Е.Л. СТЕПАНОВА,
учитель биологии СОШ № 2,
пос. Таксимо, Респ. Бурятия
Многообразие пресмыкающихся и их
охрана
Урок – эксперт-семинар
Метод обучения: репродуктивный, частично
поисковый, групповой.
Приемы деятельности учителя
Организация выпуска устного журнала
«Многообразие пресмыкающихся, их охрана», помощь
учащимся в отборе материала и оформлении его,
подведение итогов.
Организация деятельности учащихся
Объединяются в группы: 1 – «Ящерицы», 2 – «Змеи»,
3 – «Черепахи», 4 – «Крокодилы». Изучают материал,
выбирают главное и интересное из дополнительной
литературы, каждая группа оформляет страницу
устного журнала, представляет страницу классу,
который заслушивает ее и передает в
«Издательский отдел» во главе с экспертом (3
ученика).
Оборудование рабочего места учащегося
Основные источники информации: учебник
«Животные» 7–8-й кл. (А.И. Никишов, И.X. Шарова);
А.Э. Брэм «Жизнь животных»; Красная книга Бурятии;
инструктивные карточки – план работы для каждой
группы; чистые листы, карандаши, ручки, тетради,
оценочные листы. Таблицы, влажные препараты
пресмыкающихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
На парте: ручки, учебники, тетрадь, дневник.
Заполнение оценочного листа.
II. Актуализация знаний
Работа в группах. Разгадывание криптограммы и
ее проверка. (Вопросы к криптограмме раздаются
напечатанными на листочках.)
Победит тот, кто раньше всех расшифрует
криптограмму и верно отгадает загадку, а поэтому
на оценочных листах проставляется время.
Криптограмма
1. Пакетик из бумаги для письма: 1, 3, 8, 2, 5, 9, 12.
2. То, к чему следует стремиться, что надо
осуществлять: 7, 5, 10, 11.
3. Сено, уложенное в большую высокую кучу: 4, 12, 3,
13.
4. Место, где происходили конспиративные
встречи революционеров: 14, 2, 1, 6.
2 |
11 |
5 |
12 |
4 |
14 |
|
2 |
5 |
9 |
5 |
2 |
1 |
6 |
, |
8 |
6 |
|
1 |
3 |
8 |
7 |
5 |
|
13 |
3 |
10 |
3 |
2 |
1 |
6 |
|
|
|
|
|
Какая получилась загадка? (Вьется
веревка, на конце головка.) Какой ответ? (Змея.)
Какие классы животных относятся к типу
хордовых?
Перечислить признаки
приспособленности пресмыкающихся к среде
обитания.
III. Изучение нового материала и освоение новых
способов деятельности
Основные группы современных пресмыкающихся
представлены отрядами чешуйчатых, черепах и
крокодилов. Животные объединяются в группы не
произвольно, а в соответствии со строгой научной
системой, основанной на всестороннем изучении
степени их родства.
Какое место занимают пресмыкающиеся в системе
классификации животного мира? На основе
правильного ответа заполните граф-схему.
Начинается работа учащихся в группах: «Змеи»,
«Ящерицы», «Черепахи», «Крокодилы» (по
инструктивным карточкам), «Издательский отдел».
IV. Первичное закрепление нового материала
Работа с учебником. Фронтальная работа
На с. 158 прочитать первый абзац сверху и
составить цепь питания пресмыкающихся.
Инструктивная карточка
1. Распределите задания между собой,
составьте план своей страницы. Работая с
учебником (§ 52, с. 157–159) и предложенной учителем
дополнительной литературой в течение 8 мин
придумайте название вашей страницы журнала. На
листе бумаги представьте в рисунках и текстах
информацию о многообразии пресмыкающихся, их
значении, распространении и охране по отрядам
животных.
2. Продумайте рассказ о представителях
«своего» отряда.
3. Подготовьте интересный материал под
рубрикой «Знаете ли вы, что...».
4. Приготовьтесь к выступлению
командой перед классом в течение 4 мин.
Внимательно выслушайте вступление всех групп и
выберите наиболее интересное, яркое. |
Графический диктант
V – знак соответствует правильному ответу;
— – знак соответствует неправильному ответу.
Отметить правильные и неправильные
утверждения:
– змеи, крокодилы, черепахи, тритоны, лягушки
относятся к классу пресмыкающихся;
– агама, варан, дальневосточная кожистая
черепаха, кобра – представители класса
пресмыкающихся;
– прыткая ящерица, веретеница, желтопузик, варан,
щитомордник, эфа, гюрза – представители отряда
чешуйчатых;
– змеи и ящерицы – полезные пресмыкающиеся;
– у пресмыкающихся кожа влажная и снабжена
железами;
– на задних и передних конечностях у
пресмыкающихся есть перепонки;
– у ящериц пальцы снабжены когтями, состоящими
из рогового вещества;
– на голове у ящерицы есть ушные раковины –
бугорки, на которых сидят глаза;
– у пресмыкающихся 2 глаза, пара ноздрей, на
каждом глазу имеется веко – полупрозрачная
мигательная перепонка;
– у ящериц кожа сухая, чешуйчатая, а у черепах
панцирь покрыт роговыми пластинами;
– оплодотворение у пресмыкающихся наружное, они
теплокровные;
– оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее,
яйцо имеет кожистую плотную оболочку и большой
запас питательных веществ (желтка);
– обмен веществ у пресмыкающихся происходит
медленно и зависит от температуры окружающей
среды;
– сердце у пресмыкающихся (кроме крокодилов)
трехкамерное с перегородкой в желудочке, кровь
частично смешанная.
Графическая запись диктанта (на доске):
— V V V— — V — V V — V V V
Учащиеся производят взаимопроверку, оценивают
свои работы и заполняют свой оценочный лист.
V. Обобщение и систематизация
Познакомьтесь с результатами работ
«Издательского отдела» (он готовит обложку
журнала, словарь и заключение, собирает
подготовленные группами страницы и выпускает
журнал).
VI. Подведение итогов урока. Подсчет баллов и
выставление оценок
Ученик-эксперт, прослушивая выступление
учащихся в группах, определяет форму
мыслительной деятельности (воспроизведение
материала, воспроизведение с элементами
сравнения, анализа). Определяет логичность,
последовательность и полноту ответа учащегося с
обязательным дополнением при неполном ответе.
Подмечает наличие фактических ошибок,
недостаточность используемого материала при
оформлении страниц устного журнала
(игнорирование Красной книги Бурятии). Передает
созданный и оформленный устный журнал учителю
как отчет о коллективной работе класса.
Учитель выставляет оценки за урок по решению
группы на основе оценочного листа учащегося.
|