные организмы
4) неклеточные, одноклеточные и многоклеточные формы

Обсуждение
Нет, так как существуют одноклеточные растения.

Нет, так как большинство растений относятся к многоклеточным организмам.
Да, потому что бывают и те, и другие растения.
Нет, так как среди растений нет неклеточных форм.


А2. На русский язык переводится, как слово «растение»:

Ответы
1) «ботанэ»
2) «биос»
3) «дендро»
4) «логос»

Обсуждение
Да, это слово переводится как трава, зелень, растение.
Нет, так как греческое слово «БИОС» переводится как «жизнь».
Нет, так как слово «ДЕНДРО» переводится как дерево. Дендропарк, например.
Нет, так как «логос» в переводе означает «слово».


А3. Функции растительного организма изучает:

Ответы
1) физиология растений
2) теория эволюции

3) бионика




4) цитология

Обсуждение
Да. Физиология – наука о функциях организма.
Нет, эта наука изучает происхождение органического мира и его историческое развитие.
Нет, эта наука изучает возможности применения в технике и строительстве различных особенностей растений и животных. Например, принцип строения кольчатого червя использован в строительстве подводных лодок, крыла птицы –
в конструировании самолетов, корней растений – для проектирования опор для строительных конструкций.
Нет, так цитология – наука, изучающая строение и функции клетки.


А4. Не является органом цветкового растения:

Ответы
1) соцветие
2) цветок
3) побег

4) корень

Обсуждение
Да. Соцветие – это группа органов цветков.
Нет, цветок – орган полового размножения растений.
Нет, побег – орган вегетативного размножения растений или система, состоящая из органов – стебля и листьев.
Нет, корень – самостоятельный орган растения.

А теперь попытайтесь с небольшой помощью тетради доказать что все ответы, кроме одного, неправильные. Вместо точек напишите необходимый текст. Даже, если вы сразу знаете правильные ответы на вопросы, пишите все объяснения. Это важно для приобретения умения доказывать свою мысль.


А5. Стрептококк не относят к растениям , потому что он:

Ответы
1) образует споры
2) не имеет оформленного ядра

3) не способен к фотосинтезу
4) состоит из одной клетки

Обсуждение
Нет, так как споры образуются …………………………..… .
Да, потому, что клетки всех растений …………………….. .………………………………………………............................... .
Нет, так как есть растения, которые не способны к фотосинтезу.
Нет, так как существуют одноклеточные растения.


А6. Видоизмененным побегом является:

Ответы
1) корень
2) стебель

3) лист
4) цветок

Обсуждение
Нет, так как у корней нет почек и других структур, характерных для этого органа.
Нет, так как стебель может и не быть видоизмененным органом, а кроме того стебель без листьев, как следует из условия, не является побегом.
Нет, так как отдельный лист …..…………………………. .
Да. У цветка есть признаки побега. Чашечка, венчик, тычинки и пестики – это видоизмененные листья, а цветоножка и цветоложе – видоизмененный стебель.


А7. Почву рыхлят для того, чтобы:

Ответы
1) усилить поглощение органических веществ корнем
2) увеличить испарение воды

3) повысить интенсивность дыхания корней и снизить испарение воды
4) обеспечить передвижение органических веществ по растению

Обсуждение
Нет, органические вещества не ………….…………………. .


Нет, так как при рыхлении почвы испаряется только поверхностная вода, а основная часть сохраняется в нижних слоях.
Да, так как обеспечивается доступ воздуха к корням и вода ………………………………………….......................... .

Нет, так как движение органических веществ происходит сверху вниз и обеспечивается сосудистой системой растений и силой тяжести Земли.


Задания части В

К этой группе заданий относятся:
– задания на выбор нескольких правильных ответов;
– задания на установление соответствия между объектом и его признаками, свойствами;
– задания на определения последовательности процессов, явлений, действий.

Задания на выбор нескольких правильных ответов

В1. Выберите термины, обозначающие главные части цветка, из следующего списка:

А) Венчик
Б) Лепесток
В) Тычинка

Г) Цветоножка
Д) Пестик
Е) Чашечка

Прежде всего, следует вспомнить или додуматься, какие части могут быть главными и почему они называются главными. Нужно связать части цветка с функциями, которые они выполняют. Зная, что размножение, продолжение рода, является важнейшей функцией живого организма, вы поймете, что именно пестик и тычинка – главные части цветка, участвующие в размножении и образовании семян и плодов. Остальные части цветка по отношению к пестику и тычинке считаются второстепенными.

Задания на соответствие

Нужно установить связь, например, между признаком биологического объекта и его названием, функциями, другими особенностями.

В2. Соотнесите название плодов с названиями растений.

Плоды
1) Ягода
2) Костянка

Растения
А) Абрикос
Б) Арбуз
В) Томат
Г) Слива
Д) Фундук
Е) Картофель

В этом задании есть маленькая ловушка. Фундук не относится ни к одному из названных типов плодов. Выполняя это задание, необходимо вспомнить признаки «ягоды» и «костянки». Также следует учесть, что плодом картофеля является не всем известный и привычный клубень, а ядовитая ягода.

Задания, требующие установить последовательность событий.

Выполняя задания этого типа, сначала надо поработать с учебником. Затем надо представить себе цепь событий, понять их логику. Если задание касается практической работы, которую вы уже делали, то надо вспомнить, в какой последовательности вы выполняли все действия. Способов получения правильного ответа несколько, но лучше всего знать и понимать суть процесса или явления.

В3. Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли.

А. Появление семядолей и стебелька с почечкой
Б. Появление зеленых листочков
В. Появление корешка
Г. Сбрасывание семядолей
Д. Набухание семени

Отвечая на это вопрос, необходимо рассуждать следующим образом. Семя находится во влажной почве, следовательно, сначала оно набухнет (Д). Затем начинается развитие зародыша. Прежде всего растение должно закрепиться в почве, значит первым появляется корень (В). Начинается питание зародыша из почвы и появляются (у фасоли) стебель с семядолями и почечкой (А). Семядоли продолжают питать проросток до появления первых листочков (Б) и затем иссыхают и сбрасываются (Г)
Таким образом ответ : ___________________

Задания части С

Задания с кратким и развернутым свободным ответом

Задания этой части просят вас кратко или подробно ответить на вопрос.

С1. Зачем проводят побелку стволов деревьев?
______________________________________________________________

Отвечая на это вопрос, следует вспомнить, чем белят стволы. Обычно их белят известью. Известь отпугивает и обезвреживает насекомых. Кроме того, белый цвет отражает солнечные лучи, предохраняя растение от ожогов. Значит, отвечая на этот вопрос, надо указать две причины – защита от вредителей и защита от ожогов.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru