Л.Н. ФЕДЧЕНКОВА,
учитель биологии, г. Смоленск
Лабораторные работы для учащихся 6-x
классов по личностно-ориентированной технологии
Лабораторная работа № 1.
Определение состава семян пшеницы
Цель: познакомиться с составом семян на
примере семян пшеницы и подсолнечника.
Оборудование: семена подсолнечника и
пшеницы, стакан с водой, спиртовой раствор йода,
лист белой бумаги, пробирка, учебник Н.И. Сонина.
Инструктивная карточка
1. Наблюдайте за тем, как учитель проводит
опыт (рис. 1). Он кладет сухие семена пшеницы в
пробирку и начинает их нагревать. Семена
обугливаются, появляется запах жженого. Что
появляется на стенках пробирки? Как объяснить
запах жженого? Что осталось в пробирке? Сделайте
вывод: присутствие каких веществ в семенах можно
обнаружить в этом опыте?
Рис. 1. Нагревание семян на пламени
спиртовки
2. Возьмите немного пшеничной муки, добавьте
в нее воды и сделайте небольшой комочек теста.
Заверните его в марлю и тщательно промойте в
стакане с водой (рис. 2). Как изменилась вода в
стакане?
Рис. 2. Изучение растительного белка: А
– приготовление теста; Б – полоскание теста в
стакане с водой; В – определение крахмала; Г –
клейковина (растительный белок) на марле
Капните 1–2 капли раствора йода в стакан с
водой. Как изменилась окраска содержимого в
стакане? Чем можно это объяснить?
Разверните марлю, в которой было тесто. Вы
увидите на марле тягучую клейкую массу –
клейковину, или растительный белок.
3. Возьмите семянку подсолнечника и
заверните ее в лист белой бумаги. Надавите на нее
тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и
посмотрите, чем пропиталась бумага (рис. 3).
Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника
оставляет жирное пятно на бумаге
Сделайте вывод о наличии разных органических
веществ в семенах. Начертите схему в тетради и
заполните ее.
4. Оформите работу. Начертите таблицу и
внесите необходимые данные.
Сделайте вывод о составе семян.
Таблица. Определение состава семян
№ |
Что брали |
Что делали |
Что получили |
1 |
Пшеница в пробирке |
|
|
2 |
Тесто в марле |
|
|
3 |
Стакан с мутной водой |
|
|
4 |
Семянка подсолнечника |
|
|
5. Выберите вопрос, на который вы
хотели бы ответить:
– какие три группы веществ входят в состав
семян?
– какие органические вещества находятся в
семенах?
– семена каких растений содержат много крахмала?
– семена каких растений содержат много белка?
– почему подсолнечник, лен, коноплю относят к
масличным культурам?
Проверочные задания
Задание 1. Вставь пропущенные слова.
В состав семян входят … и … вещества.
К органическим веществам семени
относятся …, …, … .
Неорганическими веществам семени
являются … и … .
В присутствии йода крахмал … .
Много крахмала в семенах таких
растений, как … .
Много белка в семенах таких растений,
как … .
Масличными культурами являются … .
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Если держать пробирку с семенами над
огнем, то вскоре на стенках холодной части
пробирки мы заметим:
а) клейковину;
б) капли воды;
в) белок.
2. При полном сгорании семян от них остается
лишь немного:
а) золы;
б) масла;
в) клейковины.
3. Зола – это:
а) органические вещества;
б) минеральные вещества.
4. Клейковина представляет собой:
а) растительный белок;
б) жир;
в) углеводы.
5. При добавлении йода к раствору крахмала,
раствор:
а) становится красным;
б) не меняет окраску;
в) синеет.
6. К масличным культурам относят:
а) картофель;
б) пшеницу;
в) подсолнечник.
7. Семена льна, подсолнечника, рапса, оливы
богаты:
а) жиром;
б) белком;
в) минеральными веществами.
3адание 3. Восстановите логическую цепь:
Продолжение следует
|