|
|||||||
Сообщение «Оседлые птицы»Оседлые птицы – глухари, совы, воробьи, сороки – живут весь год в одной и той же местности. В конце лета некоторые из них делают запасы на зиму. Сойки прячут орехи и желуди в ямки, в мох или в дупла. Синицы и поползни запасают семена и насекомых, засовывая их в трещины коры и среди лишайников на ветвях деревьев. Зимой они питаются семенами и зимующими насекомыми, отыскивая и свои запасы. Совы хищничают, сороки собирают падаль и отбросы у жилья человека, семеноядные птицы собирают семена высохших трав. Тетерева и рябчики клюют на деревьях сережки, а глухари едят хвою. Ночуют тетеревиные птицы под снегом, как под пуховой периной. Учитель. Итак, ответим на вопрос: где живут зимой оседлые птицы, как они выживают? (Ответ. Они живут в том же месте, где и летом, и выживают, питаясь кормом, который можно легко раздобыть и зимой и частично запасенным с лета.) А теперь отгадайте загадку.
Да, это дятел, и относится он к кочующим птицам, о которых следующее сообщение. Сообщение «Кочующие птицы»Кочующие птицы не имеют определенных постоянных мест зимовок. Снегири, грачи, свиристели, поползни, синицы, дятлы, клесты, щуры, корольки, пищухи всю зиму перелетают с места на место в поисках корма. Если корма в той местности, где они живут летом, много, они остаются дома, как и оседлые птицы. Но если год неурожайный или морозы очень суровые, могут откочевывать в поисках кормных мест или более благоприятных условий за сотни километров. Кочуют они обычно стайками, иногда состоящими из птиц разных видов. Но где бы ни кочевали эти птицы, а к весне они вернутся к своим гнездовьям. Учитель. Итак, сделаем вывод: кочующие
птицы, объединяясь в стайки, после сезона
размножения улетают сравнительно недалеко –
туда, где можно найти больше корма. Они не имеют
определенных мест зимовок. (После просмотра фильма ученики делают вывод: на юг улетают птицы, питающиеся кормом, которого зимой в наших краях нет.) А что же служит для птиц сигналом, что пора
отправляться на юг, ведь к началу перелета корма
обычно и на месте еще довольно много? При совместном обсуждении формулируются выводы: перелеты – это особенность биологии, сформировавшаяся в ходе эволюции миллионы лет назад под влиянием смены условий в разные сезоны. Включает безусловные рефлексы перелета изменение долготы дня, которое приводит к гормональным изменениям. Учитель. Много уже известно о перелетах птиц, но немало тайн еще осталось. До сих пор ученые спорят – как же все-таки птицы находят дорогу? Сообщение «Как птицы ориентируются во время перелетов»Некоторые птицы летят на юг в одиночку или небольшими группами, другие перед перелетами образуют тысячные стаи. Одни виды птиц летят днем, используя зрительную память и ориентируясь по солнцу. Другие птицы летят ночью, а днем кормятся. Эти виды птиц способны ориентироваться по звездам. Некоторые птицы способны воспринимать изменения магнитного поля Земли. Однако полностью вопросы ориентации птиц еще не изучены. Учитель. При перелетах птицам приходится преодолевать значительные пространства без остановки. Так, пересекая Северное или Средиземное моря, они пролетают без отдыха 600–700 км. Пересекая Мексиканский залив, птицы летят безостановочно около 1000 км. Самый длинный «беспосадочный» перелет в 3300 км совершают кроншнепы и ржанки. А скажите, пожалуйста, ребята, какие особенности внутреннего и внешнего строения птиц являются приспособлениями к полету? (Предполагаемые ответы: киль для крепления мощных грудных мышц, воздушные полости в костях, воздушные мешки, отсутствие мочевого пузыря, один яичник, отсутствие зубов, перьевой покров, обтекаемая форма тела, сросшиеся хвостовые позвонки как основа для укрепления рулевых перьев.) Сообщение «Как изучают перелеты птиц»Чтобы лучше узнать птичьи пути-дороги, скорость перелетов, места зимовок, продолжительность жизни птиц, их кольцуют – надевают на лапки колечки с номерами и выпускают на свободу. В специальный журнал записывают название вида окольцованной птицы, номер кольца, дату и место кольцевания. Если окольцованную птицу ловят, то снимают кольцо и пересылают его в указанный на кольце город, сообщая, где и когда птица была поймана. Перелетный белый аистII. Закрепление, повторение и проверка полученных знанийУчитель. Чем мы сегодня занимались на уроке? Чем вызваны сезонные перелеты птиц? Какие птицы зимуют в нашей местности? На прошлом уроке мы изучали размножение и развитие птиц, давайте проверим, насколько вы усвоили этот материал. Тесты по вариантамВыберите один правильный ответ из нескольких предложенных. Вариант 1 1. Толстая белковая оболочка, окружающая желток, служит:
2. Птица-наседка регулярно поворачивает насиживаемые яйца, иначе:
3. Объем воздушной камеры в яйце:
Вариант 2 1. По мере развития зародыша и усиления газообмена с внешней средой в скорлупе яйца увеличивается:
2. Зародыш в яйце курицы или другой домашней птицы, загрязненном пометом, дольше сохраняется живым, если яйцо:
3. Птенцы появляются на свет зрячими, покрытыми пухом, способными передвигаться (бегать) у:
Графический диктантОтметьте правильные и неправильные утверждения. 1. У птиц хорошо развиты средний мозг и
мозжечок. (+) Код: «+» – да, «–» – нет. Терминологический диктантДайте определения терминам. Вариант 1 1. Желток. Вариант 2 1. Выводковые птицы.
|