В.Г. СМЕЛОВА,
учитель биологии, г. Ноябрьск, ЯНАО
Тип Простейшие
Изучение темы в рамках авторской
программы
Программа дополнительного
образования «Раздел «Животные». Тип Простейшие»
предназначена для учащихся 6–9-х классов и
является составной частью интегративной модели
«Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии».
Цель программы: изучить тип
простейших животных и вызываемые ими
заболевания человека средствами театральной
педагогики.
Задачи:
выявить функциональные
взаимоотношения человека и возбудителей
заболеваний дизентерии, малярии и сонной
болезни;
определить место простейших в
эволюционном ряду животных, экосистемах
органического мира, их морфофункцональные
особенности;
развивать экспериментальные умения
изучения простейших животных;
развивать у учащихся
эмоционально-личностное и
чувственно-ассоциативное восприятие изучаемых
биологических объектов;
развивать творческие способы
познавательной деятельности учащихся;
развивать вокальные, танцевальные,
художественные, литературные способности
учащихся, их дикцию и речь;
развивать коммуникативную
компетентность учащихся, их взаимодействие в
парах, группах, коллективе.
Образовательный процесс рассчитан на 72
ч учебных занятий и состоит из нескольких этапов:
1 – теоретическая часть (лекции,
семинары);
2 – практическая часть (практические и
лабораторные работы);
3 – театрализация (изготовление декораций,
создание костюмов и грима, выбор и запись музыки,
постановка танцев и вокальных номеров,
индивидуальная работа с исполнителями ролей при
репетиции сцен, выступления учащихся).
Ожидаемые результаты:
полное усвоение учебной темы всеми
учащимися и повышение учебной мотивации;
повышение познавательного интереса к
учебному предмету, успеваемости и качества
знаний;
развитие творческих способностей
учащихся и «рождение» литераторов, музыкантов,
танцоров, художников, актеров;
развитие коммуникативной
компетентности учащихся и формирование
классного коллектива;
формирование родительского коллектива
и повышение заинтересованности родителей в
оказании помощи школе.
Форма подведения итогов реализации программы
– представление шоу-драмы «Ползет амёба по
субстрату» (сценарий спектакля и Информационные
листы с дополнительным материалом для
исполнителей ролей будут опубликованы в
Библиотечке «Первого сентября», серия
«Биология», № 6 (18), 2007 г.).
Учебно-тематический план и содержание
программы
Часть |
Содержание |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Теоретическая |
Введение |
1. История открытия
простейших животных. Общая характеристика
простейших. Антоний ван Левенгук и его роль в
создании протозоологии |
1 |
Общая
характеристика типа Простейшие |
2. Подтип Саркодовые.
Надкласс Ризоподы. Класс Корненожки. Отряд Амёбы.
Амёба обыкновенная – строение, образ жизни,
значение в экосистеме водоемов |
1 |
3. Подтип Саркодовые.
Надкласс Актиноподы – радиолярии, солнечники.
Наличие неорганического скелета и игл.
Особенности жизни в соленой воде. Геологическая
роль |
1 |
4. Отряд Эвглены.
Строение, передвижение, питание. Промежуточное
положение между животными и растениями |
1 |
5. Класс Инфузории.
Инфузория туфелька – строение, образ жизни,
значение в экосистеме водоема |
1 |
Экология
простейших |
6. Симбионты и
комменсалы. Местообитание. Строение желудка
жвачных животных. Экосистема рубца. Флора и фауна
рубца, разлагающая целлюлозу |
1 |
7. Экосистема
пищеварительного тракта термитов. Общая
характеристика термитов. Корм и способы его
добывания. Роль жгутиконосцев в разложении
целлюлозы |
1 |
8. Экосистема
пищеварительного тракта человека. Наличие в нем
симбионтов, способствующих разложению клетчатки |
1 |
Простейшие как
возбудители заболеваний человека и животных |
9. Подтип Саркодовые.
Надкласс Ризоподы. Класс Корненожки. Отряд Амёбы.
Амёбы дизентерийные – строение, паразитический
образ жизни. Профилактика дизентерии |
1 |
10. Класс Зоомастигофоры.
Отряд Кинетопласты. Подотряд Трипаносомы.
Особенности строения, симптомы заболевания. Роль
насекомых (мухи цеце и клопа) как переносчиков
заболеваний, вызываемых простейшими. Смена
хозяев и жизненных форм |
1 |
11. Класс Споровики. Отряд
Кокцидии. Малярийный плазмодий. Опасность для
человека, распространение, профилактика. Роль
комара рода Анофелес в распространении малярии |
1 |
Практическая |
Лабораторная
работа № 1. «Устройство микроскопа и правила
работы с ним» |
Устройство микроскопа |
1 |
Правила работы с
микроскопом |
1 |
Лабораторная работа № 2.
«Строение амёбы обыкновенной» |
Амёба обыкновенная |
1 |
Лабораторная работа № 3.
«Строение эвглены зеленой» |
Эвглена зеленая |
1 |
Лабораторная работа № 4.
«Строение инфузории туфельки» |
Инфузория туфелька |
1 |
Практическая работа
«Изготовление моделей простейших. Сравнительный
анализ строения и размножения» |
Амёба обыкновенная,
эвглена зеленая, инфузория туфелька |
1 |
Лабораторная работа № 5.
«Клетки крови человека, зараженного малярией» |
Малярийный плазмодий |
1 |
Театрализация |
Подготовка декораций |
Защита проекта
«Декорации к спектаклю» |
3 |
Музыка в спектакле |
Ассоциативная
деятельность «Музыкальное оформление
спектакля» |
3 |
Подготовка костюмов и
театрального грима |
Защита проектов
«Костюмы и театральный грим к спектаклю» |
3 |
Постановка
танцев |
Амёба обыкновенная |
3 |
Радиолярия и Солнечник |
3 |
Эвглены зеленые. Канкан |
3 |
Дизентерийные амёбы |
3 |
Трипаносома |
3 |
Дидинии |
3 |
Постановка
вокальных номеров |
Дизентерийные амёбы |
3 |
Радиолярия и Солнечник |
3 |
Трипаносома |
3 |
Общая репетиция сцен |
|
18 |
Продолжение следует
|