Кривых С.В.
Продолжение. См. № 17/2007
Реализация предпрофильной подготовки и
профильного обучения учителем биологии
Лекция 2
Цели, задачи и содержание предпрофильной подготовки
Перед учеником по окончании им основной школы будет стоять сложная задача не только правильного выбора профиля, но и возможности поступления в вуз и обучения по данному профилю. В жизни может возникнуть ситуация, когда профиль, по которому желает учиться подросток, есть только в другом муниципальном округе (районе). Как быть в этом случае? Что необходимо делать ученику? Как и кто может ему помочь? На эти вопросы необходимо иметь ответы уже сегодня. Поэтому ученик и его родители в 9-м классе основной школы должны получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных образовательных учреждениях, наименее затратных по времени, соответствующих интересам учащегося и выбираемому профилю дальнейшего обучения.
Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10–11-х классах или дальнейшего пути получения профессии. Таким образом, исходя из «Концепции профильного обучения», предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:
– умение объективно оценивать свои возможности и способности к продолжению образования по различным профилям;
– умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;
– готовность нести ответственность за сделанный выбор;
– высокий уровень учебной мотивации для обучения по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.
Задачи предпрофильной подготовки:
– выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
– оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
– развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
– формирование способности принимать осо-знанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования. К предпрофильной подготовке относятся информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении возможного выбора профиля обучения в старшей школе, а также направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
Рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы определяют базовый минимальный объем предпрофильной подготовки, равный примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю (при 34 учебных неделях в году).
Учебный план предпрофильной подготовки не имеет жесткой структуры. Она включает в себя три компонента. Из имеющихся учебных часов рекомендуется большую часть времени – ориентировочно 2/3, т.е. 2 ч в неделю – отводить на специально организованные краткосрочные курсы по выбору. Предполагается, что содержание этих курсов будет, прежде всего, способствовать самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.
Оставшуюся треть объема предпрофильной подготовки, примерно 30–35 ч в год, предполагается отводить на информационную работу (знакомство с учреждениями, в которых можно продолжить образование после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема и т.д.), а также на мероприятия профориентационного характера: пробы, психолого-педагогическую диагностику, консультирование.
Распределение времени учебного плана предпрофильной подготовки:
1) курсы по выбору (элективные курсы) – 70 ч;
2) информационная работа – 15 ч;
3) профконсультирование, профориентационная работа – 15 ч.
Предпрофильная подготовка строится на основе принципа преемственности с профильным обучением в старших классах. Это означает, что содержание курсов должно будет познакомить учащихся с содержанием обучения в старшей школе и помочь определиться с профилем обучения. Однако план предпрофильной подготовки содержит курсы по выбору учащихся, не являющиеся для них обязательными. Это означает, что школьники имеют право отказаться от предпрофильной подготовки и выбрать профиль обучения в старшей школе самостоятельно. О курсах по выбору мы поговорим в следующей лекции.
Информационные аспекты предпрофильной подготовки
Предпрофильная подготовка должна начинаться с планирования действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях, территориально доступных им в муниципальном образовании (городе, районе, микрорайоне), об учреждениях, где можно посещать курсы по выбору, пройти психологическое тестирование и консультирование, профпробу, тестовые или рейтинговые испытания.
Одним из наиболее удачных подходов в организации информирования учащихся и родителей является «образовательная карта». Образовательная карта – это карта муниципального субъекта (города, района, микрорайона), на которую нанесены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального профессионального образования и другие организации и учреждения, на базе которых предполагается осуществлять предпрофильную подготовку и профильное обучение.
Образовательная карта может быть составлена и издана в виде буклета, брошюры, плаката. Желательно отразить на карте маршруты движения общественного транспорта, на котором можно доехать до места обучения.
Большую помощь в организации информационной работы играет образовательная сеть, которая также расширяет возможности проведения и вариативность курсов по выбору. Сеть – это совокупность различных учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Муниципальная образовательная сеть предпрофильной подготовки должна включать в себя самые разные типы образовательных учреждений, прежде всего школы и учреждения дополнительного образования. В их задачи будет входить проведение курсов по выбору для всех учащихся района, организация мероприятий и различных видов рейтинговых состязаний для нако-пления информации в «портфолио». Помимо учреждений образования в сеть должны войти психолого-валеологические и профориентационные службы. На них будут возложены различные вспомогательные функции, например по оказанию консультативной помощи учащимся и родителям.
Профильная ориентация, профориентационная работа
Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра ее возможных проблем с педагогическим сообществом выявили значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа. С.Н. Чистякова справедливо считает, что весьма неопределенным оказывается даже само наименование этого педагогического явления – профильная (или профессиональная, или учебная?) ориентация. Однако совершенно очевидно, что без полноценного ориентационного компонента предпрофильная подготовка окажется сведенной к «комплектованию», «подбору», «отбору», «селекции» без учета индивидуального запроса учащегося и без учета его готовности к формированию этого запроса (Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова. – М.:
АПКиПРО, 2003. – С. 10–11).
Целями профильной ориентации как составляющей предпрофильной подготовки являются:
– оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
– создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению;
– организация первоначального этапа социально-профессиональной адаптации личности взрослеющего человека.
В процессе реализации целей профильной ориентации предполагается пройти этапы подготовки учащихся к выбору профиля: пропедевтический, основной и завершающий.
Пропедевтический этап позволяет дифференцировать учащихся в соответствии с их потребностью продолжать обучение в профильной школе. На этом этапе осуществляются:
– презентация «образовательной карты» территории;
– предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.
На основном этапе предусматриваются:
– обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;
– организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
– анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.
На завершающем этапе:
– реализуются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле и его возможностей требованиям избираемого профиля;
– используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно», соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля.
Для решения проблем профильного самоопределения недостаточно лишь дать рекомендации о том, какой профиль подходит, а какой не подходит данному ученику. Консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост личности, в результате чего школьник сам мог бы взять на себя ответственность за выбор профиля. Ориентационная работа по выбору профиля обучения прежде всего должна помочь подростку увидеть и осознать свои возможности, способности, склонности; стимулировать развитие личности; высвечивать сильные и слабые стороны индивидуальности; очерчивать зону возможных продвижений; намечать реальные шаги к успеху и задавать вектор жизненного и профессионального самоопределения.
Выделяют ряд типичных проблем, связанных с профильным самоопределением девятиклассника:
– неадекватная самооценка, рассогласование «Я»-идеального и «Я»-реального;
– отсутствие четкого представления о направлении продолжения образования;
– размытые представления о своих ценностных ориентациях в отношении будущей профессии;
– недостаточная мотивация профессионального выбора;
– несовпадение идеального и реального образа выбираемой профессии;
– отсутствие жизненной цели, плана.
Жизненный план возникает тогда, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. Жизненные цели – это более масштабные и хронологически менее определенные будущие события, чем планы. Примеры жизненных планов: окончание школы, поступление в вуз, вступление в брак; жизненные цели: хорошая работа, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь. Предполагается, что реализация планов в конечном итоге приводит к осуществлению жизненных целей.
Индивидуальная ситуация выбора профиля у каждого девятиклассника при всем разнообразии конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторые общие причины:
– позиция старших членов семьи;
– позиция сверстников, друзей;
– позиция учителей, классного руководителя;
– достигнутый уровень развития личности как субъекта деятельности;
– уровень притязаний учащегося;
– уровень информированности;
– склонности, интерес к тем или иным видам деятельности;
– возможности и резервы организма;
– сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы.
Результатом профильного и профессионального самоопределения для самого девятиклассника является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план, как минимум, на ближайшие три года. Важным и необходимым результатом самоопределения является отчетливое осознание школьником того, что он сам выбрал профиль или профессию. Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и ранним юношеским возрастом (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения.
Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране насчитывается более 7 тыс. профессий, и каждый год происходит обновление этого списка примерно на 500 видов. Особенностью современного мира профессий является полипрофессионализм: человеку нужно овладеть несколькими смежными профессиями. Складывается парадоксальная ситуация, связанная с длительным периодом овладения профессиональным мастер-
ством и быстрым устареванием и обновлением видов профессиональной деятельности.
Эта противоречивая ситуация становится причиной падения у школьников интереса к выбору профессии, возникает неуверенность в возможности сделать правильный выбор. Все это приводит к тому, что учащиеся либо находятся в состоянии неопределенности, либо делают сомнительный и примитивный выбор. Кроме того, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует опыт переживания ситуации успеха как личной победы, заработанной личной активностью. Нами проведен небольшой эксперимент: более 2000 опрошенных девятиклассников называли по 10–12 предпочтительных профессий, причем просто называли, не вдаваясь в содержание работы.
Профессиональная ориентация – некогда обязательная составляющая образовательного процесса в школе, к сожалению, ушла в прошлое. У любого предметника имеются большие возможности по-знакомить школьников с профессиями. Но, пожалуй, учитель биологии обладает самыми богатыми возможностями в профориентационной работе. Это касается любого курса: ботаники, зоологии, анатомии, общей биологии. Неограничен также ресурс внеклассной работы по биологии.
Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира можно разделить на пять основных типов – такой способ ориентации в мире профессий предложил известный психолог академик Е.А. Климов. (Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 1995; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределе-
ния. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996).
1. Профессии типа «человек–природа» связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой природе. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением Земли (геолог, геофизик, океанолог, метеоролог и т.п.), ее растительного и животного мира (ботаник, зоолог, орнитолог, кинолог, генетик, эколог и т.п.), производством продукции животноводства и растениеводства (садовод, агроном, овощевод, животновод, зоотехник, ветеринар и т.п.).
2. В профессиях типа «человек–техника» не обойтись без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов. К этой группе можно отнести великое множество промышленных и строительных специальностей (сталевар, литейщик, кузнец, фрезеровщик, электрик, токарь, слесарь, штукатур, каменщик, столяр, швея, инженер и т.п.), а также вождение и обслуживание транспортных средств.
3. К профессиям типа «человек–знаковая система» смело можно отнести разнообразные формы обработки информации. Это работа с системами: языковыми (библиограф, нотариус, лингвист, историк, филолог, философ, литературовед и т.п.); абстрактно-математическими (статистик, математик, кассир, бухгалтер, экономист, метролог и т.п.); графическими (чертежник, конструктор, картограф, штурман и т.п.); с системами и средствами обработки знаков (программист, оператор ЭВМ и т.п.).
4. Основное содержание профессий типа «человек–художественный образ» – искусство, художественная культура. В этот раздел можно отнести изобразительное творчество (архитектор, живописец, дизайнер, скульптор и т.п.); художественную обработку материалов (гравер, модельер, ювелир и т.п.); создание художественных зрелищ (композитор, музыкант-исполнитель, вокалист, дирижер, танцовщик, балетмейстер, актер, режиссер, оператор и т.п.).
5. Основным содержанием профессий типа «человек–человек» является общение. Здесь необходимо уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми. Сюда относятся педагогические профессии (учитель, воспитатель, вожатый, тренер, преподаватель и т.п.); область юстиции (арбитр, юрисконсульт, милиционер, следователь, прокурор, адвокат и т.п.); культпросветработа (библиотекарь, экскурсовод, гид-переводчик, корреспондент и т.п.); сфера обслуживания (продавец, официант, парикмахер, бортпроводник и т.п.). Медицинские профессии (санитар, фельдшер, медицинская сестра, врач) в значительной степени относятся к этому виду деятельности, хотя отчасти попадают и в другие виды: «человек–природа» и «человек–техника».
Реальные профессии представляют собой, как правило, комбинацию различных видов деятельности, поэтому ранжирование склонностей по методике Е.А. Климова может служить надежным компасом. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Речь идет о самом его начале – «профессиональном старте», именно о построении правильного проекта профессионального старта. Поэтому так важно для человека, вступающего в жизнь, сделать правильный выбор. Е.А. Климов считает, что обдумывание жизненного и, в частности профессионального, пути и есть непременное уменьшение неопределенности представлений о своем будущем.
Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного, самостоятельного выбора профессии. Процесс профессионального самоопределения включает:
– развитие самосознания;
– формирование системы ценностей;
– моделирование своего будущего;
– построение «идеального образа» профессионала.
Очевидно, что часть содержания, форм и методов профильной ориентации будет заимствована из теории и практики профессиональной ориентации и адаптирована к ситуации самоопределения в предпрофильном классе. Известная профориентационная триада «хочу–могу–надо» в современных условиях накладывается на комплекс социально-адаптационных и ценностно-смысловых вопросов, которые могут быть сведены к трем основным: Кем? Каким? Зачем? (Эти вопросы соответствуют трем основным блокам успешно применяемого в профконсультировании старших школьников активизирующего опросника «За и против». – Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. – М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1997).
Таким образом, процесс самоопределения можно представить в виде трех приоритетных сфер деятельности:
1. Формирование «образа Я» – это система представлений личности о себе, включающая три составляющие:
а) когнитивную – совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях;
б) эмоциональную – наличие адекватной самооценки и принятие себя;
в) регулятивную – способность к самоконтролю, управлению собственным поведением.
2. Способность к анализу профессиональной деятельности – это умение разделить единый процесс трудовой деятельности на отдельные характеристики, обобщить и выделить основные признаки профессии (выстраивание формулы профессии).
3. Профессиональные пробы – это «профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии». (Рябцева И.В. Комплект программ профессиональных проб в учебном процессе для школьников 6–8-х классов. – Ново-кузнецк: ИПК, 2004. – 100 с.).
Цель профессиональной пробы – определить, соответствует ли характер данной работы способностям и умениям ученика. При этом выполняется комплекс теоретических и практических занятий разной степени сложности. Профессиональные пробы могут выполняться индивидуально или в группе, быть включены в структуру урока или осуществляться во внеурочное время.
Пробы 1-го уровня проводятся в виде проектных и имитационных игр и дополняют информационную и профориентационную работу. Пробы 2-го уровня проводятся в виде практических работ, характерных для выбранного профиля, в рамках курсов по выбору. Пробы 3-го уровня – углубленные пробы в рамках сферы профессиональной деятельности в ходе учебных практик, практикумов, выполнения проектов.
Профессиональные пробы можно начать с начальной школы (в форме мини-проб). Можно порекомендовать методические пособия О.Ю. Елькиной «Волшебный компас в океане профессий» и «Путешествие по галактике профессий», хорошие разработки профпроб по географии и биологии представлены И.В. Рябцевой для учащихся 6–8-х классов. В настоящее время скорректирована программа курса «Твоя профессиональная карьера» под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной, продумана система профессиональных проб, подготовлены методические пособия, стенды, сформирован методический комплект кабинета «Твоя профессиональная карьера».
Профконсультирование, профдиагностика
Существуют специальные тесты для оценки способностей и интересов. В большинстве случаев они помогают учащемуся разобраться в себе. Может так случиться, что для выбранной профессии таких тестов нет. Это не означает, что у вас нет возможности проверить себя. Для получения тестовых данных лучше обратиться к специалисту в центр профориентации или службу занятости. Там помогут подобрать методики, которые лучше использовать именно в вашем случае. Кроме того, специалист прокомментирует полученные результаты и ответит на многие вопросы.
Диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования «образа Я» в профессии и профессионального самосознания, органически соотносясь с содержанием изучаемого материала. (Некоторые методики диагностики мы приводим в книге: Кривых С.В., Панова Н.В. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки. – СПб.: ИОВ РАО, 2006).
Опыт профориентационной и профконсультационной работы с учащимися 11-го класса показывает, что большинство из них демонстрируют ярко выраженное избегание самостоятельных размышлений о путях продолжения образования, негативную реакцию на предложения сформировать собственное суждение по данному поводу. При введении профильного обучения ситуация «рискованного выбора» возникает на два года раньше не только для тех, кто переходит из общеобразовательной школы в учреждения среднего и начального профессионального образования, но и для всех остальных учащихся. Очевидно, во многом на уровне активности и самостоятельности учащегося в совершении выбора будут сказываться нежелание принимать на себя ответственность, неготовность адекватно воспринимать информацию о возможностях продолжения образования после школы, желание сохранить благоприятный эмоциональный климат на прежнем месте учебы, а также многочисленные факторы, связанные с влиянием родителей на личную позицию подростка, с их стереотипными представлениями о доступных (в том числе по финансовым соображениям) благоприятных жизненных сценариях.
В эволюции системы профориентационной работы можно выделить три основных направления: во-первых, отказ от практики принятия решения за учащихся и поощрение их самостоятельности; во-вторых, профориентация переместилась с периферии школьной деятельности к центру всей учебно-воспитательной работы; в-третьих, на смену замкнутым системам приходят новые, в большей степени соответствующие особенностям развития учащихся и признающие разнообразные формы работы.
Введение специальных курсов, таких как «Планирование карьеры», акцентирует внимание учащихся на материале, который позволяет им:
– реалистически оценивать себя;
– составить представления о системе образования и предлагаемых ею образовательных возможностях;
– получить информацию о перспективах трудоустройства;
– ориентироваться в тех экономических условиях, в которых они живут;
– научиться делать выбор и принимать решения;
– усвоить необходимые для профессионального самоопределения знания и умения;
– приобрести навыки, требующиеся на начальном и последующих этапах профессиональной деятельности;
– достичь определенного уровня зрелости для позитивного отношения к труду.
Портфолио как форма представления достижений учащихся
Одним из способов оказание помощи девятиклассникам в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса является портфолио, который реализует сущность самонаправляемой деятельности, самомотивированного личностного совершенствования, т.е. именно тех качеств, которые требуются сегодня от человека в реальных трудовых ситуациях.
Портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей аутентичного оценивания в обучении. Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни, повседневной или профессиональной.
В процессе аутентичного оценивания от учащихся зачастую ожидается, что они должны представлять свою работу публично и устно. Это углубляет процесс обучения за счет новых требований к обучаемым – рефлексии достигнутого и подачи его таким способом, чтобы результаты их деятельности стали понятны и воспринимаемы другим. Аутентичное оценивание в этой связи реализует еще одну важную задачу – оно показывает учащимся, что выполняемая ими работа достаточно важна, привлекает внимание других, заслуживает высокой оценки, предоставляет возможность другим членам учебного сообщества – учащимся, преподавателям, родителям – не только оценить их достижения, но и научиться чему-либо из их опыта, принять и разделить цели и достижения и, в конечном итоге, использовать полученные знания и навыки в реальной жизни. В нашей же практике часто реферативные работы учащихся не только не проверяются учителем, они просто пылятся (порой на виду у самых ребят) в лаборантской. И это одна из причин нежелания школьников заниматься самостоятельной исследовательской работой.
Таким образом, «портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демон-стрирует их усилия, прогресс достижений в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащихся в отбор ее содержания, в определение критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащихся». (Meier D. Will standards save public education? / Ed. by Coehen J. and Rogers J. Beacon Press – Boston: MA, 2000. – 89 p.).
Портфолио позволяют ребятам участвовать в оценке их собственной работы. Широкое его использование может стимулировать изменения в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей, связанных с развитием.
В педагогической литературе встречаются следующие типы портфолио: портфолио документации, портфолио процесса, портфолио показательный.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Использование портфолио с целью оценивания детей обеспечивает преподавателей выстроенной системой планирования родительских собраний. Беря портфолио в качестве основы для разговора, преподаватель и родители могут рассматривать конкретные примеры работы ребенка более успешно, чем абстрактно обсуждая его развитие.
В различных регионах разрабатываются разные варианты портфолио, иногда можно увидеть использование элементов портфолио, начиная уже с начальной школы. Видимо, это оправданно в связи с тем, что ребят необходимо постепенно приучать к такой форме оценивания.
В соответствии с целевыми установками необходимым условием для введения портфолио в учебный процесс становится создание особой учебной среды, которая позволяет учащимся конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления и действия, формировать особенности («привычки») мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Система портфолио способствует реализации данных целевых установок и, будучи построенной на создании основы для высококачественной деятельности в любой из сфер, она особо подходит для жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
– постоянно поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
– формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Как указывают некоторые авторы (Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2004. – 112 с.), у портфолио как формы представления достижений учащихся существует и серьезный недостаток – сложность оценки:
– возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума соответствующих элементов;
– могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными элементами портфолио;
– не исключено противоречие между направленностью портфолио на качественно-количественную оценку и требованием школьной администрации всё переводить в стандартную количественную оценку.
Таким образом, суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося 9-го класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную ориентацию и профориентационную работу. Основной задачей предпрофильной подготовки в 9-м классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.
Дополнительная литература
1. Абрамова С.Г., Лебедев А.Ю., Москаленко О.В. и др. Комплекс методик на определение учебного профиля школьника. – М.: 1993. – 85 с.
2. Гуляева С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке. – Новокузнецк: ИПК, 2005. – 73 с.
3. Журнал личных планов и достижений / Сост.: С.П. Гуляева, А.А. Цукер. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 24 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
5. Кривых С.В., Панова Н.В. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки. – СПб.: ИОВ РАО, 2006.
6. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2004.
7. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: ИОСО РАО, 2002.
8. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. – М.: АПКиПРО, 2003. – 68 с.
9. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М.: ACADEMIA, АПКиПРО, 2003. – 70 с.
10. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2004. – 112 с.
11. Образовательная карта Новоильинского района г. Новокузнецка / Отв. ред. Н.П. Недоспасова, С.В. Кривых. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 59 с.
12. Программа эксперимента по организации и введению предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях г. Новокузнецка / Отв. ред. Т.С. Шахматова, Е.В. Бускина, Т.Ю. Перова. – Новокузнецк: ИПК, 2003. – 74 с.
13. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. – М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1997.
14. Рябцева И.В. Комплект программ профессиональных проб в учебном процессе для школьников 6–8-х классов. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 100 с.
15. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8–9-х классов общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
16. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г.Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2003. – С. 36–37.
17. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова. – М.: АПКиПРО, 2003. – С. 10–11.
Вопросы и задания
1. Каковы цели и задачи предпрофильной подготовки?
2. Сколько времени отводится на организацию предпрофильной подготовки в год?
3. Какие виды деятельности предполагает предпрофильная подготовка?
4. Как распределяется время между видами деятельности в рамках предпрофильной подготовки?
5. Учитываются ли при организации предпрофильной подготовки в вашей школе планируемые на следующий учебный год профили обучения? Каким образом?
6. Приведите примеры организации профильной и профессиональной ориентации из собственной практики.
7. Как в вашей школе используется портфолио?
Продолжение следует
|