ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Л.Н. ФЕДЧЕНКОВА,
учитель биологии, г. Смоленск

Продолжение. См. № 6/2008

Лабораторные работы для учащихся 6-x классов по личностно-ориентированной технологии

Программа Н.И. Сонина

Лабораторная работа № 2. Определение физических свойств белков, жиров и углеводов

Цель: познакомиться с физическими свойствами белков на примере яичного белка, жиров – на примере подсолнечного, сливочного масла и сала и углеводов – на примере сахара и крахмала.

Оборудование: яичный белок, растительное и сливочное масло, сало, сахар, крахмал, 9 стаканов с водой.

Класс делится на 3 группы (по желанию). Первая группа работает с яичным белком, подсолнечным маслом и сахаром, вторая – с яичным белком, сливочным маслом и крахмалом, третья – с яичным белком, салом и сахаром.

Инструктивная карточка

1. Обратите внимание, в каком агрегатном состоянии находится вещество, с которым вы работаете. Данные занесите в таблицу.

2. Проверьте органические вещества на растворимость в воде. Внесите вещество в стакан с водой, тщательно размешайте и обратите внимание, растворилось ли оно в воде. Данные занесите в таблицу.

Таблица. Определение физических свойств белков, жиров и углеводов

Свойства вещества

Белок

Жир

Углевод

Агрегатное состояние
Растворимость в воде
Цвет
Запах

     

3. Охарактеризуйте цвет вещества, данные занесите в таблицу.

4. Проверьте вещества на наличие запаха. Для этого поднесите емкость с веществом к лицу и движением ладони направьте воздух к носу. Данные занесите в таблицу.

5. Сделайте вывод о физических свойствах белков, жиров и углеводов.

После выполнения лабораторной работы выполните одно из проверочных заданий.

Проверочные задания

Задание 1.

Ответьте на вопросы № 5 и 6, приведенные на с. 15 учебника. Ответ запишите в тетрадь.

Задание 2. Верно ли утверждение?

1. Все органические вещества хорошо растворяются в воде.

2. Белки – основные вещества клетки.

3. Жиры являются источником энергии и воды.

4. Белки являются хорошим теплоизолятором.

5. Углеводы переносят кислород и придают крови красный цвет.

6. Углеводы – источник энергии.

7. Растения запасают углеводы в виде крахмала.

8. Нуклеиновые кислоты отвечают за хранение и передачу наследственной информации.

При выполнении задания используйте материал учебника (с. 10–15).

Задание 3. Определите вещество.

1. Перед вами на столе следующие вещества: яичный белок, подсолнечное масло, сливочное масло, сало, сахар и крахмал. Предположите, какое из этих веществ хорошо растворяется в воде, и проверьте ваше предположение опытным путем.

2. На поверхности воды в пробирке пленка желтого цвета. Какое вещество образует эту пленку?

Задание 4. Вставьте пропущенные слова.

1. Маслянистая жидкость желтого цвета, не растворимая в воде – это … .

2. … – твердое кристаллическое вещество белого цвета, хорошо растворимое в воде.

3. … – прозрачное тягучее вещество желтоватого цвета, растворимое в воде.

4. Порошкообразное вещество белого цвета, не растворимое в воде – … .

Задание 5. Выберите один или несколько правильных ответов.

1. Органическими веществами клетки не являются:

а) белки;
б) жиры;
в) вода;
г) углеводы.

2. Основным источником энергии в организме являются:

а) углеводы;
б) жиры;
в) белки;
г) нуклеиновые кислоты.

3. Растительные организмы запасают углеводы в виде:

а) гликогена;
б) крахмала;
в) клетчатки;
г) хитина.

4. Животные организмы запасают углеводы в виде:

а) гликогена;
б) крахмала;
в) клетчатки;
г) хитина.

5. У ряда животных функцию теплоизолятора выполняют:

а) белки;
б) углеводы;
в) вода;
г) жиры.

6. Хранение и передачу наследственных признаков от родителей к потомству выполняют:

а) белки,
б) жиры,
в) углеводы,
г) нуклеиновые кислоты.

7. Переносят кислород, участвуют в защите от инфекций и в свертывании крови:

а) белки;
б) жиры;
в) углеводы;
г) нуклеиновые кислоты.

При выполнении задания используйте материал учебника (с. 10–11).

Лабораторная работа № 3. Строение клеток живых организмов

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения животной и растительной клеток, рассмотреть основные органоиды клетки и описать их функции.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, раствор йода, фильтровальная бумага, марля, растения (лук репчатый, традесканция, элодея канадская, мох мниум), готовые микропрепараты (эпителий кожи человека, клетки соединительной ткани, костные клетки жаберной крышки рыбы, продольный разрез тела гидры).

Класс делится на 4 группы (по желанию). Первая группа готовит микропрепарат кожицы чешуи лука и рассматривает клетки эпителия кожи человека; вторая – готовит препарат кожицы листа традесканции и рассматривает клетки соединительной ткани; третья – готовит препарат клетки листа с верхушки стебля элодеи канадской и рассматривает костные клетки жаберной крышки рыбы; четвертая – готовит препарат клетки листа мха мниума и рассматривает продольный разрез тела гидры.

Инструктивная карточка

1. Подготовьте предметные и покровные стекла, тщательно протрите их марлей.

2. Пипеткой нанесите на предметное стекло каплю чистой воды.

3. Группа 1. С луковицы репчатого лука снимите наружные сухие чешуи. С поверхности белой мясистой чешуи препаровальной иглой отделите маленький кусочек прозрачной кожицы.

Группа 2. С внутренней поверхности листа традесканции снимите кожицу.

Группа 3. Оторвите лист элодеи от растения с верхушки стебля.

Группа 4. Оторвите лист мха мниума.

4. Группа 1. Положите кусочек кожицы в каплю воды на предметном стекле и расправьте его кончиком иглы. В препарат добавьте каплю раствора йода. Закройте кожицу покровным стеклом, удалите фильтровальной бумагой избыток воды.

Группа 2. Поместите кожицу листа традесканции в каплю воды на предметном стекле и накройте ее покровным стеклом.

Группа 3. На предметное стекло в каплю воды поместите лист элодеи и накройте покровным стеклом.

Группа 4. На предметное стекло в каплю воды поместите лист мха мниума и накройте покровным стеклом.

5. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом при малом увеличении.

6. Зарисуйте группу клеток, обратите внимание на их взаимное расположение.

7. Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа, найдите оболочку клетки, цитоплазму, вакуоли, пластиды и ядро. Обозначьте их на рисунке.

8. Рассмотрите животные клетки на готовых микропрепаратах вначале при малом, а затем при большом увеличении, найдите оболочку клетки, цитоплазму и ядро. Зарисуйте. Обозначьте органоиды клеток.

9. Сделайте вывод: в чем сходство и различие животной и растительной клеток.

После выполнения лабораторной работы выполните одно из проверочных заданий.

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Живые организмы состоят из … .

2. Содержимое клетки ограничивает … .

3. … – жидкое содержимое клетки.

4. Хранение и передачу наследственной информации осуществляет … .

5. Вакуоли имеются только у … клеток.

6. В животной клетке отсутствуют …, …, … .

7. Клеточный сок содержится в … .

Задание 2. Выберите правильный ответ.

1. Определенную форму растительной клетке придает:

а) цитоплазма;
б) оболочка;
в) вакуоль;
г) ядро.

2. Клеточный сок в растительной клетке находится в:

а) цитоплазме;
б) вакуолях;
в) межклетниках;
г) ядре.

3. Жидкое вязкое вещество клетки – это:

а) вакуоль;
б) цитоплазма;
в) ядро;
г) оболочка.

4. Передачу и хранение наследственной информации осуществляет:

а) ядро;
б) цитоплазма;
в) вакуоли;
г) пластиды.

5. Зеленый цвет растениям придает пигмент:

а) антоциан;
б) хлорофилл;
в) каротиноиды;
г) ксантофилл.

6. У животной клетки отсутствуют:

а) пластиды;
б) ядро;
в) цитоплазма;
г) митохондрии.

7. Цитоплазма клетки:

а) осуществляет связь между частями клетки;
б) выполняет защитную функцию;
в) придает клетке форму;
г) обеспечивает поступление веществ в клетку.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. Структурной и функциональной единицей живого организма является клетка.

2. И в животных, и в растительных клетках есть ядро, цитоплазма, вакуоль, клеточная стенка и пластиды.

3. Клетка любого организма снаружи покрыта цитоплазматической мембраной.

4. В клетках кожицы лука отсутствуют пластиды.

5. Хлоропласты содержат пигмент хлорофилл.

6. Цитоплазма осуществляет связь между клетками.

7. Вакуоли – мешочки с клеточным соком.

8. Ядро осуществляет хранение и передачу наследственной информации.

9. Через оболочку осуществляется обмен веществ между внутренним содержимым клетки и межклеточным веществом.

10. Хлоропласты находятся только в клетках зеленых растений.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru