КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

КРИВЫХ С.В.

Продолжение. См. № 17, 18, 19/2007

Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учителем биологии

Учебный материал

Номер газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Методологические подходы, стратегия, цели и задачи профильного обучения

18

Лекция 2. Цели, задачи и содержание предпрофильной подготовки

19

Лекция 3. Требования к программам элективных курсов

Контрольная работа № 1

20

Лекция 4. Организационно-содержательное моделирование профильного обучения

21

Лекция 5. Учебно-дидактическое и информационное обеспечение профильного обучения биологии

Контрольная работа № 2

22

Методика профильного обучения биологии

23

Социальная и практическая направленность образовательного процесса в профильной школе

24

Педагогические технологии, используемые в практике профильного обучения

Итоговая работа.

Лекция 4. Организационно-содержательное моделирование профильного обучения

Важнейший вопрос организации профильного обучения – определение структуры и направления профилизации. При этом следует наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников (и сделать как можно большее число различных профилей), преодолеть ряд факторов, сдерживающих процессы дифференциации образования. Среди которых, к сожалению, часто встречается некомпетентность и непонимание администрации школ, а порой и органов образования.

В документах Министерства образования и науки РФ в старшем звене общеобразовательной школы для экспериментальной отработки предлагаются следующие профили: физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, индустриально-технологический, оборонно-технический, художественно-эстетический, универсальный. Учебные планы этих профилей приведены в Приложении 1 постановления Правительства РФ от 9.06.03 № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования». В «Федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (Вестник образования России. 2004. № 8. С. 3–38), утвержденных Приказом Министерства образования РФ от 9.03.04 № 1312, предлагаются учебные планы следующих профилей: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный и универсальный (непрофильный).

Там же отмечается, что «представленные варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер».

Это значит, что школа вправе сама выбрать и назвать профиль и сформировать учебный план для него. В ряде школ с учетом потребностей обучающихся, возможностей школы, особенностей местной образовательной сети вполне могут открываться и иные профили.

Содержание профильного обучения обязательно предусматривает базовый (инвариантный) общеобразовательный компонент (обязательные для изучения учебные предметы); профильный ком-понент (профильные учебные предметы), элективный компонент (учебные предметы, изучаемые по выбору). На основе учебных предметов трех типов – базовых общеобразовательных, профильных и элективных – возможно такое построение учебного процесса, когда комбинации общеобразовательных и профильных курсов дадут самые различные формы профилизации для школы в целом, для от-дельных классов в ней, для группы учащихся.

Каков механизм формирования содержания учебного плана отдельного профиля? Отметим несколько отправных точек:

1) предельно допустимый объем аудиторной нагрузки школьников старших классов, установленный СанПиН 2.4.2.576–96 – 36 ч;
2) примерное распределение учебных часов: 18 ч в неделю – базовые предметы; 10 ч – профильные предметы; 6 ч – элективные курсы, учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность; 2 ч – региональный компонент;
3) каждый учебный предмет может быть представлен в учебном плане либо на базовом, либо на профильном уровне.

Таким образом, школа должна иметь столько учебных планов, сколько сформировано профильных классов (подгрупп).

Можно предложить такие следующие названия профилей:

1. Химико-технологический (профильные предметы: химия, физика, химическая технология, информатика и ИКТ).

2. Нефтехимический (профильные предметы: химия, физика, биология, география, химия нефти).

3. Геологоразведочный (профильные предметы: химия, физика, биология, география, геология, основы геологоразведки).

4. Технологии нефтедобычи (профильные предметы: физика, химия, биология, география, геология, технологии нефтедобычи).

5. Современные биотехнологии (профильные предметы: химия с основами биохимии, биология с основами микробиологии, современные биотехнологии).

6. Медицинский (профильные предметы: биология, химия, физика, основы медицинских знаний).

7. Психологический (профильные предметы: биология, основы психофизиологии, общая психология, социальная психология, психология личности, основы психодиагностики, конфликтология).

Варианты сценариев формирования профиля в старших классах и возможных принципов комплектования групп профильного обучения представлены в материалах «Концептуальные подходы к организации профильного обучения старшеклассников», подготовленных сотрудниками Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичевым, П.С. Лернером, В.П. Бондаревым:

I. Профильное обучение на основе предметного принципа.

1. Гуманитарно-филологический профиль (языки и литература).
2. Социально-гуманитарный (историко-обществоведческий) профиль.
3. Физико-математический профиль.
4. Биолого-химический профиль.
5. Технико-технологический профиль (физика, технология, информатика).

II. Профильное обучение по уровням сложности.

III. Профильное обучение как подготовка к по-ступлению в вуз.

IV. Профильное обучение по сферам социально-трудовой деятельности (например: гуманитарный, технико-технологический, сервисный профили).

Вариативность сценариев профильного обучения в старших классах определяет и различные подходы к построению инвариантной части его содержания. В нормативных документах Министерства образования и науки РФ отдается предпочтение первому сценарию как наиболее соответствующему сложившейся практике традиционного школьного обучения.

Однако с позиций социальной защиты интересов старшеклассников как потенциальных участников трудовых и социальных отношений, разработчики профиля обучения считают наиболее приоритетным последний сценарий (профильное обучение старшеклассников по сферам социально-трудовой деятельности).

Новая структура федерального базисного учебного плана позволяет вводить индивидуальные учебные планы (см. «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.» Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.04 № 14-51-102/13). В Пояснительной записке к Проекту нового базисного учебного плана говорится, что «…выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое общеобразовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план…». Сегодня в образовательной практике отдельных школ отказались от классно-урочной системы, каждый ученик имеет свой индивидуальный учебный план, из учащихся параллели формируются учебные группы, институт классного руководства заменен кураторством.

Остановимся подробнее на наиболее распространенной организации профильного обучения на основе предметного принципа.

В соответствии с Концепцией профильного обучения профили дифференцированного образования учащихся старшей ступени определяются школой с учетом:

1) реальных потребностей рынка труда данного экономического региона в квалифицированных кадрах соответствующего профиля;

2) реальных возможностей школы обеспечить качественную подготовку старшеклассников по избранному профилю (наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, соответствующей учебно-материальной базы, наполняемость школы);

3) соответствия профиля дифференцированного образования интересам, склонностям и способностям учащихся и запросам их родителей;

4) наличия возможностей кооперации старшей ступени школы с учреждением начального, среднего или высшего профессионального образования.

Кроме того, целесообразно выделить в содержании профильного обучения следующие три возможных организационных направления (маршрута):

– обучение, обеспечивающее получение массовых профессий невысокой квалификации, предполагающих физический или монотонный исполнительский умственный труд;
– пропедевтика профессионального образования, ориентированная на улучшение адаптации на послешкольных этапах, подготовка к успешному продолжению образования в профессиональных училищах, техникумах, к обучению на предприятиях с целью получения более высокой квалификации по профессиям и специальностям среднего интеллектуального наполнения;
– начальный этап пути к получению высокой квалификации с перспективой профессионального успеха, построения деловой карьеры.

Первый маршрут рассчитан в основном на подростков, имеющих пока невысокий потенциал, для которых получение профессии становится шансом нахождения рабочего места на рынке труда.

Второй маршрут предназначен для подростков, уже имеющих сложившиеся предпочтения и достаточный потенциал к поиску вариантов построения профессиональной карьеры. Профильное образование школьников на этом маршруте можно считать инвестированием в успешность их дальнейшего образования и профессионального становления в послешкольный период.

Третий маршрут рассчитан на подростков, имеющих устойчивые, обоснованные и разветвленные планы достижения высокой квалификации по уже выбранному направлению профессиональной деятельности и готовых осознанно прилагать дополнительные усилия для их реализации. Профильное образование таких школьников интегрировано с политехнической и общекультурной подготовкой к поступлению в вузы и успешному обучению в них.

Набор профилей определяется школой с таким расчетом, чтобы их использование наиболее полно обеспечивало профильную ориентацию и предпрофессиональную подготовку выпускников школ по всему спектру профессий, задействованных как в производстве, так и во всех сферах обслуживания населения данного экономического региона и в учебных заведениях, осуществляющих разноуровневую профессиональную подготовку квалифицированных кадров.

Ресурс времени на профильное обучение в старших классах возникает в результате исключения из программ всех учебных предметов избыточной информации (которая может быть найдена в справочных материалах), отбора фундаментального ядра содержания и знаний, имеющих мировоззренческое или важное практическое значение для жизнедеятельности человека, его последующего образования и самообразования.

Предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьни-ка – в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Ясно, что во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей школьного образования. Следует предусмотреть и предоставление учащимся права перехода с одного профиля на другой в течение первого полугодия 10-го класса.

В материалах Министерства образования и науки РФ поясняется, что предлагаемый подход к формированию содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов (спецшколах). Можно сказать, что профиль представляет собой «промежуточную форму» дифференциации обучения – между сегодняшним недифференцированным подходом и глубокой специализацией, присущей лицеям и спецшколам. Ряд школ будет создавать и реализовывать такие модели, которые позволят проводить профильное обучение не в рамках класса, а еще более дифференцированно, в рамках малой группы, а также строить индивидуальные учебные траектории старшеклассников.

Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Он определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

В Пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 9.03.04 № 1312, указывается, что «Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ – нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам» (Вестник образования России. 2004. № 8. – С. 3–38).

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10–11-х классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента Государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и выбраны для изучения обучающимися либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение вправе формировать собственный учебный план. Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности для организации одного или нескольких профилей.

Базовые общеобразовательные учебные предметы федерального компонента завершают общеобразовательную подготовку школьников. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированный курс «Обществознание» (включая экономику и право) для физико-математического, естественнонаучного и технологического профилей, «Естествознание» – для гуманитарного, филологического и социально-экономического профилей. Остальные базовые учебные предметы могут изучаться по выбору образовательного учреждения.

На базовом уровне биология изучается в инте-грированном курсе «Естествознание», однако в Пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Вестник образования России. 2004. № 8. – С. 21–24), разъясняются разные варианты организации интегрированного курса «Естествознание», в том числе раздельное преподавание физики, химии и биологии по 1 ч в неделю. Существуют стандарты как для курса «Естествознание» с биологическим компонентом, так и для базового уровня отдельного курса биологии. В случае если на базовом или профильном уровне изучаются три учебных предмета естественнонаучного цикла (физика, химия, биология), то интегрированный курс «Естествознание» на базовом уровне не изучается.

Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными курсами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранные языки» – в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» – в социально-экономическом профиле и т.д.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана. В случае если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «История» и т.д., входящие в инвариантную часть базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. (Вестник образования России. 2004. № 8. – С. 20–21. Здесь и далее указаны страницы цитируемого источника.)

Если профильный учебный предмет называется традиционно: «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», то нетрудно подобрать программу и учебники «расширенного» содержания. В случае, если профильный учебный предмет:

– является одной, более углубленно изучаемой, частью школьных предметов, например «Экология», «Молекулярная биология», «Основы биохимии», «Геология», «Химия нефти», «Экономика», «Программирование» и т.д.;
– называется нетрадиционно для школы, например «Основы агрономии», «Основы животноводства», «Современные биотехнологии», «Электротехника», «Радиотехника», «Основы менеджмента», «Основы геологоразведки», «Технологии нефтепереработки» и т.д.;

Учителю следует ориентироваться на государственный стандарт и программы начального, среднего и даже высшего профессионального образования. Это предусматривается в некоторых примерных учебных планах возможных профилей, приводимых в «Федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (Там же. С. 34–37).

Таким образом, если биология как учебный предмет изучается на профильном уровне, то учитель имеет право выбрать программу и учебник по общей биологии из министерского перечня рекомендованных учебников. Этот перечень ежегодно дополняется и публикуется в «Вестнике образования» в начале каждого календарного года. В перечне имеются разные учебники, в том числе повышенной сложности. Однако часто учителя биологии составляют свою рабочую программу профильного курса, эта программа максимально учитывает название профиля обучения, усиливая те или иные темы, а иногда вводя новые темы, даже не входящие в программу средней школы. Например, если профиль агрохимический или агротехнологический, на первое место выходят темы по генетике и селекции, о центрах многообразия и происхождения культурных растений; если профиль называется «Современные биотехнологии» – по цитологии, генетике, генной инженерии; экологический профиль – учение о биосфере, экология; а если профиль медицинский, тогда углубляется содержание тем по анатомии, физиологии и гигиене. При этом учитель может использовать для преподавания ведущих профилирующих тем учебники разных авторов, в том числе вузовские учебники и пособия. Не секрет, что разные темы по-разному рассматриваются в альтернативных учебниках: в одном лучше излагается темы по генетике, цитологии, экологии, а в другом – о происхождении видов, эволюционной теории и т.д. В пояснительной записке к программе должно быть указано, какие темы по каким учебникам изучаются, соответственно необходимо позаботиться о наличии в школьной библиотеке этих учебников (особенно если это редкие или вузовские учебники).

Кроме традиционного учитель биологии может преподавать другие профильные курсы, например «Основы агрономии», «Основы животноводства», «Основы сельского хозяйства», «Основы вирусологии», «Глобальная экология», «Ландшафтный дизайн» и т.д. Данные программы составляются на основе стандартов профессионального образования. Понятно, что берутся не все темы или компоненты из этих стандартов, поэтому тактичнее эти учебные предметы называть «Основы …». Данные профильные предметы могут также преподавать специалисты высшего образования.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. Элективные учебные предметы выполняют три основные функции, отмечается в Пояснительной записке к «Федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»:

1) являются «надстройкой» профильного учебного предмета;

2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Приведем примеры названий элективных курсов, связанных с биологией:

  • «Фундаментальные эксперименты в биологии».

  • «Биология: наблюдения, эксперимент, моделирование».

  • «На перекрестке биологии, химии и физики».

  • «История биологии».

  • «Клетки и ткани».

  • «Биофизика: история, открытия, современность».

  • «Биохимия клетки».

  • «Дерматоглифика».

  • «Проблемы СПИДа».

  • «Эмбриология».

  • «Основы методологии и методики биоэкологических исследований».

Принадлежность многих из перечисленных курсов к той или иной образовательной области является условной, поскольку они могут изучаться в классах, профиль которых может и не совпадать с данной образовательной областью. Так, элективный курс «Биофизика: история, открытия, современность» может изучаться учащимися физико-математического, технологического и естественнонаучного профилей.

Поскольку элективные курсы не стандартизированы и ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащихся, можно допустить определенную корректировку программы, которую учитель может осуществить, исходя из своих профессиональных возможностей, интересов и особенностей состава учащихся. Другая особенность программ элективных курсов в старшей школе заключается в том, что обязательный для изучения объем учебного материала может варьироваться, поскольку содержание итогового контроля определяется самим учителем. Темп изучения элективного курса может быть адекватен реально складывающейся ситуации: на чем-то задержались ввиду особого интереса учащихся, что-то рассмотрели бегло, а какой-то материал вовсе выпустили.

Во время изучения элективного курса желателен текущий, а особенно итоговый контроль, оценка должна выставляться в аттестат зрелости.

В учебном плане профильного класса предлагается избыточное количество элективных курсов, в начале сентября десятиклассник набирает определенное в учебном плане количество часов, отведенных на элективные курсы, и с этого момента они становятся обязательными для посещения. Элективные курсы в старшей школе носят систематический характер, не меньше 34 ч, при 1 ч в неделю; 68 ч – 2 ч в неделю или 1 ч в неделю на два года изучения в 10-м и 11-м классе.

Одной из основных целей профильного образования является формирование у старшеклассников творческой самостоятельности и критичности мышления. И это необходимо учитывать в учебном плане. С другой стороны, в учебные планы профильного образования недопустимо включать (за счет сокращения времени на изучение основных академических дисциплин) случайные элективные мини-курсы, которые содержат зачастую поверхностную околопрофессиональную информацию. Это размывает содержание образования, отвлекает внимание школьников от главного и, загружая их память, снижает качество усвоения основных наук, порождая тем самым опасность утраты профильным образованием статуса полного среднего образования.

Региональный (национально-региональный) компонент для 10–11-х классов представлен количеством часов, отводимых на их изучение. В разных регионах страны в него включены разные предметы.

Государственные образовательные стандарты

Стандартизация отечественного образования стала актуальна в начале 1990-х гг. в связи с демократизацией школы и предоставлением регионам широких прав в разработке собственных учебных планов и программ. Наряду с положительными образовательными эффектами – вариативностью образовательных систем, профильной дифференциацией обучения, предоставлением учащимся и их родителям прав свободного выбора общеобразовательных учреждений – появились негативные факторы: исключение из учебного плана школ ряда предметов, необходимых для полноценного общего образования; ранняя специализация школ; учебная перегрузка учащихся непомерным количеством вводимых курсов; нарушение целостности общеобразовательного пространства на территории РФ. Сдерживающим фактором подобных явлений, а также средством регламентации обучения служат образовательные стандарты.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Сегодня мы пользуемся проектом стандарта, еще не принятым Госдумой. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов («ножниц») – возможностей сегодняшнего образования (материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным. Очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра.

Сегодня государственный стандарт общего образования включает три компонента:

федеральный компонент – устанавливается РФ;
региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом РФ;
компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

Федеральный компонент определяет:

– обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
– требования к уровню подготовки выпускников;
– максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

Образовательные стандарты по учебному предмету включают:

цели изучения учебного предмета;
обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося, и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности. Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования. Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.

Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого обучения.

Государственный общеобразовательный стандарт по биологии (базового и профильного уровней) можно найти в книге: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 266 с.

Таблица. «Содержание стандарта по биологии»

В курсе естествознания

Базовый уровень

Профильный уровень

Современные естественнонаучные знания о мире

Система наук о природе. Эволюция естественнонаучной картины мира. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики. Системный подход в естествознании.

Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире.

Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементарные частицы). Физические поля и электромагнитные волны; волновые и корпускулярные свойства света. Кванты; поглощение и испускание света атомом. Связь массы и энергии. Порядок-беспорядок и не-
обратимый характер тепловых процессов (2-е начало термодинамики, энтропия, информация). Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, эволюция звезд и планет, Солнечная система).

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Связь между структурой молекул и свойствами веществ; неорганические и органические вещества. Природа химической связи и механизм химической реакции (скорость реакции, катализ, химическое равновесие).

Клеточное строение живых организмов (дифференциация клеток в организме, обмен веществ и превращение энергии в клетке, деление клетки, оплодотворение). ДНК – носитель наследственной информации (структура молекулы ДНК, ген, генетический код, мутация, матричное воспроизводство белков). Биологическая эволюция (наследственность и изменчивость организмов, естественный отбор, гипотезы происхождения жизни, происхождение человека). Биоразнообразие. Биосистемная организация жизни (клетка, организм, популяция, экосистема).

Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе. Случайные процессы и вероятностные закономерности. Общность информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. Эволюция: физический, химический и биологический уровни. Процессы самоорганизации. Биосфера, роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и концепция устойчивого развития.

Проведение простых исследований и/или наблюдений (в том числе с использованием мультимедиа): электромагнитных явлений, волновых свойств света, фотоэффекта, оптических спектров, процессов перехода от порядка к беспорядку, эффекта Доплера, изменений свойств вещества при изменении структуры молекул, зависимости скорости химической реакции от различных факторов (температуры, катализатора), клетки (под микроскопом), денатурации белка, репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах (на моделях).

Естественные науки и развитие техники и технологий

Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий. Различные способы получения электроэнергии и проблемы энергосбережения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении свойств вещества. Принцип действия и использование лазера. Современные способы передачи и хранения информации. Получение новых материалов с заданными свойствами. Природные макромолекулы и синтетические полимерные материалы. Жидкие кристаллы. Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). Клонирование.

Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи. Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий.

Проведение простых исследований и/или наблюдений (в том числе с использованием мультимедиа): работы электрогенератора, излучения лазера, определения состава веществ с помощью спектрального анализа; свойств полимерных материалов, каталитической активности ферментов.

Естественные науки и человек

Физические и химические процессы в организме человека. Электромагнитные явления в живом организме (организме человека): электрические ритмы сердца и мозга, электрохимическая природа нервных импульсов. Феномен зрения: оптика, фотохимические реакции, анализ информации. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека. Роль макромолекул в человеческом организме, ферменты и ферментативные реакции.

Наследственные закономерности. Геном человека. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения. Природа вирусных заболеваний. Принцип действия некоторых лекарственных веществ. Проблемы рационального питания. Биохимическая основа никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей. Безопасное использование веществ бытовой химии. Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.

Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека: профилактики и лечения инфекционных заболеваний, защиты от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений; выбора диеты и режима питания, экономии энергии, эффективного и безопасного использования веществ бытовой химии; личных действий по охране окружающей среды.

Биология как наука. Методы научного познания

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Клетка

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и
Т.Шванн
). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследствен-
ной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Организм

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства; обнаружение источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Вид

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Экосистемы

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Биология как наука. Методы научного познания

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Клетка

Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Клетка – генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом; приготовление микропрепаратов, их изучение и описание; опыты по определению каталитической активности ферментов; сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов и бактерий, процессов брожения и дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза, развития половых клеток у растений и животных.

Организм

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания; решение генетических задач; построение вариационного ряда и вариационной кривой; выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), изменчивости у особей одного вида; сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения, пород (сортов); анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Вид

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарви-на об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди–Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас.

Экосистемы

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru