ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Г.И. ЛЕРНЕР

Продолжение. См. № 6, 7/2008

Зоология

Рабочая тетрадь для 7-го класса

В3. Соотнесите признаки костных и хрящевых рыб с их обладателями:

Признаки рыб

1) скелет хрящевой;
2) жабры прикрыты жаберными крышками;
3) оплодотворение наружное;
4) живородящая рыба;
5) скелет костный;
6) очень плодовита;
7) рождает одного детеныша;
8) жаберных крышек нет.

Представители

А) треска;
Б) китовая акула.

 

В4. Выстройте последовательность расположения отделов головного мозга рыб, начиная с продолговатого:

А) продолговатый мозг;
Б) передний мозг;
В) мозжечок;
Г) промежуточный мозг;
Д) средний мозг.

Часть С

С1. Где могут запасать кислород глубоководные рыбы? Почему им необходимо это делать?
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ .

 

С2. Чем можно объяснить различия между разными видами рыб по таким признакам, как сроки наступления половозрелости (от 1,5 мес. до 20 лет), плодовитость (от 15 до 300 млн икринок), сроки развития зародыша?
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ .

 

С3. Какими способами рыбы привлекают друг друга для спаривания и размножения?
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ .

 

С4. Аристотель писал про угрей: «У речных угрей нет пола, нет икры, молок, их порождают недра моря».
Объясните, почему так заблуждался Аристотель.
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ .

Тема: «Класс Земноводные»

Основные термины и понятия темы

  • Амфибии

  • Мозг

  • Бедренная кость

  • Безногие

  • Бесхвостые

  • Голень

  • Грудина

  • Двенадцатиперстная кишка

  • Жабы

  • Запястье

  • Ключицы

  • Тритоны

  • Кожно-легочное дыхание

  • Лягушки

  • Мозжечок

  • Почка

  • Продолговатый мозг

  • Промежуточный мозг

  • Рефлексы (условные и безусловные)

  • Саламандра

  • Средний мозг

  • Среднее ухо

  • Трехкамерное сердце

  • Червяги

Земноводные, или амфибии, – первые наземные хордовые животные, сохранившие в своем развитии связь с водной средой. Многие взрослые земноводные живут на суше и дышат легкими. В связи с образом жизни и легочным дыханием у земноводных появилось трехкамерное сердце, два круга кровообращения. Развитие амфибий происходит в воде. Оплодотворение у амфибий может быть внутренним (у безногих и хвостатых) и наружным (у бесхвостых). Плодовитость невелика. Бесхвостые амфибии развиваются с метаморфозом, проходя стадию головастика. У некоторых видов размножаются даже личинки. Это явление называется неотенией. Распространены практически во всех географических зонах, кроме Антарктики. За Северным полярным кругом встречаются травяная и остромордая лягушки, а также сибирский четырехпалый тритон.

Часть А

А1. К основным эволюционным «приобретениям» земноводных по сравнению с рыбами относятся:

1) легкие, два круга кровообращения и пятипалые конечности;
2) два круга кровообращения, развитие в воде и парные конечности;
3) разделение крови на венозную и артериальную, жизнь на суше, холоднокровность;
4) легкие, четырехкамерное сердце, теплокровность.

 

А2. Земноводные обитают:

1) в морях;
2) в морях и пресных водах;
3) только в пресных водах;
4) на суше и в пресных водах.

 

А3. К бесхвостым амфибиям относится:

1) тритон гребенчатый;
2) саламандра пятнистая;
3) червяга;
4) жаба серая.

 

А4. У бесхвостых амфибий в скелете нет:

1) хрящей;
2) хвостовой кости;
3) шейного отдела;
4) ребер.

 

А5. Зимует на суше:

1) суринамская пипа;
2) тритон;
3) озёрная лягушка;
4) прудовая лягушка.

 

А6. Из названных костей НЕ относится к плечевому поясу:

1) воронья кость;
2) лопатка;
3) ключица;
4) плечевая кость.

 

А7. Кожа земноводных, в основном, является органом:

1) выделения;
2) терморегуляции;
3) газообмена и дыхания;
4) защиты, газообмена, дыхания.

 

А8. У взрослых лягушек нет органов:

1) обоняния;
2) боковой линии;
3) слуха;
4) зрения.

 

А9. У наземных амфибий количество пар конечностей равно:

1) одной;
2) четырем;
3) двум;
4) трем.

 

А10. Конечный расширенный отдел кишечника у земноводных называется:

1) клоака;
2) прямая кишка;
3) толстая кишка;
4) двенадцатиперстная кишка.

 

А11*. Большой круг кровообращения у жаб заканчивается в:

1) правом предсердии;
2) левом предсердии;
3) желудочке;
4) легких.

 

А12. Кровь в правом предсердии сердца земноводных:

1) артериальная;
2) венозная;
3) смешанная;
4) по составу аналогична гемолимфе насекомых.

 

А13. Холоднокровность земноводных связана с:

1) жизнью в воде;
2) уровнем обмена веществ;
3) необходимостью кожного дыхания;
4) областью распространения на Земле.

 

А14. Продукты, выделяемые почками, удаляются из организма через:

1) клоаку;
2) кишечник;
3) мочевой пузырь;
4) легкие.

 

А15. Икринки земноводных лучше развиваются:

1) на суше;
2) на глубине до 15 см;
3) на глубине 2–3 м;
4) на больших глубинах.

 

А16. Земноводные наиболее распространены в:

1) хвойных лесах;
2) степях;
3) тропиках;
4) смешанных лесах умеренного пояса.

 

А17. Лучше всего к жизни в сухих условиях приспособлены:

1) тритоны;
2) прудовые лягушки;
3) жерлянки;
4) жабы.

 

А18. Гаметой является:

1) клетка кожи бегемота;
2) яйцеклетка кошки;
3) зигота слона;
4) хромосома петуха;
5) ядро мышечной клетки собаки.

 

А19. Процесс слияния гамет у земноводных называется:

1) размножением;
2) спорообразованием;
3) делением;
4) оплодотворением;
5) развитием.

 

А20. Процесс превращения головастика земноводных во взрослую форму в науке называется:

1) развитием;
2) ростом;
3) метаморфозом;
4) размножением;
5) прогрессом.

 

А21. Противоположностью понятию «раздельнополый» будет понятие:

1) бесполый;
2) гермафродит;
3) самец;
4) самка;
5) неоплодотворенный.

 

А22. Из приведенных ниже понятий лишним является:

1) предсердие;
2) желудочек;
3) аорта;
4) артерия;
5) кровь.

В каждом следующем задании даны три понятия. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из предложенных в списке понятий существует такая же связь. Найдите это понятие и впишите на место пропуска цифру, которой оно обозначено.

А23. Тонкий кишечник : всасывание = почки : ________

1) переваривание; 2) дыхание; 3) выделение; 4) газообмен; 5) размножение.

 

А24. Легкие : дыхание = спинной мозг : ________

1) условные рефлексы; 2) координация движений; 3) безусловные рефлексы; 4) терморегуляция.

 

А25. Тепло : жизнедеятельность = кислород : ________

1) углекислый газ; 2) молекула; 3) развитие; 4) окисление; 5) питание.

 

А26. Сердце : кровообращение = ________ : выделение желчи

1) печень; 2) поджелудочная железа; 3) желудок; 4) глотка; 5) почки.

 

А27. Личинка : жабры = лягушка : ________

1) хвост; 2) ноздри; 3) кожа; 4) легкие; 5) обмен веществ.

Часть В

В1. Выберите правильные утверждения:

А) сидящая лягушка не видит неподвижных предметов;
Б) глаза земноводных защищены веками;
В) самое крупное животное среди земноводных – слоновая черепаха;
Г) на пальцах задних конечностей у бесхвостых земноводных есть плавательные перепонки;
Д) у лягушек есть гортань и голосовые связки;
Е) у земноводных нет органов слуха;
Ж) в коже саламандры есть ядовитые железы.

 

В2. Выберите особенности строения, отличающие земноводных от рыб:

А) органы дыхания представлены легкими;
Б) есть внутреннее и среднее ухо;
В) есть сердце и кровеносные сосуды;
Г) головной мозг разделен на 5 отделов;
Д) сердце трехкамерное;
Е) два круга кровообращения.

 

В3. Соотнесите особенности размножения амфибий с их представителями:

Особенности размножения

1) оплодотворение внутреннее;
2) способны к живорождению;
3) оплодотворение наружное;
4) могут размножаться на личиночной стадии;
5) проходят в развитии стадию головастика;
6) у некоторых развита охрана потомства.

Представители

А) хвостатые;
Б) бесхвостые.

 

В4. Выстройте путь прохождения пищи у лягушки в правильной последовательности:

А) глотка;
Б) желудок;
В) ротовая полость;
Г) двенадцатиперстная кишка;
Д) толстая кишка;
Е) клоака;
Ж) тонкая кишка;
З) пищевод.

Часть С

С1. Каким образом может подаваться сигнал о начале метаморфоза?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С2. В учебнике написано, что икринки имеют толстые оболочки. А как же слабая личинка

выходит из яйца?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С3. Некоторые тропические и древесные виды земноводных вынашивают икринки у себя на спине, в сумках, голосовых мешках, специально построенных гнездах. Какой в этом смысл?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С4. Если жаба встретится с дождевым червем, то за какой конец она его схватит?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С5. Язык лягушек сравнивают со стрелковым оружием. Почему?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С6. Каково место жабы в пищевой цепи, включающей ужа, травянистые растения, слизня, коршуна?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С7. Жабы не едят червяков, испачканных в почве. Как же они их очищают?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru