О.П. МЕДВЕДКИНА,
учитель МОУ СОШ № 10, г. Абакан
Необыкновенное вещество – вода
Интегрированный урок по биологии,
химии, географии
Цель урока: обобщить, систематизировать,
проверить знания учащихся по теме «Физические
свойства воды, вода в природе, значение воды в
жизни живой и неживой природы, круговорот воды в
природе».
Оборудование: таблицы, картины, препараты
(кровь, желудочный сок, аскарида, лягушка),
аквариумные рыбки, крысы, плоды, аудио- и
видеоматериалы.
Ход урока
Какой
только воды не бывает на свете. Есть вода морская,
а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая» и
«живая», питьевая и индустриальная, колодезная и
водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже
вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и
пресная, привозная и местная, целебная, лечебная,
волшебная, талая, большая и малая, стоячая и
проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!
Да, вода бывает очень и очень разной. Она может
быстро бежать в ручейке, плескаться в море,
становиться холодными льдинками и горячим паром.
Вот почему ее можно назвать волшебной и
необыкновенной.
Вода (на мотив русской народной
песни).
Я – вода, вода, вода,
Я бегу, играю,
Но в большие холода
Сильно замерзаю.
Становлюсь снежинкой я,
Инеем колючим,
Снег валится на поля,
Из тяжелой тучи.
Я прозрачным стану льдом,
Он блестит и колется,
Эскимосом целый дом
Из ледышек строится.
Африканец у огня
Долго удивляется:
Кипяток в его горшке
В пар вдруг превращается.
Я – и лед, и снег, и пар –
Триедино братство,
Береги и стар, и мал
Водное богатство.
Загадки о воде
1. Чего в гору не вкатить, в решете не унести,
в руках не удержать?
2. Много меня – пропал бы мир, мало меня –
пропал бы мир.
3. Книзу лечу капелькой, а кверху невидимкой.
Учитель.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде –
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Aqua omnia sunt – вода существует везде. На
нашей планете почти во всех естественных телах
можно обнаружить воду – все живое и очень многое
неживое на Земле содержит воду. Между тем вода –
вещество аномальное, она стоит вне закона.
Загадки воды таятся в строении ее молекулы и в
том, как молекулы воды взаимодействуют друг с
другом.
Задание 1.
Назовите все аномалии воды.
Учитель. В древности в Греции и Риме
существовали водяные часы – вода помогала
измерять время. А как назывались эти водяные
часы, вы узнаете, решив ребус. Выражение «Ваше
время истекло» пришло к нам из Древней Греции.
Ответ. Клепсидра.
Задание 2.
У вас на столах лежат картины, на которых
изображены всем хорошо знакомые явления (закат и
рассвет, туман, иней, выветривание горных пород,
лед на реке, водомерка на поверхности воды,
морские течения, река, деревья). Укажите, с какими
свойствами воды они связаны.
1. Вода – хранитель и переносчик тепла на нашей
планете, оказывающий большое влияние на климат.
2. Атмосферная влага – теплое одеяло, окутывающее
нашу Землю.
3. Моря и океаны влияют на климат в приморских
районах.
4. Крупные реки и морские течения влияют и на
континентальный климат.
5. Лед легче воды и защищает живущие в ней
организмы от холода зимой. Наибольшую плотность
вода имеет при 4 °С, поэтому зимой в глубоких
местах водоемов она теплее, чем у поверхности.
6. Выветривание горных пород связано с
расширением воды при замерзании.
7. Водомерка ходит по воде, как посуху,
благодаря поверхностному натяжению.
8. Вода поднимается от корней к верхушкам
деревьев благодаря капиллярным силам, т.е.
поверхностному натяжению.
Учитель.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взовьется, дождями вернется.
Вокруг оглянись, в природу вглядись:
Нас окружает везде и всегда
Это волшебное чудо – вода!
Задание 3. Вода – труженица, у нее много
дел и обязанностей. Она строит сушу и разрушает
горы, переносит на себе корабли, опускается на
землю теплым туманом, поливает ее теплым дождем,
укрывает снегом. Но что бы ни делала вода, в каком
бы состоянии ни была – она всегда в пути. Это
путешествие – «круговорот воды в природе». На
доске и в тетрадях составить схему «Круговорот
воды в природе».
Учитель.
Люблю я воду, ведь она живая.
Послушай, как грассирует ручей,
Когда весною, скорость развивая,
Он осуждает карканье грачей.
Вода, вода…
Во-первых и в последних,
Она твой друг, какую ни возьми.
Вода – великолепный собеседник,
Когда нельзя поговорить с людьми…
Задание 4.
Какое свойство воды объединяет следующие
объекты? Каково его значение в жизни организмов?
1. Аскарида, ромашка, персик, эмбрион
млекопитающего. (Свойство: несжимаемость.
Значение: поддержание формы.)
2. Кровь, лимфа, желудочный сок, рыба в воде,
арбуз. (Свойство: вода – хороший растворитель.
Значение: растворение веществ, среда для
химических реакций.)
3. Рыба, лягушка, сустав млекопитающего,
плевральная полость, околосердечная сумка.
(Свойство: вязкость. Значение: смазывающие
свойства, уменьшение трения. )
Задание 5.
Какие свойства воды нашли отображение в
рисунках художника.
Картина «Русалка»
Расширение воды при замерзании, лед легче воды,
лед – теплоизолятор, это обеспечивает жизнь
животных в водоемах зимой.
Вопрос. Сколько молекул воды в океане?
(Можно ответить, что одна, поскольку все молекулы
воды соединены друг с другом, хоть и не
ковалентными, но водородными связями, в единую
сплошную пространственную сетку.)
Картина «Космонавт»
Поверхностное натяжение: силы
межмолекулярного сцепления стягивают жидкость в
кабине космического корабля в шар, поверхность
которого для данного объема минимальна.
Вопрос. Почему говорят, что вода не имеет
постоянной формы? (Земное притяжение гораздо
сильнее поверхностного натяжения, поэтому вода
принимает форму содержащего ее сосуда, а не шара.)
Картина «Курорт на Мертвом море»
Концентрация солей в воде Мертвого моря
составляет от 25% до 34%. В таких условиях могут жить
только особые бактерии-галофилы, а рыба, попавшая
в Мертвое море, через минуту погибает. Такая вода
выталкивает купающегося наверх, словно пробку, и,
лежа на воде, он может даже почитать газету.
Вопрос. Можно ли бегать по поверхности воды?
(Некоторые жуки, водомерки, ящерица василиск
бегают по поверхностям водоемов.)
Задание 6. Водный бумеранг
Учитель называет свойства или характеристики
воды, а ученики должны обосновать их антитезы –
отправить бумеранг назад.
1. Вода – великий распределитель холода на
Земле.
Вода – великий распределитель тепла. Морские
течения и реки сильно влияют на климат
прилегающих участков суши, атмосферная влага –
теплое одеяло, окутывающее Землю. Благодаря
Гольфстриму климат стран Северной Европы
гораздо мягче, чем на тех же широтах в России или
Северной Америке.
2. Вода – плохой растворитель.
Вода – хороший растворитель. Вода никогда не
бывает абсолютно чистой: в природе она всегда
содержит растворенные вещества. В лаборатории
можно получить воду такой степени чистоты, но это
требует специальных сложных установок, и такая
вода долго не хранится.
3. Вода не может быть источником энергии.
Вода – древнейший источник энергии: сначала
водяное колесо приводило в действие мельницы и
другие устройства, потом – гидроэлектростанции.
4. Плодородие почвы не зависит от воды.
Сила плодородия – в воде. Растения усваивают из
почвы вещества в растворенном виде. Однако в
переувлажненной почве корни растений могут
загнивать и отмирать.
5. Вода – великий разрушитель.
Вода – великий созидатель. Вода – основа жизни:
живые организмы состоят, в основном, из воды. При
поиске жизни на других планетах важнейшим
фактором является наличие воды. Многие горные
породы содержат кристаллогидраты.
6. Вода не имеет памяти.
Вода способна хранить информацию о
воздействиях на нее. Воздействия на воду
изменяют ее структуру, и эти изменения могут
сохраняться довольно долго. Примеры: талая вода,
омагниченная вода.
7. Вода – скульптор и художник.
Себя в искусстве пробует вода:
В саду цветы слепила изо льда,
Перенесла их в музыку капели.
Потом на светлом зеркале пруда
Рисует их мазками акварели…
Добьется же предельной простоты,
Когда живые напоит цветы.
Задание 7. Разговоры на дне
Послушайте наших героев и продолжите их
диалоги.
«Плотва и Окунь»
– Ты что, Окунь, задумался? Юлишь, рот разеваешь,
глаза выпучиваешь. Подожди, голубчик, выведу я
тебя на чистую воду.
– Сделай, Плотва, одолжение. Век помнить буду.
Выведи меня на чистую воду. Мне бы к родникам
студеным, полыньям широким, а то мне… (…душно
подо льдом стало, задыхаюсь, от этого и рот
разеваю, и глаза выпучиваю).
«Выхухоль и Лягушка»
– Смотрю на тебя, Лягушка, и кровь в жилах
стынет! Звери на зиму меховые шубы надели, птицы
– пуховые телогрейки. Одна ты как была нагишом,
так и осталась. Вот скрутят тебя от холода.
– Не скрутят, Выхухоль! Я такую шубу надену – не
хуже меховой или пуховой. И теплая, и мягкая.
– Из чего же твоя шуба будет?
– А из… (…воды! Нырну под воду, как под теплую
перинку, да до весны и просплю).
«Елец и Сельдь»
– Что ты, Елец, все губами шевелишь? Разве можно
без конца воду пить и пить?
– А я и не пью, я дышу: просто перегоняю воду через
жабры. Нам незачем пить, наше тело и без того
сильно пропитывается водой.
– А мы живем всю жизнь, как в рассоле. И если бы мы,
морские рыбы, не пили, то заживо бы засолились.
– Но ведь морская вода очень соленая. Как же ты,
Сельдь, ее пьешь?
– А у нас в жабрах есть… (…«опреснительный
прибор», удаляющий соль).
Подведение итогов
«Вода – это жизнь» – гласит старая
восточная мудрость. Древние китайские философы
приписывали воде высшие моральные качества. Вот
некоторые из них.
Вода – бесцветная и прозрачная, она
образец чистоты.
Вода смывает с человека грязь – в этом
ее гуманность.
На вид вода темная, а на самом деле она
прозрачная – в этом проявляется ее совершенство.
Когда сосуд уже наполнен, то воды
добавить нельзя – в этом ее справедливость.
Вода постоянно течет и останавливается
там, где ровная поверхность, – в этом ее
скромность.
Вода обнимает вас в летнем пруду, давая
прохладу, – в этом ее нежность.
Если не хочешь болеть, чихать и сморкаться,
лекарства глотать и микстуру,
Ты должен холодной водой
по утрам обливаться…
Да здравствуют водные процедуры!
|