Любовь народа к скелетам реальна и
необъяснима. Скелеты воспеты и обыграны многими
режиссерами, начиная с фильмов ужасов,
заканчивая авторами тележурнала «Ералаш».
Повсюду присутствует этот бренный остов
человеческого тела.
Любовь подрастающего поколения к скелетам –
отдельная тема. Все мы были когда-то школьниками,
и всех нас магически притягивал к себе костлявый
и вечно улыбающийся Веселый Роджер. Каждый из
нас, покопавшись в памяти, наверняка сможет
извлечь оттуда парутройку шуточных эпизодов,
связанных с самым популярным экспонатом
кабинета биологии. Это может быть декорирование
скелета окурком сигареты или размещение оного в
самом неожиданном месте учебного кабинета
другого профиля, например в стенном шкафу
кабинета математики, откуда объект любви
вываливается на бедную учительницу под веселое
улюлюканье класса. (О том, что это может
закончиться сердечным приступом для учителя,
дети как-то мало задумываются.)
Моя маленькая дочка, по причине изобилия
бабушек и дедушек, детские дошкольные учреждения
не посещала. Ребенок кочевал от одной
родственницы к другой, а когда всем вдруг
одновременно становилось некогда, я брала
подкидыша к себе на работу. Оля была этому
несказанно рада. Она знала, что пока мама будет
вести уроки, в ее распоряжении на весь день будет
предоставлено волшебное царство –
препараторская кабинета биологии. Там, помимо
заспиртованных медуз и аскарид, стояли скелеты:
рыбы, лягушки, кролика и, конечно же, человека. На
скелет рыбы Оля не обращала внимания, поскольку
иногда видела его в своей тарелке. Скелет кошки
дочка жалостливо гладила по голове, а со скелетом
человека уважительно здоровалась за руку. И речи
не было о том, чтобы маленький ребенок чегото
боялся. Это были привычные предметы ее детского
окружения. Но, видимо, изобилие незнакомых
объектов исследования рождало знаменитые
детские вопросы. Часть этих вопросов, в том числе
и научного свойства, теснилась в голове крохи
массово, и иногда она их задавала. В неподходящее
время и в неподходящем месте (с точки зрения
взрослых).
Както раз темным осенним вечером Оля с папой
возвращались от бабушки. Усталый папа с трудом
втиснулся с ребенком в переполненный автобус,
подкинул ее на колени к очередной сердобольной
женщине и мирно задремал, уцепившись за поручень.
Оля, как и все дети, привычные к таким поездкам,
чувствовала себя в автобусе очень хорошо и
развлекала женщину и всех окружающих своим
присутствием. Сначала она распевала песенки,
потом комментировала проносившиеся за окном
огни машин, а потом начала рассказывать о
последнем визите на мамину работу. При этом она
активно помогала рассказу, жестикулируя руками.
– Вчера на работе у мамы была, скелет
видела. Такой череп! (Мах руками вокруг головы.)
Такие глазищи! (Ладошки сложились биноклем у
глаз!) Такие ребра! (Руки описали полукруг
вокруг грудной клетки!) Такой … (Руки зависли
в области живота. Пауза. Громко.) Па-а-п! А как у
писки скелет называется?
Услышав вопрос, муж сразу очнулся и огляделся,
не слышал ли кто последнюю фразу? Все, кто слышал,
уже лежали, давясь от смеха.
Супруг выволок недоумевающую Олю из автобуса
на ближайшей остановке и остаток пути тащил
ребенка на руках пешком. Домой оба ввалились
возбужденные и шумные. Анатолий усадил дочку на
табурет в кухне прямо в одежде и приказал:
– Рассказывай!
– Чего рассказывать? – невинно вопросила дочь.
– Как мы в автобусе ехали!
Оля степенно начала:
– Ну, ехали мы в автобусе. Я рассказывала тете,
как я у тебя на работе была и скелет видела. (И
снова начала помогать себе руками.) Такой
череп! Такие глазищи!
Муж нетерпеливо перебил повествование и взвыл:
– Ты про вопрос, про вопрос рассказывай!
Опозорила меня на весь автобус! Какой ты мне
вопрос задала?
– Вопрос твой папа, – важно ответила Оля, – я не
видела, не трогала, и ты так и не сказал, как у него
скелет называется?!
P.S. для блюстителей нравственности. В лексиконе
пятилетнего ребенка отсутствовал термин «таз» –
так в биологии называется скелет пояса нижних
конечностей.