ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Л.М. ИВАШИНА,
г. Калининград

Окончание. См. № 7/2008

Задания по генетике

20. В государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достояние, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска шерсти определяется двумя рецессивными аллелями гена. Лисы хотя бы с одним доминантным аллелем обычно рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии? (Провести анализирующее скрещивание и вывезти лис, гетерозиготных по рыжей окраске. Скрестить их друг с другом на родине и получить расщепление 3 : 1.)

21. У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шер­стью и хочет быть уверенным, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера (по фенотипу и генотипу) надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

22. В колхозе, на рядом расположенных полях, посеяли 2 сорта безалкалоидного люпина – ценной кормовой культуры. Однако в последующие годы сорта начали перерождаться. Потомство от скрещивания содержало алкалоиды, смертельные для животных. Чем объяснить генетическую природу перерождения люпина? (Пример взаимодействия генов. Для синтеза алкалоида нужны 2 доминантных гена, в генотипе они сочетаются и делают люпин ядовитым.)

23. Даны термины, которые применяются в генетике, и их код.

Р – гомозигота
М – аллели
А – гетерозигота

О – доминантный
Г – хромосомы
Н – рецессивный

Поставив нужные буквы кода перед нижеперечисленными признаками, вы прочтете фамилию американского генетика, лауреата Нобелевской премии.

... – различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом;
... – признак, который проявляется у гибридов первого поколения и угнетает развитие контрастного признака, полученного от второго родителя;
... – особь, дающая генетически одинаковые половые клетки;
... – органоид в ядре клетки, который состоит из белков, ДНК и несет многочисленные гены;
... – особь, дающая несколько типов генетически разных половых клеток;
... – признак, который внешне не проявляется у гибридов.

24. В опытах Моргана по скрещиванию дрозофил с черным телом и зачаточными крыльями с дрозофилами серым телом и нормальными крыльями, появились особи с серым телом и короткими крыль­ями и с черным телом и нормальными крыльями.

На схеме показаны хромосомы вышеназванных родителей и потомства. Сопоставьте рисунки этих хромосом, объясните, что явилось причиной появления из исходных хромосом I группы, хромосом II группы. Как называется этот процесс?

25. Расположите перечисленные факторы и компоненты клетки так, чтобы образовалась последовательность развития признака:

а) окраска шерсти;
б) ядро клетки;
в) белки­ферменты;
г) молекула ДНК;
д) хромосомы;
е) белки, окрашивающие шерсть (пигменты);
ж) иРНК;
з) рибосомы;
и) аминокислоты.

(Ответ: б ––> д ––> г ––> ж ––> з ––> и ––> в ––> е ––> а.)

26. Карликовые мыши весят 6–8 г, а нормальные – 20 г. У карликовых мышей, в отличие от нормальных, тупая мордочка, короткие хвост и уши, поведение робкое, они стерильны. Почему произошли такие изменения? (Результат множественного действия гена.)

27. При скрещивании двух разных сортов белоцветкового душистого горошка все гибридные растения F1 оказываются красноцветковыми. Чем это объяснить? (Пример взаимодействия генов, локализованных в негомологичных хромосомах.)

28. У человека умение лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью, а близорукость – над нормальным зрением. Мужчина и женщина, оба правши, страдающие близорукостью, вступили в брак. У них родилось трое детей: близорукий правша, близорукий левша и правша с нормальным зрением. Каковы генотипы родителей?

Литература

1. Вили К., Детье В. Биология. – М.: Мир, 1974.

2. Конюшко В.С., Кузьменко В.Я., Кочергина К.А. Самостоятельная работа по общей биологии. Ч. 4. – Минск: Народная асвета, 1991.

3. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Биология. Общие закономерности (Книга для учителя). – М.: ШколаПресс, 1996.

4. Лисов Н.Д., Шелег З.И. Тетрадь для лабораторных работ и практических заданий для 10го класса. – Минск: Аверсэв, 2002.

5. Петросова Р.А., Пилипенко Н.Н., Теремов А.В. Дидактический материал по общей биологии. – Минск: ООО «Белфарпост», – М.: РАУБЦитадель, 1997.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru