В.Н. КУЗНЕЦОВ
XIV Всероссийская олимпиада по экологии
XIV Всероссийская экологическая олимпиада
школьников проходила с 9 по 15 апреля 2007 г. в г. Сочи
и собрала наибольшее за все годы своего
существования количество участников – 250
человек из 59 регионов страны.
Олимпиада состояла из двух туров –
письменного, с тестовыми заданиями
теоретико-практического характера, и защиты
экологических проектов, представляемых в шести
отдельных секциях. Кроме того, был организован
командный конкурс экологических плакатов.
В тестовых заданиях, в отличие от прошлых лет,
требовалось не просто указать правильный ответ,
а письменно обосновать сделанный выбор и
аргументировать отказ от других вариантов
ответа. Из этого складывалась общая оценка за
тест. Всего ученикам 9–11-х классов было
предложено 15 тестовых заданий. Приведем примеры
заданий и ответы на некоторые из них.
1. Глобальные изменения климата
(например, потепление) приводят к потерям в
экономике и социальной сфере, влияют на
существование и распространение биологических
видов в различных областях земного шара. У этих
климатических изменений есть различные причины,
к которым не относятся:
а) извержения вулканов;
б) смерчи и торнадо;
в) влияние океанов (океанические течения);
г) химические вещества атмосферы.
Ответ «б» – правильный. Смерчи и торнадо
являются следствием климатических изменений, а
не их причиной.
Ответ «а» – ошибочный. Извержения вулканов
могут повлиять на климат. Образующиеся в
процессе извержения вулкана облака мелких
частиц (аэрозоли) способны заметно ослаблять
поток приходящей к земной поверхности
коротковолновой радиации, почти не изменяя
длинноволнового излучения, уходящего в мировое
пространство. Исследования показывают, что после
извержений наблюдается некоторое понижение
температуры на значительной территории в районе
вулкана.
Ответ «в» – ошибочный. Атмосфера имеет
общую границу с океаном более чем на 72%
поверхности Земли и реагирует на изменения,
происходящие в океане. Океан является главным
аккумулятором и хранителем поступающей на землю
тепловой энергии Солнца, которая впоследствии
высвобождается в атмосферу. Обладая огромной
теплоемкостью, океаны оказывают стабилизирующее
влияние на атмосферу, делая ее температуру более
устойчивой. Запас тепла в океане размещен
неравномерно и постоянно перемещается
океаническими тече-ниями.
Ответ «г» – ошибочный. Атмосфера
нагревается, поглощая солнечную радиацию, как
поступающую из космоса, так и отраженную земной
поверхностью. Нагретая атмосфера сама излучает
тепло (инфракрасные волны). Значительная часть
(около 70%) теплового излучения атмосферы приходит
к земной поверхности, которая практически
полностью ее поглощает. Сравнительно небольшие
изменения концентрации углекислого газа в
атмосфере могут оказать воздействие на
температуру земной поверхности, вызывая так
называемый парниковый эффект. Удвоение
количества СО2 повышает температуру на 2 °С.
Другими «парниковыми газами» являются О3
(озон), СН4 (метан), окислы азота,
хлоруглеродные соединения.
2. Создание крупных животноводческих
комплексов (птицефабрик и свиноферм с
поголовьем животных более 5000) с
незарегулированными стоками повлияет на:
а) введение севооборотов;
б) химический состав поверхностных и грунтовых
вод;
в) зональность ведения сельского хозяйства;
г) ускорение водной мелиорации.
Ответ «б» – правильный. Сток с
животноводческих ферм (жидкий навоз), попадая в
реки и озера, увеличивает содержание в воде
азотсодержащих соединений, что ведет к
эвтрофикации этих водоемов. Растворенные в
поверхностных водах соединения азота могут
попадать и в грунтовые воды (верховодка), делая
непригодной для питья воду из колодцев глубиной
до 10–15 м.
Ответ «а» – ошибочный. Севообороты
(чередование выращивания различных
сельскохозяйственных культур на одном поле в
течение нескольких лет) применяют, чтобы не
снижалось плодородие почв и не размножались
вредители, специфичные для какого-либо одного
вида растения. С животноводством севообороты не
связаны.
Ответ «в» – ошибочный. Зональный принцип
ведения сельского хозяйства учитывает
агроклиматические условия региона. С ним связаны
выбор культивируемых сельскохозяйственных
растений (по требовательности к теплу, влаге,
кислотности почв, наличию питательных веществ в
почве) и разведение традиционных видов животных.
Наличие животноводческих комплексов на
зональный принцип ведения сельского хозяйства
не влияет.
Ответ «г» – ошибочный. Существует два вида
водной мелиорации: осушение (применяется на
заболоченных территориях для вовлечения этих
территорий в сельскохозяйственный оборот) и
обводнение (полив). Оба этих вида очень важны в
растениеводстве. Водная мелиорация с
животновод-ством никак не связана.
3. Сплошная вырубка участка таежного леса
может привести к:
а) увеличению пожароопасности и возгораемости
лесов, особенно хвойных пород;
б) созданию условий для размножения вредящих
лесу организмов;
в) развитию эрозионных процессов и
заболачиваемости части вырубки;
г) химическому загрязнению лесных водоемов.
Ответ «в» – правильный. При сплошной
вырубке таежного леса (зона избыточного
увлажнения) происходит усиление поверхностного
стока на лесосеках и, как следствие, изменение
гидрологического режима территории.
Одновременно с заболачиванием отдельных
участков может наблюдаться усиление водной
эрозии, выражающееся в росте оврагов и появлении
оползней.
Ответ «а» – ошибочный. К увеличению
пожароопасности в хвойных лесах может приводить,
например, захламление небольших лесосек при
выборочных рубках, а также зарастание лесных
просек и отсутствие на них ежегодной
противопожарной распашки.
Ответ «б» – ошибочный. Размножению опасных
для леса насекомых-вредителей и грибковых
заболеваний способствует накопление на вырубке
больших количеств гниющей растительной биомассы
(ветки, сучья и др.). Как правило, при сплошных
рубках такого накопления не происходит, т.к.
после вырубки освобождаются большие участки,
позволяющие беспрепятственно вывезти все
заготовленные материалы.
Ответ «г» – ошибочный. Химическое
загрязнение лесных водоемов чаще всего
происходит в результате аварий на
нефтетрубопроводах. Небольшое количество
бензина или смазочных масел, разливаемых при
работе лесозаготовительной техники, очень редко
может вызвать загрязнение сколько-нибудь
значительного участка леса или водоема.
4. Крупномасштабная распашка целинных и
залежных земель на Южном Урале и в Северном
Казахстане, получившая в СССР название «освоение
целины», уже к концу 1950-х гг. вызвала:
а) накопление избытка влаги в почве и, как
след-ствие, развитие процесса заболачивания;
б) ветровую эрозию;
в) переуплотнение почв;
г) усиление испарения почвенной влаги и, как
следствие, развитие процессов засоления почв.
Ответ «б» – правильный. Распашка целинных
земель в степных районах без учета ландшафтной
мозаики приводит к ветровой эрозии и, как
следст-вие, к пыльным бурям и потере верхнего
плодородного слоя почвы.
Ответ «а» – ошибочный. К накоплению избытка
влаги в почве и ее последующему заболачиванию
может привести вырубка лесов только в таежной
зоне, где коэффициент увлажнения больше 1, т.е.
количество осадков преобладает над испарением.
Распашка целинных земель проводилась в степных
районах страны, где увлажнение недостаточное и
влаги никогда не бывает в избытке.
Ответ «в» – ошибочный. Переуплотнение почв
– процесс, происходящий при многократном
использовании на одной территории тяжелой
техники, например трактора «Кировец». Такую
технику стали выпускать в СССР только в конце
1960-х – начале 1970-х гг. Переуплотнение чаще всего
происходит на почвах тяжелого механического
состава (средний и тяжелый суглинок). В степных
районах Казахстана преобладают почвы легкого
механического состава, что затрудняло их
переуплотнение, но способствовало развитию
процессов ветровой эрозии.
Ответ «г» – ошибочный. Процессы засоления
почв развиваются, как правило, в степных и
полупустынных регионах при поливном земледелии,
когда избыточный полив вызывает поднятие уровня
засоленных грунтовых вод.
5. Интенсивный лов трески в Баренцевом море
в середине ХХ в. способствовал:
а) развитию прудового рыболовства;
б) увеличению популяции мойвы;
в) разрастанию водорослей в прибрежной зоне;
г) разведению молоди сельди в
воспроизвод-ственных целях.
Ответ «б» – правильный. Треска является
хищной рыбой. С уменьшением ее численности
начинает увеличиваться численность рыб меньшего
размера, на которых она ранее охотилась, например
мойвы, минтая, хека и т.п.
Ответ «а» – ошибочный. Прудовое рыбное
хозяйство и морское (океаническое) рыболовство
никак не связаны. Морское рыболовство в ХХ в.
добывало большую часть рыбных ресурсов, а прудо-
вое – лишь небольшой процент.
Ответ «в» – ошибочный. Разрастание
водорослей может быть связано только с притоком
питательных веществ, а не с интенсивным выловом
рыбы, тем более, что лов трески производится не в
прибрежной зоне.
Ответ «г» – ошибочный. Разведение молоди
сельди в нашей стране не практиковали. Разводили
мальков преимущественно осетровых рыб. В мире
также развивалось такое направление рыбного
хозяйства, как марикультура – культивирование
морских организмов в искусственных или
«полуискусственных» условиях. Приемы
марикультуры используют в первую очередь для
лососевых рыб.
Организация и проведение представления и
защиты участниками олимпиады экологических
проектов с каждым годом также совершенствуются.
Повышаются требования к научному содержанию
проектов, обращается внимание на использование
адекватных выбранной теме исследовательских
методик, большое внимание уделяется оформлению
проектов, грамотности и продуманности докладов.
Это приводит к повышению уровня общей
теоретической подготовки конкурсантов (знание
ими первоисточников) и т.д.
Стоит отметить, что в олимпиадных работах этого
года были предложены интересные варианты
сохранения природной экологической обстановки
при сооружении и эксплуатации объектов зимней
спортивной Олимпиады 2014 г.
Литература, рекомендуемая для
составления тестовых заданий, и документы,
определяющие содержание заданий:
Обязательный минимум среднего (полного) общего
образования образовательной области
«Естествознание» (экология), утвержденный
Приказом Минобразования России от 30.06.99 г. № 56 «Об
утверждении обязательного минимума содержания
среднего (полного) общего образования».
Бигон М., Харпер Дж. Экология. Особи,
популяции и сообще-ства. – М.: Мир, 1989.
Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С.,
Николина В.В. и др. Природопользование. Проб.
учебник для 10–11-х кл. профильных школ. – М.:
Просвещение, 1994.
Винокурова Н.Ф., Трушин В.В.
Глобальная экология. Учебник для 10(11)-й кл. – М.:
Просвещение, 1999.
Воронков Н.А. Общая экология. – М.:
Агар, 1999.
Гиляров А.М. Популяционная экология.
– М.: 1990.
Государственный доклад «О состоянии
окружающей природной среды в Российской
Федерации в 1993 и последующие годы».
Гржимек Б. Экологические очерки о
природе и человеке. – М., 1988.
Дежкин В.В., Попова Л.В. Основы
биологического природопользования. – М.:
Модус–К Этерна, 2005.
Егоренков Л.И. Занимательная
экология. – М.: Прометей, 1996.
Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова
Н.М. Основы экологии. 10(11)-й кл. Сборник задач,
упражнений и практических работ. – М.: Дрофа, 2001.
Камерилова Г.С. Экология города.
Учебник для 10–11-го кл. – М.: Просвещение, 1997.
Капица С.П. Общая теория роста
человечества. Сколько людей жило, живет и будет
жить на Земле. – М.: Наука, 1999.
Красилов В.А. Охрана природы:
принципы, проблемы, приоритеты. – М., 1992.
Кузнецов В.Н. Экология России.
Хрестоматия. – М.: АО «МДС», 1996.
Кузнецов В.Н. Справочные и
дополнительные материалы по экологии. Пособие
для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
Кузнецов В.Н. Экология. Система
заданий для контроля обязательного уровня
подготовки выпускников средней школы. – М.:
Вентана Граф, 2004.
Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Новые тесты
по экологии. – М.: Дрофа, 2002.
Медоуз Д. и др. Пределы роста. – М., 1989.
Медоуз Д. и др. За пределами роста. –
М., 1993.
Минин А.А. Экология крупного города
(на примере г. Москвы). – М., 2001.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный
экологический сло-варь. – М.: Устойчивый мир, 1999.
Моисеев Н.Н. Экология человечества
глазами математика. – М., 1988.
Одум Ю. Экология. Т. 1–2. – М.: Мир, 1986.
Пономарева И.Н. Общая экология. – Л.,
1994.
Пономарева И.Н. Экология растений с
основами биогеоценологии. Уч. пособие. – М.:
Просвещение, 1980.
Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего
обитания. В 4-х кн. – М., 1995.
Реймерс Н.Ф. Природопользование от А
до Я. – М.. 1983.
Родионова И.А. Глобальные проблемы
человечества. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
Россия на пути к устойчивому развитию
(Сб. статей.) – М.: РЭФИА, 1996–2006.
Снакин В.В. Экология и охрана
природы. Словарь-справочник. – М., 2000.
Титов Е.В. Олимпиада школьников по
экологии: подготовка и проведение. – М.: Школьные
технологии, 2004.
Чернова Н.М. и др. Экология. Учебн. для
студентов биол. спец. пед. институтов. – М.:
Просвещение, 1988.
Яблоков А.В. и др. Уровни охраны живой
природы. – М., 1985.
|