Г.И. ЛЕРНЕР
Продолжение. См. № 6, 7, 8/2008
Зоология
Рабочая тетрадь для 7-го класса
Тема: «Класс Пресмыкающиеся»
Основные термины и понятия темы
Пресмыкающиеся, или рептилии, –
яйцекладущие наземные позвоночные. Произошли от
земноводных. Их расцвет пришелся на мезозойскую
эру. Тогда процветали ползающие, летающие,
плавающие рептилии огромных размеров. В
кайнозойской эре началось их повсеместное
вымирание.
Тело покрыто роговыми чешуями и щитками.
Распространены как в умеренных, так и в
тропических широтах. Размножаются на суше,
откладывая яйца. У черепах в кладке от нескольких
штук до нескольких сотен яиц. У ящериц,
крокодилов, змей от 2 до 100 яиц (в разных группах).
Самые мелкие – мадагаскарские хамелеоны – 2–3
см, самые крупные ящерицы – комодские вараны; из
змей крупнее всех – анаконды, длина которых
достигает 11,5 м. Класс включает около 6000 видов; 4
современных отряда – черепахи, крокодилы,
гаттерии, чешуйчатые.
Часть А
А1. Исключите лишнее понятие из
ряда предложенных:
1) веретеница;
2) геккон;
3) жерлянка;
4) гадюка;
5) варан. |
А2. Внутренний слой кожи
пресмыкающихся животных называется:
1) энтодерма;
2) дерма;
3) эктодерма;
4) эпидермис. |
А3. К неядовитым змеям относится:
1) гюрза;
2) эфа;
3) уж обыкновенный;
4) медянка. |
А4. Роговой покров пресмыкающихся
выполняет в основном функцию:
1) дыхания;
2) защиты от потерь воды;
3) выделения;
4) все указанные функции. |
А5. Одним из общих признаков
пресмыкающихся и земноводных является:
1) развитие на суше;
2) развитие в воде;
3) кожное дыхание;
4) холоднокровность. |
А6. В шейном отделе позвоночника
пресмыкающихся позвонков:
1) 4;
2) 6;
3) 8;
4) больше 12. |
А7. Ребра не соединены с грудиной у:
1) ящериц;
2) крокодилов;
3) черепах;
4) змей. |
А8. Полная перегородка между
желудочками сердца появляется у:
1) змей;
2) крокодилов;
3) черепах;
4) ящериц. |
А9. Хорошая координация движений
связана с развитием:
1) переднего мозга и мозжечка;
2) продолговатого и среднего мозга;
3) спинного мозга и мозжечка;
4) промежуточного и продолговатого мозга. |
А10. Обезвоживанию организма
рептилии препятствует:
1) легочное дыхание;
2) два круга кровообращения;
3) обратное всасывание воды почками;
4) постоянная температура тела. |
А11. К живородящим пресмыкающимся
относится:
1) крокодил;
2) слоновая черепаха;
3) обыкновенная гадюка;
4) уж. |
А12. Признак, который в наибольшей
степени способствовал превращению земноводных в
класс пресмыкающихся:
1) пятипалые конечности;
2) лёгочное дыхание;
3) развитие яиц на суше;
4) наличие костного скелета. |
А13. Видовое разнообразие и
численность рептилий выше в:
1) Западной Европе;
2) Индонезии;
3) Канаде;
4) Европейской части России. |
А14. К отряду чешуйчатых
принадлежит:
1) серый варан;
2) матамата;
3) гавиал;
4) каретта. |
А15. Древесный образ жизни ведет:
1) агама;
2) хамелеон;
3) варан;
4) зеленая ящерица. |
А16. Яйцеживорождение – это
приспособление к развитию эмбриона:
1) на суше;
2) в холодном климате;
3) в засушливом климате;
4) в воде. |
Часть В
В1. Выберите правильные
утверждения:
А) дыхательная поверхность легких у
ящерицы больше, чем у тритона;
Б) у всех пресмыкающихся трехкамерное сердце;
В) все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше;
Г) у пресмыкающихся северных районов чаще
встречается живорождение;
Д) в головном мозге пресмыкающихся отсутствует
промежуточный мозг;
Е) в сердце ящерицы имеется полная
межжелудочковая перегородка;
Ж) обыкновенная гадюка не откладывает яйца. |
В2. Соотнесите перечисленные ниже
особенности животных с классами земноводных и
пресмыкающихся.
Особенности животных
1) Кожа покрыта костными пластинами или
роговыми чешуями.
2) Кожа голая, у некоторых ороговевшая.
3) Развитие на суше.
4) Развитие с метаморфозом.
5) Дыхание кожно-легочное.
6) Дыхание легочное. |
Классы животных
А) Земноводные.
Б) Пресмыкающиеся. |
|
Часть С
С1. Назовите основные
приспособления пресмыкающихся к жизни на суше.
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ . |
С2. У кого поверхность лёгких
больше – у пресмыкающихся или у амфибий? Почему?
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ . |
С3. Почему змеи могут питаться
крупной добычей, заглатывая ее целиком?
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ . |
С4. Некоторые змеи обнаруживают
теплокровных животных на расстоянии. Что им в
этом помогает?
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ . |
С5. В чем заключаются различия
между яйцеклетками лягушки и ящерицы?
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ . |
С6. Крокодилы и морские черепахи
могут очень долго находиться под водой. Каким
образом они к этому приспособлены?
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ . |
С7*. У ящериц – трехкамерное, а у
крокодилов – четырехкамерное сердце. Почему же
крокодилы остались холоднокровными, если все
остальные животные с четырехкамерным сердцем –
теплокровные (определенное исключение
составляют утконосы и ехидны)?
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ . |
С8*. Предложите свою гипотезу
вымирания крупных пресмыкающихся.
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ . |
Тема: «Класс Птицы»
Основные термины и понятия темы
Археоптерикс
Бескилевые
Воздушные мешки
Воронья кость
Железистый желудок
Зоб
Килегрудые
Киль
Клоака
Клюв
Контурные перья
Копчиковая железа
Крылья
Крылышко
Линька
Лопатки
Маховые перья
Мозжечок
Мускульный желудок
Опахало
Очин
Певчая гортань
Пуховые перья
Рулевые перья
Скорлуповые оболочки
Стержень
Цевка
Птицы – класс высших позвоночных
животных, большая часть которых приспособлена к
полёту. Распространены от Антарктиды до Арктики.
Птицы появились в Юрском периоде примерно 150 млн
лет назад. Класс насчитывает около 8600 видов.
Основные особенности строения и функции
развивались в процессе эволюции в связи с
полётом. Птицы – теплокровные животные с
четырехкамерным сердцем, постоянной
температурой тела. Обмен веществ очень
интенсивен. Обладают высокоразвитой нервной
системой, в связи с чем хорошо развиты сложные
инстинкты: брачное поведение, строительство
гнезд, охрана потомства.
Часть А
А1. Признак, сближающий птиц с
рептилиями в наибольшей мере:
1) строение кровеносной системы;
2) перьевой покров;
3) строение яйца;
4) строение скелета. |
А2. Из перечисленных ниже птиц к
хищным относится:
1) ястреб;
2) тетерев;
3) рябчик;
4) глухарь |
А3. Часть пера, погруженная в кожу,
называется:
1) ствол;
2) опахало;
3) очин;
4) бородка. |
А4. В коже у птиц есть железы:
1) потовые;
2) сальные;
3) копчиковая;
4) все перечисленные типы желез. |
А5. Цевка – это часть:
1) верхней конечности;
2) грудной клетки;
3) клюва;
4) нижней конечности. |
А6. Одним из приспособлений
скелета птиц к полету считается:
1) наличие в костях полостей;
2) большой объем мозговой части черепа;
3) наличие рёбер;
4) соединение рёбер с грудиной. |
А7. Количество отделов в
позвоночнике птиц равно:
1) шести;
2) пяти;
3) четырем;
4) трем. |
А8. Из перечисленных костей к поясу
передних конечностей НЕ относится:
1) плечевая кость;
2) лопатка;
3) ключица;
4) воронья кость. |
А9. Вороньи кости, или коракоиды,
укрепляют:
1) хвостовой отдел;
2) пояс передних конечностей;
3) череп;
4) пояс нижних конечностей. |
А10. Подвижное соединение рёбер с
грудиной:
1) обеспечивает прочность скелета;
2) придает легкость скелету;
3) влияет на механизм дыхания;
4) влияет на гибкость позвоночника. |
А11. Исключите лишнее понятие:
1) бедро;
2) голень;
3) стопа;
4) ключица. |
А12. Между первым и вторым
понятиями существует определенная связь.
Найдите аналогичную связь между третьим и одним
из пяти предложенных понятий.
Локтевая кость : предплечье = цевка : _________
1) голень;
2) кисть;
3) стопа;
4) бедро;
5) плечо. |
А13. Одинаковыми по смыслу являются
понятия «атлант» и _________
1) шейный отдел;
2) первый шейный позвонок;
3) второй шейный позвонок;
4) крестец. |
А14. Наука о птицах называется:
1) птицеводство;
2) орнитология;
3) кинология;
4) зоология. |
А15. Частичное переваривание пищи
начинается:
1) во рту;
2) в железистом желудке;
3) в мускульном желудке;
4) в зобе. |
А16. Наиболее хорошо мускульный
желудок должен быть развит у птиц, питающихся:
1) насекомыми;
2) мелкими животными;
3) зерном;
4) молодыми побегами, хвоей, почками. |
А17. У птиц два отдела желудка. Это
связано с:
1) полетом;
2) отсутствием зубов;
3) образом жизни;
4) характером пищи. |
А18. Быстрое переваривание пищи –
это приспособление к:
1) характеру пищи;
2) вскармливанию детенышей;
3) полету;
4) необходимости все время запасать пищу. |
А19. Приспособлением кровеносной
системы птиц к полету в наибольшей степени
является:
1) строение сердца;
2) увеличение количества крови в организме;
3) высокая скорость течения крови;
4) невысокая скорость течения крови. |
А20. Скорлупа яйца и его белок
образованы выделениями желез:
1) яичника;
2) семенника;
3) яйцевода;
4) клоаки. |
А21. Зародыш от заражения
бактериями защищен:
1) белком;
2) надскорлуповой оболочкой;
3) скорлупой;
4) желтком. |
А22. К выводковым птицам относится:
1) жаворонок;
2) гусь;
3) синица;
4) голубь. |
Часть В
В1. Выберите правильные
утверждения:
А) все птицы – теплокровные животные;
Б) на Земле около 9000 видов птиц;
В) в процессе эволюции у птиц развивался головной
мозг и особенно мозжечок;
Г) у всех птиц пища удерживается зубами;
Д) у мелких птиц частота дыхания ниже, чем у
крупных;
Е) скорость полёта птицы зависит от массы ее тела.
|
В2. Существенными эволюционными
прогрессивными приобретениями птиц являются:
А) легкость и прочность скелета;
Б) интенсивный обмен веществ;
В) смешанная кровь в сердце;
Г) костный череп;
Д) клюв без зубов;
Е) головной мозг из пяти отделов. |
В3. Приспособлениями птиц к полету
можно считать:
А) видоизмененные конечности;
Б) «двойное дыхание»;
В) два круга кровообращения и легочное дыхание;
Г) образование сложного крестца в скелете;
Д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок;
Е) отсутствие мочевого пузыря. |
В4. В пищевой цепи коршун является
вторичным потребителем потому, что он:
А) гетеротроф;
Б) хищник;
В) использует энергию солнца;
Г) регулирует численность особей в популяциях
животных;
Д) минерализует органические остатки;
Е) питается слабыми и больными животными. |
Часть С
С1. Какие признаки птиц являются
более прогрессивными по сравнению с
пресмыкающимися?
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .
|
С2. Почему размножение птиц
считается более совершенным, чем размножение
рептилий?
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .
|
С3. О каких особенностях птицы
можно узнать по форме клюва?
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .
|
С4. Какие органы чувств у птиц
развиты особенно хорошо? Как это проявляется?
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
|
С5. Воробей съедает за день
количество пищи, равное примерно 80% собственного
веса. Почему он так много ест?
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .
|
С6. Происходит ли газообмен в
воздушных мешках?
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .
|
С7*. От чего зависит скорость
работы пищеварительных ферментов?
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .
|
С8. Какова связь между кровеносной,
дыхательной и пищеварительной системами?
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .
|
Продолжение следует
|