КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

КРИВЫХ С.В.

Окончание. См. № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23/2007

Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учителем биологии

Учебный материал

Номер газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Методологические подходы, стратегия, цели и задачи профильного обучения

18

Лекция 2. Цели, задачи и содержание предпрофильной подготовки

19

Лекция 3. Требования к программам элективных курсов

Контрольная работа № 1

20

Лекция 4. Организационно-содержательное моделирование профильного обучения

21

Лекция 5. Учебно-дидактическое и информационное обеспечение профильного обучения биологии

Контрольная работа № 2

22

Лекция 6. Методика профильного обучения биологии

23

Лекция 7. Социальная и практическая направленность образовательного процесса в профильной школе

24

Лекция 8. Педагогические технологии, используемые в практике профильного обучения

Итоговая работа.

Лекция 8. Педагогические технологии, используемые в практике профильного обучения

Учитель профильного класса должен иметь представления о педагогических технологиях, включать их элементы в собственную практику.

Составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, учитель-информатор уступает место учителю-оратору, учителю-консультанту, учителю-управленцу; меняется ориентация от усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам. Целевая установка учителя профильной школы «с предметом к ученику» меняется на установку «с учеником к предмету». Провозглашенные принципы интегративности, открытости, мобильности, вариативности и другие открывают учителю профильной школы возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторскую. В профильной школе необходима разработка различных вариантов содержания на основании разных способов его структурирования (блочное, модульное, блочно-модульное), на основании принципа генерализации знаний, интегрально-горизонтального, интегрально-вертикального структурирования и т.д.; использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обновление новых идей и технологий, существенная модификация урока или его замена на другую форму занятия в случае применения нетрадиционных образовательных технологий. При этом важны: диалог различных педагогических систем, технологий, обмен опытом, апробирование в практике новых форм, методов, технологий – дополнительных и альтернативных традиционным. В профильной школе педагогу, руководителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий. Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего арсенала нетрадиционных образовательных технологий.

Реализация запланированных видов учебной деятельности учеников и развитие соответствующих способностей происходят на основе педагогических технологий, включающих определенным образом сконструированные системы форм и методов обучения. Иногда высказывается точка зрения, что формы, методы и технологии обучения не должны отражаться в учебных программах по предметам, поскольку каждый учитель имеет право на их самостоятельный выбор. Наличие данного права, не подкрепленное средствами его реализации, приводит к тому, что для многих учителей оказывается достаточно трудоемким самостоятельный подбор форм и методов обучения, оптимальных для изучения конкретной темы или раздела. В условиях цейтнота при подготовке к занятиям учитель ставится перед необходимостью применения технологии типа «объяснил–закрепил–проверил». В результате многие эффективные педагогические технологии остаются «за бортом» школьной практики, что приводит к ее обеднению и косности. С точки зрения деятельностного подхода, в типовые учебные программы по предметам должны быть включены примерные формы, методы и технологииобучения, а также механизмы их оптимального подбора и применения учителем. Если этого нет, то учителю необходимо самостоятельно подбирать и устанавливать для каждой темы оптимальные формы и методы занятий.

Понятие «педагогическая технология» в современной педагогике

Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на саму возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу. Другой проблемой является отсутствие единого подхода к определению сущности понятий «педагогическая технология» и «технология обучения».

Что касается термина «педагогическая технология» (ПТ), то в опубликованной не так давно работе Г.К. Селевко приводятся девять различных определений этого термина. Приведем некоторые из них.

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология – это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов).

Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Педагогический словарь дает следующее определение: «Педагогическая технология (технология обучения и воспитания) – новое (с 1950-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий. ПТ – разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. ПТ служит конкретизацией методики. В основе ПТ лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов».

В философии технология определяется как средство достижения поставленной цели, как процесс преобразования любой деятельности. Технологичность трактуется как структурная расчлененность, упорядоченность, целесообразная организованность любого процесса социальной деятельности в противовес стихийным естественным процессам.

Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х гг. ХХ в. и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского an educational technology – «образовательная технология».

Б.И. Боголюбов на основе анализа зарубежных и отечественных источников показал эволюцию понятия «педагогическая технология»: от «технологии в образовании» – через «технологию образования» – к «педагогической технологии». Первоначально понятие «технология» связывалось в педагогике с применением ТСО (под педагогической технологией понималась попытка использования технических средств в учебном процессе); первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение, далее понятие «педагогическая технология» было связано с внедрением идей системного анализа учебной и профессионально-педагогической деятельности.

Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии отразилось в различных определениях этого понятия, сделанных известными педагогами и методистами. С точки зрения многих авторов, педагогическая технология (или более узко – технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос: «Как учить?» с одним существенным дополнением: «Как учить результативно?».

Таким образом, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Понятия «технология образования» и «педагогическая технология» включают в себя две составляющие: технологию обучения и технологию воспитания. И в последнее время под названием «педагогическая технология» в России все чаще появляются работы, посвященные проблемам воспитания.

Понятие «технология обучения» более узкое, чем понятие «педагогическая технология». Нередко, однако, технология обучения трактуется расширительно, в результате чего происходит практически отождествление «педагогической технологии» и «технологии обучения». В связи с этим многие исследователи указывают на необходимость разделения терминов «педагогическая технология» и «технология обучения».

«Традиционная методика» и технология обучения

Для традиционного процесса обучения всегда существовала и существует своя традиционная технология обучения, характерная для тех методов и средств, которыми преподаватель пользуется при организации и проведении учебного процесса. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология обучения – это наука о способах воздействия преподавателя на учащегося в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Первоначально термин «технология обучения» был связан с применением технических средств обучения и средств обучения и методов программированного обучения. В связи с развитием методов программирования процесса обучения акцент сместился на собственно технологию обучения. Прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче, переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникации существенно расширили и изменили понятие термина «технология обучения» в сторону системного анализа и проектирования процесса обучения.

В связи с этим возникает необходимость разобраться во взаимодействии терминов «методика» и «технология обучения». Попытка соотнести понятие «технология обучения» с понятием «методика обучения» делается разными авторами в целом ряде научно-методических и научно-популярных педагогических источников.

В.В. Гузеев считает, что понятие «методика» шире понятия «технология», т.к. методика включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии. В частности, одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии.

А.В. Христева полагает, что общая дидактика остается очень теоретической (не разработана пока именно прикладная дидактика), а методика обучения – очень практической дисциплиной, следовательно, требуется промежуточное звено, позволяющее в действительности связать теорию и практику. Речь идет, таким образом, о развитии нового направления современной педагогики, новой дисциплины – педагогической технологии.

Г.К. Селевко говорит о различиях этих понятий: «В технологиях более представлены процессуальная, количественная и расчетная компоненты, а в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны», и подчеркивает, что целевая и содержательная компоненты – отличительная черта методики. Тем самым он отчасти противоречит как собственным определениям понятия ПТ, ее структуры и основных признаков, так и основополагающему принципу единства содержательных и процедурных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Учитывая иерархию уровней понятия ПТ, иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик.

М.Чошанов, анализируя работы отечественных и зарубежных авторов, выделяет, в частности, и такие признаки педагогических технологий:

диагностичное целеобразование и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения;
экономичность обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;
корректируемость – возможность оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели.

Разводя понятия «технология обучения» и «методическая система», ученый подчеркнул, что «основное отличие состоит именно в мере выраженности каждого признака. Если в педагогической технологии эти признаки выражены наиболее сильно, то в педагогической, дидактической и методической системах они могут быть выражены слабо или отсутствовать вовсе». Еще одно отличие заключается в том, что в педагогической технологии слабо представлен содержательный компонент, который присутствует в педагогической, дидактической и методической системах. Педагогическая технология является основной (процессуальной) частью дидактической или методической системы. Так, например, если методическая система направлена на решение следующих задач: 1 – Чему учить? 2 – Зачем учить? 3 – Как учить?, то технология обучения, прежде всего, отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: 4 – Как учить результативно?

В большинстве случаев авторы почему-то стремятся противопоставить понятия «методика» и «технология» обучения друг другу. Но попытка противопоставления этих двух понятий, на взгляд автора, выглядит неправомерной.

Во-первых, основным их различием является то, что методика позволяет ответить на вопрос: «Каким путем можно достичь требуемых результатов в обучении?», а технология – на вопрос: «Как сделать это гарантированно?» Во-вторых, технология обучения носит ярко выраженный персонифицированный характер и по своей сути очень близка к понятию «авторская методика обучения».

Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения, как правило, безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то технология обучения предполагает присоединение к ней личности преподавателя во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая дидактическая задача может быть эффективно решена с помощью технологии, спроектированной и реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом. Таким образом, технология обучения неразрывно связана с педагогическим мастерством преподавателя. Совершенное владение технологией обучения и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, – высший уровень владения технологией, хотя оно и не ограничивается только операциональным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако если рассматривать технологию обучения не как педагогический процесс, а как его проект, своеобразный инструментарий для организации и осуществления педагогической деятельности, то со всей очевидностью можно утверждать, что технология может реализовываться не только ее автором, но и его последователями. При этом, конечно, она будет уточняться с учетом личных профессиональных качеств и параметров, но основные ее структурные компоненты все же будут оставаться неизменными, поскольку они связаны системно в соответствии с конкретными целями и задачами, для которых проектировались.

В этом, на взгляд П.И. Образцова, заключается одно из важнейших отличий технологии обучения от методики. С его точки зрения, технология обучения – это не что иное, как более высокая стадия развития методики, когда наряду с ее персонификацией производится детальная разработка основных составляющих – целеобразование, прогнозирование, выбор оптимальных форм, методов и средств обучения, организация взаимодействия участников учебного процесса, оценка, контроль и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся – с целью гарантированного достижения дидактических целей. Таким образом, любая методика обучения может быть доведена до уровня технологии. Для этого необходима ее последовательная оптимизация на основе наличия обратной связи и коррекции основных составляющих. Следовательно, в учебном процессе в соответствии с диагностично поставленными целями опытным путем определяется возможность их достижения с помощью избранных педагогом форм, методов и средств обучения, способов взаимодействия с обучающимися и т.д. Если не удается сразу добиться необходимого дидактического результата, то целесообразен этап уточнения и коррекции основных параметров методики (например, применение более совершенных дидактических средств, методических приемов и т.п.). Этот процесс завершается нахождением оптимальных, с точки зрения достижения, поставленных целей данной методики обучения. Если многократное ее воспроизведение в педагогической практике позволяет преподавателю получать заранее прогнозируемый и проектируемый результат, то можно вести речь уже не о методике, а о технологии обучения.

Критериями деятельности преподавателя на технологическом уровне могут быть следующие:

– наличие четко и диагностично заданной цели, т.е. корректно измеряемого представления понятий, операций, деятельности обучающихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели;
– представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения;
– наличие достаточно жесткой последовательности, логики, определенных этапов усвоения темы (материала, набора профессиональных функций и т. п.);
– указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (преподавателя и обучающихся друг с другом);
– использование преподавателем наиболее оптимальных (с точки зрения результативности учебного процесса) средств обучения;
– мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и обучающихся, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
– указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил.

Структура педагогической технологии

Г.К. Селевко в структуре педагогической технологии выделяет следующие элементы:

– концепция (философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование);
– цели обучения, планируемые результаты обучения;
– содержание обучения;
– средства диагностики текущего состояния учащихся;
– критерии выбора оптимальных моделей для данных условий;
– набор моделей обучения (методы и формы деятельности учащихся и учителя).

Любая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, обладать целостностью, быть эффективной и воспроизводимой в других однотипных образовательных учреждениях.

В структуру технологии обучения входят:

– концептуальная основа;
– содержательная часть (цели, содержание обучения);
– процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя: управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).

Таким образом, в понятии «технология обучения» следует выделить два слоя:

наука, или совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса;
сам учебный процесс: его организация, структура и обеспечение.

Следовательно, технология обучения – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов
в развитии личности обучающихся.

Выход на технологический уровень проектирования учебного процесса и реализации этого проекта делает учителя высокопрофессиональным специалистом, выступает альтернативой формального образования, значительно усиливает роль самого обучаемого и открывает новые горизонты развития творчества.

Н.Ф. Талызина считает, что технология обучения должна быть не рецептурной, а научно обоснованной. Осуществление научно обоснованного процесса обучения предполагает:

– строгое определение целей обучения, образовательных ориентиров (для чего и почему?);
– отбор содержания обучения (что?);
– организацию (как?);
– методы и средства обучения (с помощью чего?);
– методы анализа и оценки достижения результатов (так ли?);
– уровень готовности учащихся к обучению, их индивидуальные особенности (кто?).

Классификация технологий обучения

Классификацию технологий обучения можно осуществлять по разным признакам. В настоящее время нет какой-либо общепризнанной классификации, поэтому мы приведем точки зрения различных исследователей. Так, Г.К. Селевко выделяет следующие группы педагогических технологий:

по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;
по ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технология саморазвития, эвристические и прикладные технологии;
по характеру содержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические и др.

Педагогические технологии классифицируют по следующим основаниям:

– по уровню применения: общепедагогические, частнопредметные, локальные или узкометодичекие.
– по концепции усвоения: развивающие, интериоризаторские, нейролингвистические и т.д.;
– по организационным формам: классно-урочные, индивидуальные, групповые, коллективный способ обучения, дифференцированное обучение.
– по подходу к ребенку: авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества и т.п.
– по преобладающему методу: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, игровые, проблемно-поисковые, творческие и т.п.
– по категории обучающихся: массовая технология, компенсирующие, технологии работы с трудными, технологии работы с одаренными и т.п.

Академик В.П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося. Сочетание различных признаков взаимодействия учителя с учеником определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько – дидактических систем):

– классическое лекционное обучение;
– обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
– система «Консультант»;
– обучение с помощью учебной книги;
– система «Малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
– компьютерное обучение;
– система «Репетитор» – индивидуальное обучение;
– «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.

Ф.Я. Савельев предлагает следующую классификацию технологий обучения:

по направленности действия: технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;
по целям обучения;
по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология: для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;
по применяемым техническим средствам (по технической среде): аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;
по организации учебного процесса: индивидуальные, коллективные, смешанные;
по методической задаче: технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.

Информационные технологии

В 70-х гг. ХХ в. возникло понятие «информационная технология, базирующаяся на бумажных (книги и другие печатные материалы) и пленочных носителях информации». Особую роль в развитии информационных технологий сыграли компьютеры, различные электронные средства аудио-видеотехники и систем коммуникации. Именно с этими средствами связано понятие «новые информационные технологии обучения».

Внедрение новых информационных технологий обучения не отрицает традиционных технологий. Производство информации на бумажных носителях продолжает расти быстрыми темпами, соизмеримо с производством информации на электронных носителях. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. В настоящее время одной из самых серьезных проблем является проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в новой информационной среде.

Технология обучения в глобальных информационных сетях (ТОГИС)

Основное противоречие современной системы образования – противоречие между быстрыми темпами приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к самореализации (или самообразованию).

При этом необходимо обеспечить индивиду право на выбор собственной образовательной траектории, наиболее соответствующей его способностям. Это означает введение достаточно ранней дифференциации и индивидуализации обучения, связанной с применением методов дистанционного доступа к образовательным программам.

В этом случае новые информационные технологии становятся главнейшим средством доступа к различным источникам информации, формируя мотивацию к самостоятельному поиску, обработке, восприятию и использованию этой информации.

Общие характерные признаки основных технологий обучения

Анализ теоретических подходов к понятию «педагогическая технология» с позиций деятельностного подхода позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения, отличающие их от традиционной дидактики, и систематизировать следующим образом.

1. Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий. Выделяются виды деятельности учителя и учащихся, направленные на осуществление необходимых процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация новой информации), последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей. Основная идея здесь заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – создавать для этого необходимые условия.

2. Диагностическое целеполагание. Деятельностный подход и способ проектирования целей обучения, которые предлагает педагогическая технология, состоит в том, что они формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (причем таких, которые можно надежно опознать).

3. Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление поэтому разноуровневого обучения.

4. Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся. В специальных материалах для учащихся или учебниках формулируются учебные цели, ориентированные на достижение запланированных и диагностируемых целей обучения; разрабатываются дидактические модули, блоки или циклы, включающие в себя содержание изучаемого материала, цели и уровни его изучения, способы деятельности по усвоению и оценке и т.п. Дидактические материалы для учащихся нередко оформляются в виде технологических карт.

5. Ориентация учащихся с целью разъяснения основных принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивации учебной деятельности.

6. Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом. Здесь характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения. Меняется режим обучения (спаренные уроки или циклы уроков, «погружение» и т.п., позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла УПД). Используются все виды учебного общения, различные сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.

7. Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трех видах: а) входной – для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, коррекции этого уровня; б) текущий, или промежуточный, – после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов в усвоении материала и развитии учащихся (как правило, мягкий, по цепочке контроль–взаимоконтроль–самоконтроль), заканчивающийся коррекцией усвоения; в) итоговый – для оценки уровня усвоения.

8. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе разноуровневого характера), проводится тестирование и используются более гибкие рейтинговые шкалы оценки.

9. Стандартизация, унификация процесса обучения и вытекающая отсюда возможность воспроизведения технологии применительно к заданным условиям.

Можно заметить, что все новые технологии обучения рассчитаны на умение учащихся учиться самостоятельно; но как и традиционная дидактика не ставила задачи научить учащихся учиться и использовала элементы деятельностного подхода для решения лишь частных задач обучения, так и технологии обучения сохраняют этот недостаток. Дидактическая сущность основных известных технологий обучения часто представляет собой развитие не более одного-двух из отмеченных выше параметров.

Существующие в настоящее время общедидактические технологии отличаются друг от друга принципами, особенностями средств и способов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентом на определенные компоненты методической системы обучения.

Существует группа предметно ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь, в учебниках). В модульно-рейтинговой технологии (П.Яцявичене, К.Вазина, И.Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. В технологиях «Экология и диалектика» (Л.Тарасов) и «Диалог культур» (В.Библер, С.Курганов) – на переконструирование содержания образования в направлениях диалектизации, культорологизации и интеграции.

В технологиях дифференцированного обучения (Н.Гузик, И.Первин, В.Фирсов и др.) и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на:

– познавательный интерес (Л.Занков, Д.Эльконин, В.Давыдов);
– индивидуальный опыт личности (И.Якиманская);
– творческие потребности (Г.Альтшуллер, И.Волков, И.Иванов);
– потребности самосовершенствования (Г.Селевко).

К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности – А.Кушнир, саморазвития – М.Монтессори). Их основная идея состоит в опоре на заложенные в ребенке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сензитивность – наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В.Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин, Н.Суртаева и др.), обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, при этом особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые средства обучения.

К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А.Границкая, И.Унт, В.Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И.Роберт и др.).

Большинство так называемых альтернативных технологий – Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер), технология свободного труда (С.Френе), технология вероятностного образования (А.Лобок), технология мастерских (П.Коллен, А.Окунев) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и метод «погружения», безоценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых – создание у учащихся в результате образования более отчетливой единой картины мира и мироощущения.

Технологии авторских (инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Это – школа адаптирующей педагогики (Е.Ямбург, Б.Бройде), школа самоопределения (А.Тубельский), «Русская школа» (И.Гончаров, Л.Погодина), школа-парк (М.Балабан), агрошкола (А.Католиков).

Алгоритм подготовки учителя к работе в технологическом режиме включает:

– анализ учебных материалов (программ, учебников, дидактических материалов и др.) с целью выделения основного стержня будущего блока уроков;
– целеполагание и мотивирование изучаемого материала;
– планирование повторения – вводного, текущего, поддерживающего;
– структурирование и распределение нового материала по урокам;
– планирование результатов обучения в виде перечня ожидаемых на выходе знаний, умений, ценностных ориентаций и т.д.;
– выбор адекватных форм, методов и средств обучения;
– конструирование системы заданий, отвечающих требованиям полноты, наличия ключевых знаний, возрастания трудности, целевой ориентации и целевой достаточности, связности;
– построение системы контроля (текущего и итогового);
– прогнозирование наиболее вероятных ошибок учеников, профилактических и коррекционных действий;
– планирование блока уроков и отдельных уроков.

Сегодня все большую популярность приобретает технологический подход в обучении. Существует множество образовательных технологий, используемых в практике обучения.

Мы не можем в рамках одной лекции подробно раскрыть содержание, а тем более научить учителя той или иной педагогической технологии. В своем пособии (Предпрофильная подготовка и профильное обучение. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие/Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. – 352 с.) мы описываем некоторые из них на примере разных предметов.

Нетрадиционные технологии, используемые в практике обучения

1. Модульно-рейтинговая технология обучения, ее разновидности.

1.1. Модульная технология обучения.
1.2. Рейтинговая технология обучения.
1.3. Рейтинговая-интенсивно-модульная технология обучения.

2. Технология естественного обучения.
3. Контрольно-корректирующая технология обучения.
4. Парацентрическая технология обучения.
5. Технология индивидуальных образовательных траекторий.
6. Технология диалоговой взаимопомощи.
7. Технология персонального обучения.
8. Технология позиционного обучения.
9. Технология полного усвоения знаний.
10. Индивидуально-бригадная технология обучения.
11. Кооперативная технология обучения.
12. Индивидуальная технология обучения (Макарова).
13. Технология индивидуального обучения (Драля).
14. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.
15. Дуальная технология обучения.
16. Интегративно-модульная технология обучения.

Рефлексивный этап внедрения технологии

На рефлексивном этапе учителю предлагается провести осмысление результатов, полученных после внедрения технологии в учебный процесс, ответить на вопросы.

– Помогает ли данная технология получить более высокие результаты, чем классно-урочная система?
– Каково отношение учащихся к этой технологии?
– Позволяет ли технология учитывать специфику предмета?
– Действительно ли она может быть использована для организации личностно ориентированного обучения?
– Что мне предстоит скорректировать в своей деятельности при дальнейшем использовании данной технологии?

Желательно также выявить отношение учащихся к новому способу организации учебной деятельности, предложив им ответить на вопросы.

1. Понравилась ли тебе такая организация учебного процесса?
2. Тебе легче учиться при классно-урочной системе (как раньше) или при новой системе?
3. Нравится ли тебе характер общения при новом способе учения между тобой и учителем, тобой и другими учащимися?
4. Хотел бы ты заниматься новым способом обучения дальше?
5. Хотел бы ты заниматься так всегда или иногда?
6. Хотел бы ты заниматься по всем предметам или некоторым (каким)?

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

2. Воловикова М.Л. Понятие «педагогическая технология» в современной педагогике. – http://rspu.edu.ru/journals/journal/lexicography/conference/volovikova.htm.

3. Епишева О. Основные параметры педагогической технологии: Лекция для слушателей III Сибирских методических чтений. – http://archive.1september.ru/ mat/2000/no08_1.htm.

4. Захаржевская Е.Э. Подходы к проектированию педагогической технологии в системе непрерывного профессионального образования. – http://www.pedsovet.alledu.ru/forum/341/261/1877/1.

5. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.: Знание, 1989.–80 с.

6. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига: Эксперимент, 1999. — 180 с.

7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 368 с.

8. Лернер П.С. Информационные технологии в продуктивном образовании старших школьников // Школьные технологии. 2002, № 4.

9. Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. – 1990, № 7. С. 17–23.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

11. Образцов П.И. Технология обучения как более высокая стадия развития методики. – http://www.recom.ru/~obraztsov/texts/11.htm.

12. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Научн. ред. Т.И. Шамова, П.И. Третьяков. – М.: Тюмень, 1994. – 277 с.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998.

14. Современные технологии в образовании. – http://www.bolshe.ru/book/id=3528.

15. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. – Новокузнецк: ИПК, 2003. — 63 с.

16. Христева А.В. Разработка и внедрение гибких педагогических технологий в процесс обучения студентов методике преподавания математики. – http://masu.ru/masu/science/sbornik/105.htm.

Вопросы и темы для обсуждения:

1. Какое определение понятия «педагогическая технология» вам более понятно и приемлемо?
2. Чем отличается педагогическая технология от методики обучения?
3. Структура педагогической технологии.
4. Назовите общие характерные признаки основных технологий обучения.
5. Какие существуют классификации педагогических технологий?
6. Назовите известные вам именные педагогические технологии.
7. Используете ли вы в своей практике элементы педагогических технологий?
8. Что вы понимаете под рефлексивным этапом внедрения технологии?

Итоговая работа

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

В качестве итоговой работы вам предлагается составить программу профильного курса общей биологии для 10-го класса в соответствии с выбранным вами профилем обучения.
Выполненная работа будет оцениваться по следующим критериям:

1. Наличие в программе всех обязательных элементов.
2. Адекватность целей и задач программы целям профильного обучения.
3. Соответствие содержания программы профилю обучения, поставленным целям и задачам.
4. Соответствие форм и методов занятий целям профильного обучения.
5. Направленность на профессиональную ориентацию.

К итоговой работе необходимо приложить справку об обсуждении программы на педсовете или методическом объединении, заверенную руководителем учреждения. Бланк справки высылается каждому слушателю по почте.
Итоговую работу необходимо выслать до 28 февраля по адресу: ул. Киевская, д. 24, г. Москва, 121165. Педагогический университет «Первое сентября».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru