Я ИДУ НА УРОК

Е.Л. СТЕПАНОВА,
учитель биологии СОШ № 2,
пос. Таксимо, Респ. Бурятия

Многообразие пресмыкающихся и их охрана

Урок – эксперт-семинар

Метод обучения: репродуктивный, частично поисковый, групповой.

Приемы деятельности учителя

Организация выпуска устного журнала «Многообразие пресмыкающихся, их охрана», помощь учащимся в отборе материала и оформлении его, подведение итогов.

Организация деятельности учащихся

Объединяются в группы: 1 – «Ящерицы», 2 – «Змеи», 3 – «Черепахи», 4 – «Крокодилы». Изучают материал, выбирают главное и интересное из дополнительной литературы, каждая группа оформляет страницу устного журнала, представляет страницу классу, который заслушивает ее и передает в «Издательский отдел» во главе с экспертом (3 ученика).

Оборудование рабочего места учащегося

Основные источники информации: учебник «Животные» 7–8-й кл. (А.И. Никишов, И.X. Шарова);
А.Э. Брэм «Жизнь животных»; Красная книга Бурятии; инструктивные карточки – план работы для каждой группы; чистые листы, карандаши, ручки, тетради, оценочные листы. Таблицы, влажные препараты пресмыкающихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На парте: ручки, учебники, тетрадь, дневник. Заполнение оценочного листа.

II. Актуализация знаний

Работа в группах. Разгадывание криптограммы и ее проверка. (Вопросы к криптограмме раздаются напечатанными на листочках.)

Победит тот, кто раньше всех расшифрует криптограмму и верно отгадает загадку, а поэтому на оценочных листах проставляется время.

Криптограмма

1. Пакетик из бумаги для письма: 1, 3, 8, 2, 5, 9, 12.

2. То, к чему следует стремиться, что надо осуществлять: 7, 5, 10, 11.

3. Сено, уложенное в большую высокую кучу: 4, 12, 3, 13.

4. Место, где происходили конспиративные встречи революционеров: 14, 2, 1, 6.

2

11

5

12

4

14

 

2

5

9

5

2

1

6

,

8

6

 

1

3

8

7

5

 

13

3

10

3

2

1

6

 

 

 

 

 

  • Какая получилась загадка? (Вьется веревка, на конце головка.) Какой ответ? (Змея.)

  • Какие классы животных относятся к типу хордовых?

  • Перечислить признаки приспособленности пресмыкающихся к среде обитания.

III. Изучение нового материала и освоение новых способов деятельности

Основные группы современных пресмыкающихся представлены отрядами чешуйчатых, черепах и крокодилов. Животные объединяются в группы не произвольно, а в соответствии со строгой научной системой, основанной на всестороннем изучении степени их родства.
Какое место занимают пресмыкающиеся в системе классификации животного мира? На основе правильного ответа заполните граф-схему.

Начинается работа учащихся в группах: «Змеи», «Ящерицы», «Черепахи», «Крокодилы» (по инструктивным карточкам), «Издательский отдел».

IV. Первичное закрепление нового материала

Работа с учебником. Фронтальная работа

На с. 158 прочитать первый абзац сверху и составить цепь питания пресмыкающихся.

Инструктивная карточка

1. Распределите задания между собой, составьте план своей страницы. Работая с учебником (§ 52, с. 157–159) и предложенной учителем дополнительной литературой в течение 8 мин придумайте название вашей страницы журнала. На листе бумаги представьте в рисунках и текстах информацию о многообразии пресмыкающихся, их значении, распространении и охране по отрядам животных.

2. Продумайте рассказ о представителях «своего» отряда.

3. Подготовьте интересный материал под рубрикой «Знаете ли вы, что...».

4. Приготовьтесь к выступлению командой перед классом в течение 4 мин. Внимательно выслушайте вступление всех групп и выберите наиболее интересное, яркое.

Графический диктант

V – знак соответствует правильному ответу;

— – знак соответствует неправильному ответу.

Отметить правильные и неправильные утверждения:

– змеи, крокодилы, черепахи, тритоны, лягушки относятся к классу пресмыкающихся;
– агама, варан, дальневосточная кожистая черепаха, кобра – представители класса пресмыкающихся;
– прыткая ящерица, веретеница, желтопузик, варан, щитомордник, эфа, гюрза – представители отряда чешуйчатых;
– змеи и ящерицы – полезные пресмыкающиеся;
– у пресмыкающихся кожа влажная и снабжена железами;
– на задних и передних конечностях у пресмыкающихся есть перепонки;
– у ящериц пальцы снабжены когтями, состоящими из рогового вещества;
– на голове у ящерицы есть ушные раковины – бугорки, на которых сидят глаза;
– у пресмыкающихся 2 глаза, пара ноздрей, на каждом глазу имеется веко – полупрозрачная мигательная перепонка;
– у ящериц кожа сухая, чешуйчатая, а у черепах панцирь покрыт роговыми пластинами;
– оплодотворение у пресмыкающихся наружное, они теплокровные;
– оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее, яйцо имеет кожистую плотную оболочку и большой запас питательных веществ (желтка);
– обмен веществ у пресмыкающихся происходит медленно и зависит от температуры окружающей среды;
– сердце у пресмыкающихся (кроме крокодилов) трехкамерное с перегородкой в желудочке, кровь частично смешанная.

Графическая запись диктанта (на доске):

— V V V— — V — V V — V V V

Учащиеся производят взаимопроверку, оценивают свои работы и заполняют свой оценочный лист.

V. Обобщение и систематизация

Познакомьтесь с результатами работ «Издательского отдела» (он готовит обложку журнала, словарь и заключение, собирает подготовленные группами страницы и выпускает журнал).

VI. Подведение итогов урока. Подсчет баллов и выставление оценок

Ученик-эксперт, прослушивая выступление учащихся в группах, определяет форму мыслительной деятельности (воспроизведение материала, воспроизведение с элементами сравнения, анализа). Определяет логичность, последовательность и полноту ответа учащегося с обязательным дополнением при неполном ответе. Подмечает наличие фактических ошибок, недостаточность используемого материала при оформлении страниц устного журнала (игнорирование Красной книги Бурятии). Передает созданный и оформленный устный журнал учителю как отчет о коллективной работе класса.

Учитель выставляет оценки за урок по решению группы на основе оценочного листа учащегося.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru