Я ИДУ НА УРОК

В.А. БУДАРИНА,
учитель биологии школы-интерната для детей-сирот,
г. Шахты, Ростовская обл.

Окончание. Начало см. в № 17, 18/2007

День леса

Экологический урок-игра

Лесничий. Уникальными памятниками природы считаются деревья-долгожители. Проносились бури, грозы обрушивали свои смертоносные молнии, шло быстротечное время. Ураганы вырывали деревья, а могучие долгожители не склонили своей головы перед натиском сил стихии. «Часовыми века» называл М.Ю. Лермонтов такие деревья. Возникали и рушились государства, менялись общественные формации, а они росли и мужали.

Тур VIII. Свидетели истории

Команды по очереди отвечают на вопросы. За правильный ответ игрока – 2 балла.

1. Какой древнеримский ученый считал вековые дубы одним из чудес света, по возрасту равным Вселенной? (Плиний.)

2. Почему ученые-археологи считают, что первым «хлебным» растением надо считать не пшеницу, а желуди дуба? (Из желудей в IV–III вв. до н.э. наши пращуры получали и муку для хлеба, и крупу для каши.)

3. Где растет 800-летний дуб, под которым, по преданию, запорожские казаки писали свое знаменитое письмо турецкому султану? (На Украине, в селе Верхняя Хортица на Днепре.)

4. В Туркменистане растет платан, который называют «Семь братьев». Почему его так называют? (По легенде в его стволы превратились семь братьев, павших в бою. Высота дерева 45 м, а обхват – 26 м. В тени его может укрыться более 1000 человек.)

Задание 1

Командам предлагается вспомнить эпитеты, которыми издавна люди наделяли деревья. Время на подготовку – 1 мин. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Для команды 1

Береза – … (Белоствольная красавица, стройная.)
Клен – … (Кудрявый.)
Рябина – … (Тонкая.)

Для команды 2

Сосна – … (Величавая.)
Дуб – … (Могучий, крепкий.)
Осина – … (Беспокойная, дрожащая.)

Тур IX. Найди правильный ответ

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Игроки отвечают по очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Сосна занимает верхний ярус, потому что она:

– любит тень;
– влаголюбивая;
любит свет;
– устойчива к засухе.

2. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки для того, чтобы:

быть заметными для насекомых;
– быть заметными для людей;
– украшать лес;
– т.к. растут на плодородной почве.

3. Растения, характерные для темнохвойного леса:

– овсяница луговая и ястребинка волосистая;
– ястребинка волосистая и майник двулистный;
майник двулистный и кислица обыкновенная;
– кислица обыкновенная и ландыш майский.

4. Светолюбивые растения:

– сосна обыкновенная и сосна сибирская;
– сосна сибирская и пихта сибирская;
– пихта сибирская и ель обыкновенная;
лиственница сибирская и сосна обыкновенная.

5. Вечнозеленые растения хвойного леса:

грушанка круглолистная и вероника лекарственная;
– вероника лекарственная и майник двулистный;
– майник двулистный и брусника;
– брусника и черника.

6. Растения широколиственного леса:

– ландыш майский и вороний глаз четырехлистный;
– вороний глаз четырехлистный и медуница лекарственная;
– медуница лекарственная и ветреница дубравная;
все перечисленные выше растения.

7. В древесном ярусе темнохвойного леса преобладают:

– ель обыкновенная или сосна обыкновенная;
– сосна обыкновенная или пихта сибирская;
пихта сибирская и ель обыкновенная;
– ель обыкновенная и лиственница сибирская.

8. В древесном ярусе смешанного леса преобладают.

– ель и береза;
– береза и сосна;
– сосна и осина;
все перечисленные породы.

9. Лесной злак:

– овсяница желобчатая (типчак);
– ковыль узколистный;
мятлик дубравный;
– овсяница луговая.

10. Ветровальные деревья (деревья с поверхностной корневой системой, вследствие чего при ураганном ветре они падают, выворачивая корни из земли) среди голосеменных – это:

– береза;
– дуб;
ель;
– все перечисленные породы.

11. Наибольшую площадь среди хвойных лесов на территории России занимают леса с преобладанием:

– сосны;
– ели;
лиственницы;
– пихты.

12. Высококачественное пищевое масло получают из семян:

– сосны обыкновенной;
сосны сибирской;
– сосны веймутовой;
– сосны Палласа.

Лесничий.

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранних хлад, опасный винограду.

А.Пушкин

Тур X. Лес и прогноз погоды

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. По какому травянистому лесному растению с маленькими белыми цветочками в виде звездочек можно легко предсказать дождь? (Звездчатка средняя, или мокрица.)

2. За сутки до чего мыши выходят из-под лесной подстилки на снег? (До оттепели.)

3. К какому лету течет много сока из берез? (К дождливому.)

4. К чему дуб начал листву сбрасывать? (К похолоданию.)

5. К какой осени поздний расцвет рябины? (К поздней.)

6. Перед чем клевер сближает свои листочки, наклоняется? (Перед ненастьем.)

7. К какой зиме много ягод? (К холодной.)

8. Какая весна будет, если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки? (Весна ранняя.)

Лесничий. Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, создаются охраняемые природные территории – заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов, так называемые Красные книги, в которые внесены и некоторые редкие виды растений. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – долг каждого человека. Сегодня мы узнаем, насколько экологически грамотны наши ребята.

Тур XI. Береги зеленый океан

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 3 балла.

1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

2. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

3. Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, радио, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места.)

4. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

5. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния.)

6. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)

7. Чем грозит лесу пребывание в нем большого количества людей? (Отдыхающие в лесу нередко обрубают живые сучья, ранят кору, делают надрезы для сбора сока. Массовый сбор цветов приводит к быстрому исчезновению из леса красиво цветущих растений. Большой вред причиняют лесу костры. Непогашенный костер – причина лесного пожара. Если пламя находится поблизости от стволов деревьев, оно сильно их нагревает. Высокая температура может вызвать гибель тканей, расположенных непосредственно под корой, и тогда год-два – и дерево погибнет.)

8. Как можно уменьшить вред, который причиняют лесу отдыхающие? (Нельзя допускать, чтобы люди разбредались по всему лесу и вытаптывали всю территорию. Гораздо лучше, когда для отдыха отведены определенные участки.)

9. Как следует собирать лекарственные растения, чтобы они не исчезли? (Надо чередовать места сбора, т.е. собирать растения в разные годы на разных участках и делать это умеренно, чтобы запасы растения не оскудели.)

10. Как правильно собирать грибы? (Не разрывать мох, не повреждать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрывать мхом.)

11. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (В ранки попадают споры трутовиков, разрушающих древесину.)

Лесничий. «Леса учат человека понимать прекрасное» – эти замечательные слова принадлежат А.П. Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величавая красота природы. Писатели, художники, композиторы, люди разных специальностей находят в лесу источник вдохновения.

Тур XII. Лес и эстетика

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. В творчестве каких писателей тема леса, родной природы занимает большое место? (В творчестве И.Тургенева, С.Аксакова, Ф.Тютчева, К.Паустовского, Л.Леонова, М.Пришвина, В.Чивилихина.)

2. В творчестве каких композиторов лес нашел отражение как художественный образ? (М.Глинки, А.Глазунова, С.Рахманинова, A.Рубинштейна, С.Танеева, Д.Шостаковича, С.Туликова.)

3. На полотнах каких художников изображены сумрачные, дремучие сосновые и еловые леса подмосковного Абрамцева? (На полотнах М.Нестерова, И.Репина, В.Васнецова, В.Поленова, B.Сурикова, В.Серова.)

4. Какой русский композитор создал свои лучшие произведения в тени лесов Подмосковья? (П.Чайковский.)

5. Назовите художника, который написал следующие картины: «Сосны, освещенные солнцем», «Корабельная роща», «Еловый лес», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Дождь в дубовом лесу». (И.Шишкин.)

6. Назовите русского художника – автора пейзажей: «Березовая роща», «Украинская ночь». (А.Куинджи.)

7. И.Левитан очень любил писать осень. Он создал проникновенные картины природы и в ее образах раскрыл настроения и переживания человека. Вспомните его картины и назовите их. («Золотая осень», «Осенние листья».)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru