ЭКОЛОГИЯ

Составила Н.Ю. ФЕОКТИСТОВА

Киты на «мушке»,
или Об охоте и охране морских гигантов

Отряд китообразных включает два подотряда: зубатых и усатых китов. В первом насчитывается 5 семейств, 32 рода и 74 вида, а во втором – всего 3 семейства, 6 родов и 9 видов (6 из которых занесены в Международную Красную книгу!).

Употреблять в пищу китовое мясо люди начали очень давно. Японские историки утверждают, что в их стране это произошло около 9 тыс. лет назад – одновременно с заселением островов. И тогда, в столь далекие времена, как и сейчас, киты иногда выбрасывались на берег. Причину этого странного поведения до сих пор окончательно установить не удалось, тем не менее это происходит и происходило раньше. У древних японцев такие киты даже получили особое название: «eри кужира», или «кит, пришедший на берег». Люди воспринимали такого кита как дар небес. Его мясо использовали в пищу, а кости и зубы (т.е. китовый ус) – для изготовления предметов повседневного обихода. Со временем японцы начали изготавливать специальные лодки, на которых выходили охотиться на китов. У берегов Японии охота на гладких китов велась примерно с 1600 г. при помощи ручных гарпунов, алебард и стрел. Такая охота была сложной и опасной, а китовое мясо – редкостным деликатесом, который попадал только на стол аристократов. Однако уже в 1675 г. японцы начали охотится на китов с сетями. Киты, попадая в сети, запутывались в них, а затем медленно опускались на дно. В этот момент их было легко загарпунить. Однако подобная охота была удачной только у берегов.

В те времена люди (и, в частности, японцы) не стремились к массовому истреблению китов. Более того, китобои уважали и почитали китов. До сих пор в Японии существуют храмы, где находятся могилы пойманных и выбросившихся на берег китов. Например, в Храме Коганжи есть могилы 75 эмбрионов китов, там же существуют регистрационные книги усопших китов. Даже сейчас, в XXI в., в Храме Коганжи проводят ежегодные религиозные церемонии, посвященные китам, на которые приезжают сотни людей из разных уголков страны, чтобы отдать дань уважения этим морским гигантам, которые спасли многих японцев от голодной смерти.

Кроме японцев очень давно охотятся на китов баски. До сих пор они живут в том же регионе, где когда-то начинали этот промысел. Сначала баски использовали в пищу только тех китов, которые выбрасывались на берега Бискайского залива. Выходить же в море для активного промысла они начали в IX в. Пойманного кита баски, как и японцы, использовали полностью. Основной их добычей был южный кит, который зимовал в районе Бискайского залива. Позже, в XIV–XV вв., баски начали уходить из Бискайского залива в воды Франции и Британии, а затем и дальше.

Именно от басков европейцы переняли основные приемы охоты на китов и тоже начали их добывать. Первой и основной жертвой европейских охотников стал южный кит, который плавать быстро не умел (его скорость составляет всего 5–6 миль в час), а будучи убитым, продолжал оставаться на поверхности изза огромного количества жира в теле. Надо отметить, что уже к концу XV в. популяция южных китов в водах Западной Европы сократилась до минимальных размеров, и охота на них в прибрежных водах просто потеряла всякий смысл.

Южный кит относится к семейству гладких китов. Длина его составляет 13–17 м, максимально – до 21 м, при этом примерно треть общей длины приходится на голову. Тело толстое. На верху головы между концом рыла и дыхалом располагается большой белый нарост диаметром около 80 см. По бокам головы и краям нижней челюсти идут продольные ряды более мелких наростов. Рот у этого кита с боков S-образно изогнут, в нем помещаются длинные (до 2,5 м) тонкие пластины китового уса. Все тело южного кита окрашено в черные или темно-синие тона, однако на брюхе имеется небольшое белое пятно. Обитают южные киты в Атлантическом и Тихом океанах. Жарких тропиков избегают. Когда выныривают на поверхность, узнать их легко по двухструйному фонтану, обе половины которого бьют на 3–4 м над головой кита под углом в 45°.
Детенышей эти киты приносят один раз в два года, т.к. беременность продолжается около 12 мес., а затем еще 6–7 мес. самка кормит своего малыша молоком, охраняет его и плавает с ним рядом.

Южный кит

Южный кит

В XVI в. европейцы начали состязаться в дальних путешествиях вглубь океана в поисках новых земель. Англичане и голландцы пытались открыть новые морские пути в Северном Ледовитом океане. И хотя эти цели не были достигнуты, тем не менее отважные мореходы были вознаграждены –
они открыли районы, где китов было видимо-невидимо. Вблизи Шпицбергена были обнаружены гренландские киты, которые оказались гораздо крупнее южных (18–22 м в длину), но и так же, как и южные киты, будучи убитыми, не тонули, т.к. огромный слой жира не позволял им уйти под воду.

Гренландский, или полярный, кит является ближайшим родственником южного и вместе с ним да еще с карликовым гладким китом они составляют семейство гладких китов (Balaenidae). Гренландский кит проводит всю жизнь в полярных водах, и хотя и совершает сезонные миграции, но только в пределах Арктики. Эти киты встречаются в водах Канадского архипелага и вблизи Гренландии, но чаще всего в Беринговом море. Внешность полярного кита известна практически всем людям, дело в том, что именно он послужил прототипом для иллюстраций к многочисленным детским сказкам, где фигурирует «чудо-юдо рыба Кит». Огромная куполообразная голова гренландского кита составляющая около 7 м в длину, отделена от 14-метрового туловища хорошо заметным шейным перехватом. Спинного плавника нет. Все тело у кита гладкое, темно-серое или черное, даже на брюхе и горле нет каких-либо полосок, характерных, например, для китов-полосатиков. У этого кита огромная пасть, по форме напоминающая дугу, в которой размещены около 800 тонких пластин китового уса удивительной величины – самые большие могут достигать 4,5 м! Через эти пластины кит процеживает свою фантастически мелкую пищу – планктонных рачков калянусов и крылоногих моллюсков размером около 4 мм. За своей добычей кит ныряет неглубоко и ненадолго, всего на 5–10, редко на 15 мин. После чего 3–4 мин держится у поверхности воды, выпуская в воздух несколько 4-метровых двухструйных фонтанов. Весной (с февраля по май) у полярных китов появляются детеныши, которых мать кормит молоком около года (т.е. еще дольше, чем южные киты).

Гренландский кит

Гренландский кит

В 1611 г. Англия организовала китобойную станцию на Шпицбергене и начала широкомасштабный китобойный промысел. Германия, Голландия, Норвегия и Дания также начали активно добывать китов в Арктических водах. В результате численность как гренландских, так и южных, китов резко сократилась. Причем до сих пор, несмотря на прекращение промысла, восстановления этих видов так и не произошло. Но об этом мы будем говорить ниже.

Возвращаясь к истории китобойного промысла, нельзя не упомянуть американцев. Уже в XVII в. добыча китов в Новом Свете превратилась в мощную индустрию. Были созданы китобойные станции вдоль побережья Новой Англии. В прибрежных водах у Кейп Кода и Нантукета мигрировали крупные стада кашалотов и южных китов, были здесь и серые киты. Однако американские китобои направили свое пристальное внимание именно на кашалотов. Дело в том, что в те времена очень ценились белые свечи, изготовленные из жира кашалота. Они отлично горели и при этом не коптили. Именно эти свечи были основным товаром, экспортируемым из Нового Света в Европу. Кульминации американский китобойный промысел достиг в 1820–1850 гг. В это время американские китобои добывали около 10 тыс. больших китов ежегодно. Разумеется, это не могло не привести к резкому сокращению их численности. К счастью для китов, в 1859 г. в Пенсильвании была обнаружена нефть, которая стала альтернативой китового жира.

Тем не менее промысел китов продолжался еще довольно долго. И самая свирепая охота на морских гигантов началась в первой половине ХХ в. в Антарктических водах. Первыми, в 1904 г., в эти места приплыли китобойные флотилии Норвегии. Через год туда уже отправились английские суда, а затем и другие флотилии Европы и Америки.

Голубой кит

Голубой кит

Помимо гладких китов, наиболее тихоходных и набирающих наибольшее количество жира, китобойный промысел не обошел своим вниманием и всех других морских гигантов. Это 5 видов из рода настоящих полосатиков (названных так за глубокие продольные складки-борозды, проходящие по горлу и брюху): сельдяной кит, или финвал (Balaenoptera physalis), длиной до 27 м; сайдяной кит, или сейвал (Balaenoptera borealis), длиной до 20 м; голубой, или синий, кит – блювал (Balaenoptera musculus), длиной до 33 м, – самое крупное из когда-либо существовавших на Земле млекопитающих; полосатик Брайда (Balaenoptera edeni), длиной до 15 м; самый «маленький» и, видимо, поэтому самый «благополучный» в настоящее время, малый полосатик (Balaenoptera acutorostrata) – до 10 м длиной. Все полосатики – обитатели Мирового океана, в теплое время мигрирующие за кормом ближе к полярным районам (в Арктические или Антарктические воды, только полосатик Брайда не любит холода), а зимой отплывающие в более теплые районы для размножения.

Сельдяной кит, или финвал

Сельдяной кит, или финвал

К семейству полосатиков относится и распространенный во всех океанах горбатый кит, или горбач (Megaptera novaengliae), длиной до 19 м.

Кит горбач

Кит горбач

Еще один гладкий кит – серый (Eschrichtius robustus), длиной до 15 м, относится к отдельному семейству и встречается только в Тихом океане и только к северу от экватора.

И, наконец, кашалот (Physeter macrocephalus) – представитель совсем другой группы, подотряда зубатых китов. Отличаясь гигантскими размерами – до 21 м в длину, – он тоже привлек к себе внимание китобоев. Распространен во всех океанах.

Горбачи, серые киты и кашалоты из разных стад (т.е. обитающие в разных районах океана), как и полосатики, мигрируют летом в более высокие (где больше корма), а зимой в более низкие (где тепло и подходящие условия для появления потомства) широты.

Однако уже в 1930-е гг. мировая общественность начала осознавать последствия безжалостного истребления самых крупных млекопитающих на Земле. В 1931 г. в Женеве было подписано первое Международное соглашение по регулированию китобойного промысла. Следующее соглашение было подписано в 1937 г. в Лондоне девятью китобойными державами. Протоколы соглашения были ратифицированы на следующий год, а затем вторично – в 1945 г.

В 1946 г. в Вашингтоне была проведена Международная конференция по регулированию китобойного промысла. В ней приняли участие представители 19 стран, которые занимались китобойным промыслом. В том числе и Советский Союз, который готовился к промыслу китов в Антарктике. Наиболее важным решением, принятым на конференции, стала установка ежегодной квоты (нормы) добычи китов. Лишь с этого момента китобойный промысел, столетиями носивший стихийный характер, был введен в рамки, ограниченные определенными правилами. Определялось число разрешенных для добычи китов, их виды, сроки и продолжительность добычи. Эти ограничения были основаны на знании биологии китов и примерных показателях численности разных видов. К сожалению, потом оказалось, что эта информация была далеко не полная и не точная... В 1948 г. была организована Международная китобойная комиссия (МКК), которая ежегодно проводит сессии, где правила китобойного промысла дополняются и уточняются.

Соблюдение принятых правил, даже основанных на слишком оптимистичных представлениях о численности китов, позволило бы вести их ограниченный промысел достаточно долго. Однако оставалась проблема браконьерства: формально договорившись о квотах, далеко не все государства собирались их соблюдать.

Весьма печальную страницу в относительно недавнюю историю истребления китов вписала Советская китобойная флотилия «Слава». Она начала свою деятельность в водах Антарктики с 1946 г. В течение двух первых лет нарушений правил промысла не было, т.к. на судах находились норвежские капитаны-гарпунеры, а промысловую работу флотилии возглавлял норвежский капитан Нельсен. Но когда в 1948–1949 гг. флотилия «Слава» вышла на промысел китов в Антарктику без иностранных наблюдателей, добыча китов стала совершенно бесконтрольной. В этот период флотилию возглавил капитан-директор А.Н. Соляник. На диспетчерских совещаниях он наставлял капитанов и гарпунеров следующими словами: «Там, где прошла «Слава», должна оставаться выжженная пустыня. Добывайте всех встреченных китов… берите и маломерных китов, и сосунков, и кормящих самок». В результате «Слава» вела реальный промысел на месяц дольше установленного срока и добывала всё, что ни попадется, несмотря ни на какие запреты. Так было до 1972 г., пока на флотилию не вернули международных наблюдателей.

Позже было подсчитано, что в период с 1948 по 1972 г. советские китобойные флотилии добыли 234 705 китов, а в Бюро по международной китобойной статистике сообщили всего о 140 569 – из 711 816, официально добытых в Антарктических водах за тот период флотилиями всего мира. Остальные киты были добыты незаконно.

В результате деятельности наших китобойных флотилий в 1963–1964 гг. было довершено уничтожение стада горбачей, обитавших в северо-восточной части Тихого океана и в заливе Аляска. Другое стадо горбачей западной популяции, обитавшее в северо-западной части Тихого океана, было выбито еще в 1960 г.

В 1965–1966 гг. в Бристольском заливе (Аляска) и прилегающих районах Берингова моря китобойные флотилии «Владивосток» и «Дальний Восток» выбили 300 южных китов японского подвида. Еще около 1000 этих китов было выбито в Охотском море у Сахалина и Шантарских островов. В результате популяция этих китов просто перестала существовать. В этот же период было фактически уничтожено стадо горбачей Антарктики, обитавшее в районах Новой Зеландии и Австралии. А к 1972 г. было выбито индоокеанское стадо сейвалов, обитавшее севернее 40° ю.ш. К 1975 г. по той же причине перестала существовать популяция кашалотов, обитавшая севернее Гавайских островов.

Таков печальный итог «хозяйственной» деятельности советских китобоев на просторах Тихого океана и Антарктики. Впрочем, может быть, не только их, насколько честно соблюдали выделенные им квоты другие государства, неизвестно. Но справедливости ради следует отметить, что все, что ни попадало на палубы, например, японских плавбаз, утилизировалось полностью. На советских же флотилиях степень использования китовых туш была крайне низкой. Зачастую, при больших объемах добычи, с кита снимали только покровное сало, а все остальное выбрасывали за борт, загрязняя океан продуктами разложения животных.

К счастью для оставшихся в живых китов, в 1966 г. Международная китобойная комиссия ввела запрет на добычу голубых китов. А с 1976 г. МКК запретила добычу в северной части Тихого океана финвалов и сейвалов. С октября 1979 г. был полностью запрещен пелагический промысел китов в северной части Тихого океана (однако продолжалась добыча китов береговыми комбинатами Японии). И, наконец, в 1982 г. МКК был объявлен мораторий на коммерческий промысел китов в Мировом океане, который действует до сих пор. Россия, Дания, США получили разрешение на аборигенный промысел китов (около 130 серых и 5 гренландских китов ежегодно) для обеспечения пищевых и культурных нужд малочисленных коренных народов Крайнего Севера.

Сейчас, по прошествии 25 лет с момента объявления моратория, по оценкам ученых, в Мировом океане восстановилась численность кашалотов (по оценкам Коммерческого департамента США, к 2001 г. их насчитывалось 2 млн особей). Численность сейвала на западе северной части Тихого океана восстановилась с 9 тыс. до 28 тыс. особей. Запасы серого кита восточной части севера Тихого океана, по оценкам МКК, восстановились с 2 тыс. до 22 тыс. особей. А вот запасы антарктических финвалов смогут восстановиться лишь через 10–40 лет. Восстановления численности наиболее ценных – южных гладких, горбатых и синих китов – в обозримом будущем не предвидится: для этого понадобятся века, если эти киты вообще смогут оправиться от нанесенного урона. Генетическое разнообразие их популяций подорвано катастрофически, а у видов с низким генетическим разнообразием отмечаются проблемы и с размножением, и с выживанием детенышей, и с устойчивостью к различным заболеваниям. В общем, многие усатые киты продолжают находиться под угрозой, тем более, что целый ряд стран продолжает браконьерский лов этих животных. Например, в 1991 г. Исландия демонстративно вышла из состава МКК, с тем чтобы продолжить свой промысел. Япония и Норвегия под предлогом «научных исследований» ведут промысел малых полосатиков. Существует нелегальный промысел и других видов.

По материалам:

Комацу М., Мисаки С. Киты и история китобойного промысла: взгляд из Японии. – М., 2005.

Материалы советского китобойного промысла (1949–1979). – М.: Центр экологической политики России, 2000.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru