ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Г.И. ЛЕРНЕР

Продолжение. См. № 6, 7, 8/2008

Зоология

Рабочая тетрадь для 7-го класса

Тема: «Класс Пресмыкающиеся»

Основные термины и понятия темы

  • Гаттерия

  • Гадюка

  • Грудина

  • Грудная клетка

  • Зародышевые оболочки

  • Змеи

  • Клоака позвоночника

  • Кора больших полушарий

  • Крестцовый отдел позвоночника

  • Крокодилы

  • Лёгкие

  • Мочевой пузырь

  • Оболочки яйца

  • Панцирь

  • Роговые чешуи

  • Хамелеоны

  • Черепахи

  • Чешуйчатые

  • Шейный отдел

  • Ядовитые железы

  • Яйца

  • Яйцеживорождение

  • Ящерицы

  • Ящеры

Пресмыкающиеся, или рептилии, – яйцекладущие наземные позвоночные. Произошли от земноводных. Их расцвет пришелся на мезозойскую эру. Тогда процветали ползающие, летающие, плавающие рептилии огромных размеров. В кайнозойской эре началось их повсеместное вымирание.
Тело покрыто роговыми чешуями и щитками. Распространены как в умеренных, так и в тропических широтах. Размножаются на суше, откладывая яйца. У черепах в кладке от нескольких штук до нескольких сотен яиц. У ящериц, крокодилов, змей от 2 до 100 яиц (в разных группах). Самые мелкие – мадагаскарские хамелеоны – 2–3 см, самые крупные ящерицы – комодские вараны; из змей крупнее всех – анаконды, длина которых достигает 11,5 м. Класс включает около 6000 видов; 4 современных отряда – черепахи, крокодилы, гаттерии, чешуйчатые.

Часть А

А1. Исключите лишнее понятие из ряда предложенных:

1) веретеница;
2) геккон;
3) жерлянка;
4) гадюка;
5) варан.

 

А2. Внутренний слой кожи пресмыкающихся животных называется:

1) энтодерма;
2) дерма;
3) эктодерма;
4) эпидермис.

 

А3. К неядовитым змеям относится:

1) гюрза;
2) эфа;
3) уж обыкновенный;
4) медянка.

 

А4. Роговой покров пресмыкающихся выполняет в основном функцию:

1) дыхания;
2) защиты от потерь воды;
3) выделения;
4) все указанные функции.

 

А5. Одним из общих признаков пресмыкающихся и земноводных является:

1) развитие на суше;
2) развитие в воде;
3) кожное дыхание;
4) холоднокровность.

 

А6. В шейном отделе позвоночника пресмыкающихся позвонков:

1) 4;
2) 6;
3) 8;
4) больше 12.

 

А7. Ребра не соединены с грудиной у:

1) ящериц;
2) крокодилов;
3) черепах;
4) змей.

 

А8. Полная перегородка между желудочками сердца появляется у:

1) змей;
2) крокодилов;
3) черепах;
4) ящериц.

 

А9. Хорошая координация движений связана с развитием:

1) переднего мозга и мозжечка;
2) продолговатого и среднего мозга;
3) спинного мозга и мозжечка;
4) промежуточного и продолговатого мозга.

 

А10. Обезвоживанию организма рептилии препятствует:

1) легочное дыхание;
2) два круга кровообращения;
3) обратное всасывание воды почками;
4) постоянная температура тела.

 

А11. К живородящим пресмыкающимся относится:

1) крокодил;
2) слоновая черепаха;
3) обыкновенная гадюка;
4) уж.

 

А12. Признак, который в наибольшей степени способствовал превращению земноводных в класс пресмыкающихся:

1) пятипалые конечности;
2) лёгочное дыхание;
3) развитие яиц на суше;
4) наличие костного скелета.

 

А13. Видовое разнообразие и численность рептилий выше в:

1) Западной Европе;
2) Индонезии;
3) Канаде;
4) Европейской части России.

 

А14. К отряду чешуйчатых принадлежит:

1) серый варан;
2) матамата;
3) гавиал;
4) каретта.

 

А15. Древесный образ жизни ведет:

1) агама;
2) хамелеон;
3) варан;
4) зеленая ящерица.

 

А16. Яйцеживорождение – это приспособление к развитию эмбриона:

1) на суше;
2) в холодном климате;
3) в засушливом климате;
4) в воде.

  Часть В

В1. Выберите правильные утверждения:

А) дыхательная поверхность легких у ящерицы больше, чем у тритона;
Б) у всех пресмыкающихся трехкамерное сердце;
В) все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше;
Г) у пресмыкающихся северных районов чаще встречается живорождение;
Д) в головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг;
Е) в сердце ящерицы имеется полная межжелудочковая перегородка;
Ж) обыкновенная гадюка не откладывает яйца.

 

В2. Соотнесите перечисленные ниже особенности животных с классами земноводных и пресмыкающихся.

Особенности животных

1) Кожа покрыта костными пластинами или роговыми чешуями.
2) Кожа голая, у некоторых ороговевшая.
3) Развитие на суше.
4) Развитие с метаморфозом.
5) Дыхание кожно-легочное.
6) Дыхание легочное.

Классы животных

А) Земноводные.
Б) Пресмыкающиеся.

Часть С

С1. Назовите основные приспособления пресмыкающихся к жизни на суше.

_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ .

 

С2. У кого поверхность лёгких больше – у пресмыкающихся или у амфибий? Почему?

_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ .

 

С3. Почему змеи могут питаться крупной добычей, заглатывая ее целиком?

_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ .

 

С4. Некоторые змеи обнаруживают теплокровных животных на расстоянии. Что им в этом помогает?

____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ .

 

С5. В чем заключаются различия между яйцеклетками лягушки и ящерицы?

____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ .

 

С6. Крокодилы и морские черепахи могут очень долго находиться под водой. Каким образом они к этому приспособлены?

____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ .

 

С7*. У ящериц – трехкамерное, а у крокодилов – четырехкамерное сердце. Почему же крокодилы остались холоднокровными, если все остальные животные с четырехкамерным сердцем – теплокровные (определенное исключение составляют утконосы и ехидны)?

____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ .

 

С8*. Предложите свою гипотезу вымирания крупных пресмыкающихся.

____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ .

Тема: «Класс Птицы»

Основные термины и понятия темы

  • Археоптерикс

  • Бескилевые

  • Воздушные мешки

  • Воронья кость

  • Железистый желудок

  • Зоб

  • Килегрудые

  • Киль

  • Клоака

  • Клюв

  • Контурные перья

  • Копчиковая железа

  • Крылья

  • Крылышко

  • Линька

  • Лопатки

  • Маховые перья

  • Мозжечок

  • Мускульный желудок

  • Опахало

  • Очин

  • Певчая гортань

  • Пуховые перья

  • Рулевые перья

  • Скорлуповые оболочки

  • Стержень

  • Цевка

Птицы – класс высших позвоночных животных, большая часть которых приспособлена к полёту. Распространены от Антарктиды до Арктики. Птицы появились в Юрском периоде примерно 150 млн лет назад. Класс насчитывает около 8600 видов. Основные особенности строения и функции развивались в процессе эволюции в связи с полётом. Птицы – теплокровные животные с четырехкамерным сердцем, постоянной температурой тела. Обмен веществ очень интенсивен. Обладают высокоразвитой нервной системой, в связи с чем хорошо развиты сложные инстинкты: брачное поведение, строительство гнезд, охрана потомства.

Часть А

А1. Признак, сближающий птиц с рептилиями в наибольшей мере:

1) строение кровеносной системы;
2) перьевой покров;
3) строение яйца;
4) строение скелета.

 

А2. Из перечисленных ниже птиц к хищным относится:

1) ястреб;
2) тетерев;
3) рябчик;
4) глухарь

 

А3. Часть пера, погруженная в кожу, называется:

1) ствол;
2) опахало;
3) очин;
4) бородка.

 

А4. В коже у птиц есть железы:

1) потовые;
2) сальные;
3) копчиковая;
4) все перечисленные типы желез.

 

А5. Цевка – это часть:

1) верхней конечности;
2) грудной клетки;
3) клюва;
4) нижней конечности.

 

А6. Одним из приспособлений скелета птиц к полету считается:

1) наличие в костях полостей;
2) большой объем мозговой части черепа;
3) наличие рёбер;
4) соединение рёбер с грудиной.

 

А7. Количество отделов в позвоночнике птиц равно:

1) шести;
2) пяти;
3) четырем;
4) трем.

 

А8. Из перечисленных костей к поясу передних конечностей НЕ относится:

1) плечевая кость;
2) лопатка;
3) ключица;
4) воронья кость.

 

А9. Вороньи кости, или коракоиды, укрепляют:

1) хвостовой отдел;
2) пояс передних конечностей;
3) череп;
4) пояс нижних конечностей.

 

А10. Подвижное соединение рёбер с грудиной:

1) обеспечивает прочность скелета;
2) придает легкость скелету;
3) влияет на механизм дыхания;
4) влияет на гибкость позвоночника.

 

А11. Исключите лишнее понятие:

1) бедро;
2) голень;
3) стопа;
4) ключица.

 

А12. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь.
Найдите аналогичную связь между третьим и одним из пяти предложенных понятий.
Локтевая кость : предплечье = цевка : _________

1) голень;
2) кисть;
3) стопа;
4) бедро;
5) плечо.

 

А13. Одинаковыми по смыслу являются понятия «атлант» и _________

1) шейный отдел;
2) первый шейный позвонок;
3) второй шейный позвонок;
4) крестец.

 

А14. Наука о птицах называется:

1) птицеводство;
2) орнитология;
3) кинология;
4) зоология.

 

А15. Частичное переваривание пищи начинается:

1) во рту;
2) в железистом желудке;
3) в мускульном желудке;
4) в зобе.

 

А16. Наиболее хорошо мускульный желудок должен быть развит у птиц, питающихся:

1) насекомыми;
2) мелкими животными;
3) зерном;
4) молодыми побегами, хвоей, почками.

 

А17. У птиц два отдела желудка. Это связано с:

1) полетом;
2) отсутствием зубов;
3) образом жизни;
4) характером пищи.

 

А18. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:

1) характеру пищи;
2) вскармливанию детенышей;
3) полету;
4) необходимости все время запасать пищу.

 

А19. Приспособлением кровеносной системы птиц к полету в наибольшей степени является:

1) строение сердца;
2) увеличение количества крови в организме;
3) высокая скорость течения крови;
4) невысокая скорость течения крови.

 

А20. Скорлупа яйца и его белок образованы выделениями желез:

1) яичника;
2) семенника;
3) яйцевода;
4) клоаки.

 

А21. Зародыш от заражения бактериями защищен:

1) белком;
2) надскорлуповой оболочкой;
3) скорлупой;
4) желтком.

 

А22. К выводковым птицам относится:

1) жаворонок;
2) гусь;
3) синица;
4) голубь.

Часть В

В1. Выберите правильные утверждения:

А) все птицы – теплокровные животные;
Б) на Земле около 9000 видов птиц;
В) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг и особенно мозжечок;
Г) у всех птиц пища удерживается зубами;
Д) у мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных;
Е) скорость полёта птицы зависит от массы ее тела.

 

В2. Существенными эволюционными прогрессивными приобретениями птиц являются:

А) легкость и прочность скелета;
Б) интенсивный обмен веществ;
В) смешанная кровь в сердце;
Г) костный череп;
Д) клюв без зубов;
Е) головной мозг из пяти отделов.

 

В3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:

А) видоизмененные конечности;
Б) «двойное дыхание»;
В) два круга кровообращения и легочное дыхание;
Г) образование сложного крестца в скелете;
Д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок;
Е) отсутствие мочевого пузыря.

 

В4. В пищевой цепи коршун является вторичным потребителем потому, что он:

А) гетеротроф;
Б) хищник;
В) использует энергию солнца;
Г) регулирует численность особей в популяциях животных;
Д) минерализует органические остатки;
Е) питается слабыми и больными животными.

Часть С

С1. Какие признаки птиц являются более прогрессивными по сравнению с пресмыкающимися?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С2. Почему размножение птиц считается более совершенным, чем размножение рептилий?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С3. О каких особенностях птицы можно узнать по форме клюва?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С4. Какие органы чувств у птиц развиты особенно хорошо? Как это проявляется?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

 

С5. Воробей съедает за день количество пищи, равное примерно 80% собственного веса. Почему он так много ест?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С6. Происходит ли газообмен в воздушных мешках?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С7*. От чего зависит скорость работы пищеварительных ферментов?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

 

С8. Какова связь между кровеносной, дыхательной и пищеварительной системами?

______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ .

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru