Л.К. ФЕДУЛОВА,
учитель биологии МОУ СОШ № 16,
г. Березники, Пермский кр.
Обобщающие таблицы по систематике
растений и животных
Предлагаемый дидактический материал по
биологии предназначен для самостоятельной
работы учащихся на уроке или дома. Он содержит
учебный материал к учебникам Захарова В.Б.,
Сонина Н.И. «Биология. Живой организм. 7-й
класс»; Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко
В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.
Лишайники. 6-й класс»; Константинова В.М., Бабенко
В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные. 7-й
класс».
Данный дидактический материал включает:
– обобщающие таблицы динамического характера
(игровое поле, разрезные карточки и образец
заполненной таблицы);
– диагностический материал в виде закрытых
тестов для тематического контроля знаний.
Таблицы составлены к концентрическим
программам по биологии. Их содержание
соответствует государственным образовательным
стандартам для базового уровня
общеобразовательной подготовки, а также
предлагает дополнительный материал для
углубления знаний и расширения кругозора
учащихся.
Работа с данным дидактическим пособием
формирует у учащихся умение объединить большой
объем научной информации, концентрируя ее в виде
визуальных и знаковых образов, структурировать
полученные знания в виде обобщающих
сравнительных таблиц, помогает организовать
самоконтроль знаний и дать оценку своей работе,
способствует экономии времени при повторении
большого объема материала. Повышается
эффективность восприятия информации,
заинтересованность учащихся в работе с учебным
материалом, увеличивается продуктивность памяти
(зрительной, тактильной), тренируются умения
сравнивать, анализировать, обобщать,
синтезировать, классифицировать изученный
материал. Развиваются познавательные процессы у
школьников: восприятие, внимание, память,
наблюдательность, сообразительность. Таблицы с
успехом можно использовать при обобщении и
закреплении знаний, при подготовке к ЕГЭ и
вступительным экзаменам в вуз, биологическим
олимпиадам.
Работа с данным дидактическим материалом может
проводиться индивидуально, парами или в группах.
Алгоритм действий
1. Прочти название таблицы и сформулируй цель.
2. Составь обобщающую таблицу из разрезных
карточек на игровом поле согласно его структуре.
3. Сравни составленную таблицу с образцом,
найди несовпадения, определи причину ошибок,
устрани их.
4. Сделай вывод по таблице, вставив в текст
пропущенные слова.
5. Оцени свои знания и свою работу по критериям,
прилагающимся к таблице.
6. Выполни тест и сдай работу учителю.
Царство Прокариоты (доядерные)
Образец, разрезные карточки
Подцарство |
Представители |
Отношение к кислороду |
Способ питания |
Особенности строения |
Особенности размножения |
Значение в природе и в жизни
человека |
Настоящие бактерии
(эубактерии) |
Клубеньковая бактерия
(род Ризобиум) |
Аэроб |
Гетеротроф
(симбионт) |
Клеточная стенка из муреина,
могут иметь слизистую капсулу.
В клетке кольцевая хромосома. Некоторые имеют
жгутики |
Бесполое деление надвое |
Вступает в симбиоз с растениями
семейства Бобовые |
Туберкулезная палочка |
Аэроб |
Гетеротроф
(паразит) |
Часто встречается почкование, или
ветвление |
Вызывает инфекционные болезни
человека и животных |
Архебактерии |
Метанобразующие бактерии |
Анаэроб |
Хемоавтотроф |
Клеточная стенка без муреина. В
клетке кольцевая хромосома, некоторые имеют
жгутики |
Бесполое деление |
Образуют весь природный газ
биогенного происхождения |
Серобактерии |
Аэроб |
Хемоавтотроф |
Участвуют в круговороте серы;
окисляют H2S, вызывают коррозию металлов |
Оксигенные фото-трофные
бактерии
(цианобактерии) |
Анабена |
Аэроб |
Фотоавтотроф |
Клетка поверх толстой
клеточной стенки покрыта слизью, содержит
хлорофилл и каротиноиды |
Фрагментация цепочки клеток |
Способна фиксировать азот, вызывает
«цветение» воды |
Спирулина |
Аэроб |
Фотоавтотроф |
Используют в качестве пищевых добавок |
Баллы: 3 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
Микобактерии: а – форма колоний; б –
бактерии на поверхности агара
|
Внедрение бактерий через корневой
волосок
|
Цианобактерии: а – анабена; б –
спирулина
|
Критерии оценок
Максимальное количество баллов – 36:
менее 18 баллов – «2», от 19 до 24 баллов – «3», от 25 до
33 баллов – «4», от 34 до 36 баллов – «5»
Царство Прокариоты (доядерные)
Игровое поле
Цель: обобщить знания об
особенностях строения, функциях и значении
бактерий
Подцарство |
Представители |
Отношение к кислороду |
Способ питания |
Особенности строения |
Особенности размножения |
Значение в природе и в
жизни человека |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы: 3 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
Вывод
Прокариоты – ... организмы, появившиеся
на Земле, наиболее ... устроенные. Большинство
бактерий по способу питания ..., среди них есть ...,
вызывающие болезни животных и человека. (Первые,
просто, гетеротрофы, паразиты.)
Тест «Царство Прокариоты»
Вариант 1
1. Бактерии, расположенные в форме
кисти винограда:
а) стафиллококки;
б) кокки;
в) стрептококки;
г) бациллы.
2. Холерный вибрион – организм:
а) автотрофный;
б) симбионтный;
в) патогенный;
г) хемоавтотрофный.
3. Обогащают почву азотом:
а) клубеньковые бактерии;
б) гнилостные бактерии;
в) метанобразующие бактерии;
г) серобактерии.
4. Органоид, отсутствующий у
бактерий:
а) ядро;
б) рибосома;
в) клеточная стенка;
г) цитоплазма.
5. К архебактериям относится:
а) анабена;
б) серобактерия;
в) стафиллококк;
г) туберкулезная палочка.
|
Вариант 2
1. Бактерии шаровидной формы:
а) вибрионы;
б) кокки;
в) спирохеты;
г) спириллы.
2. Цианобактерии по способу питания
являются:
а) симбионтами;
б) гетеротрофами;
в) хемоавтотрофами;
г) фотоавтотрофами.
3. В образовании природного газа
участвуют:
а) цианобактерии;
б) пурпурные бактерии;
в) серобактерии;
г) метанобразующие бактерии.
4. Органоид, отсутствующий у
бактерий:
а) митохондрия;
б) рибосома;
в) цитоплазма;
г) клеточная стенка.
5. К настоящим бактериям относится:
а) кишечная палочка;
б) цианобактерия;
в) метанобразующая бактерия;
г) серная бактерия.
|
ОТВЕТЫ
Вариант 1: 1 – а; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5
– б.
Вариант 2: 1 – б; 2 – г; 3 – г; 4 – а; 5
– а.
Царство Грибы
Образец, разрезные карточки
Отдел и класс |
Представители |
Способ питания |
Особенности строения и размножения |
Значение в природе и в жизни
человека |
1. Отдел
Низшие грибы
А) Класс Зигомицеты |
Мукор |
Гетеротроф
(сапрофит) |
Мицелий одноклеточный многоядерный
без перегородок – септ. Споры образуются в
спорангиях |
Разложение органических остатков в
почве; порча продуктов (плесневение) |
Б) Класс Оомицеты |
Фитофтора |
Гетеротроф
(паразит) |
Мицелий развивается в тканях
растения-хозяина. Размножается при помощи
зооспор с двумя жгутиками |
Паразит паслёновых (томата,
картофеля); снижает урожаи |
2. Отдел
Высшие грибы
А) Класс Аскомицеты |
Спорынья пурпурная |
Гетеротроф
(паразит) |
«Черные рожки» – склероции,
образующиеся в колосе, содержат галлюциногены,
выделяют медвяную росу для привлечения
насекомых. Мицелий многоклеточный |
Паразит злаков, портит муку |
Пекарские дрожжи |
Гетеротроф
(сапрофит) |
Одноклеточные организмы. Бесполое
размножение почкованием. В неблагоприятных
условиях размножаются половым путём |
Содержат витамины (PP, H, B1, B6,
BC); используются в хлебопечении, виноделии,
пивоварении |
Пеницилл
(«кистевик») |
Гетеротроф
(сапрофит) |
Мицелий многоклеточный. Образует
конидии |
Разрушает органическое вещество
почвы. Получают антибиотик – пенициллин. Портит
продукты (плесневение) |
Сморчок |
Гетеротроф
(сапрофит) |
Имеет коническую шляпку с ячейками и
ножку |
Съедобен после отваривания; корм
лесных животных |
Б) Класс
Базидиомицеты
(базидиальные грибы) |
Шампиньон |
Гетеротроф
(сапрофит) |
Многоклеточное плодовое тело, снизу
шляпки пластинчатый слой |
Разрушает органическое вещество
почвы; съедобен |
Подберезовик |
Гетеротроф
(симбионт) |
Плодовое тело из ножки и шляпки. Снизу
шляпки трубчатый слой |
Вступает в симбиоз с высшими
растениями, образуя микоризу; съедобен |
Трутовик |
Гетеротроф
(паразит) |
Плодовое тело деревянистое, без ножки |
Паразитирует на деревьях, разрушает
древесину |
3. Отдел Лишайники |
Кладония |
Автогетеротроф
(симбионт) |
Имеет верхний корковый слой. Клетки –
водоросли, гифы гриба (сердцевина). Размножается
вегетативно либо спорами |
Почвообразование; корм животных;
сырье для химической промышленности; индикатор
чистоты воздуха |
Баллы: 6 |
10 |
10 |
8 |
10 |
Критерии оценок
Максимальное количество баллов – 44:
менее 22 баллов – «2», от 23 до 30 баллов – «3», от 31 до
41 баллов – «4», от 42 до 44 баллов – «5»
Царство Грибы
Игровое поле
Цель: обобщить знания об
особенностях строения, размножения, питания и
значении грибов и лишайников
Отдел и класс |
Представители |
Способ питания |
Особенности строения и
размножения |
Значение в природе и в жизни
человека |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы: 6 |
10 |
10 |
8 |
10 |
Вывод
Грибы – ..., тело которых состоит из нитей
– ..., клеточные стенки которого образованы ... .
Споры служат для ... . Человек и животные
употребляют грибы в ..., как ..., а некоторые
являются ... растений и животных. (Гетеротрофы,
гифы, хитин, размножение, пища, лекарство,
паразит.)
Литература
1. Биологический энциклопедический
словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
2. Богданова Т.А. Биология. Задания и
упражнения. Пособие для поступающих в вузы. – М.:
Высшая школа, 1991.
3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.
– М.: Мир, 1993.
4. Гуленкова М.А., Дмитриева Т.А. Дидактический
материал 6–7: растения. – М.: Просвещение, 1997.
5. Жизнь животных: Т.1. – М.: Просвещение,
1986.
6. Кузнецов Б.А., Чернов А.З., Катонова
Л.Н. Курс зоологии. – М.: Агропромиздат, 1989.
7. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова
Т.А. Основы биоло-гии. – М.: Просвещение, 1992.
8. Мир растений. – М.: Просвещение, 1991.
9. Никишов А.И., Петросова Р.А. и др.
Биология в таблицах для 6–11. – М.: Илекса, 1998.
10. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический
материал по зоологии. – М.: «ФАУБ» Цитадель, 1996.
11. Пособие по биологии для поступающих в
вузы. – Минск: Университетское изд-во, 1993.
12. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная
ботаника. Т.2. – М.: Мир, 1990.
Продолжение следует
|