Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №10/2008

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Г.И. ЛЕРНЕР

Продолжение. См. № 6, 7, 8, 9/2008

Зоология

Рабочая тетрадь для 7-го класса

Тема: «Класс Млекопитающие»

Основные термины и понятия

  • Альвеолы легких

  • Артерии

  • Вены

  • Диафрагма

  • Звери

  • Клыки

  • Книжка

  • Кора больших полушарий

  • Ластоногие

  • Линька

  • Матка

  • Молоточек

  • Наковальня

  • Насекомоядные

  • Непарнокопытные

  • Нервная система

  • Обмен веществ

  • Парнокопытные

  • Первозвери

  • Плацента

  • Плацентарные

  • Приматы

  • Резцы

  • Рубец

  • Рукокрылые

  • Сетка

  • Стремечко

  • Сычуг

  • Теплокровность

Млекопитающие – наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. У них прекрасно развит головной мозг, а значит и органы чувств. У млекопитающих постоянная температура тела, детеныши развиваются в матке матери. Тело покрыто волосяным покровом. Размеры и внешний вид млекопитающих разнообразны и во многом зависят от условий обитания и образа жизни.

Часть А

А1. Из предложенных ниже понятий выберите то, которое находится в таких же отношениях с третьим понятием, как первые два между собой.

Пресмыкающиеся : яйцекладущие = настоящие звери : __________

1) икрометание;
2) яйцеживорождение;
3) живорождение;
4) гермафодитизм.

 

А2. Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите его:

1) рога;
2) волосы;
3) когти;
4) хитин;
5) ногти.

 

А3. Основным способом защиты от перегрева у млекопитающих является:

1) шерсть;
2) голая кожа;
3) роговые образования на теле;
4) испарение.

 

А4. Вибриссы – это:

1) шерсть;
2) подшерсток;
3) усы;
4) нервные окончания на подушечках пальцев.

 

А5. К млекопитающим степей относится:

1) бурундук;
2) соболь;
3) лось;
4) тушканчик.

 

А6. Число позвонков в шейном отделе позвоночника:

1) одинаково у жирафа и слона;
2) у жирафа больше, чем у слона;
3) у жирафа изменяется вместе с ростом животного;
4) у жирафа и слона изменяется вместе с ростом.

 

А7. Отдел головного мозга, наиболее развитый у млекопитающих:

1) продолговатый мозг;
2) мозжечок;
3) передний мозг;
4) средний мозг.

 

А8. Самый изменяющийся отдел в скелете млекопитающих разных видов – это:

1) череп;
2) хвостовой;
3) шейный;
4) грудной.

 

А9. Еж свертывается в клубок благодаря мускулатуре:

1) мимической;
2) подкожной;
3) глубокой туловищной;
4) конечностей.

 

А10. К голени относится кость:

1) лучевая;
2) бедренная;
3) большая берцовая;
4) локтевая.

 

А11. Какой из органов НЕ расположен в брюшной полости?

1) Легкие;
2) печень;
3) желудок;
4) кишечник;
5) почки.

 

А12. Диафрагма – это:

1) складка кожи;
2) наружный покров легких;
3) мышечно-сухожильная преграда между грудной и брюшной полостями;
4) отверстие между грудной и брюшной полостями.

 

А13. Ферменты слюны расщепляют:

1) белки;
2) жиры;
3) углеводы;
4) все указанные вещества.

 

А14. Кровь из левого желудочка у птиц поступает в:

1) левое предсердие;
2) правый желудочек;
3) аорту;
4) легочные артерии.

 

А15. Большой круг кровообращения начинается в:

1) правом предсердии;
2) левом предсердии;
3) правом желудочке;
4) левом желудочке.

 

А16. Кровь из правого желудочка поступает в:

1) легкие;
2) правое предсердие;
3) левый желудочек;
4) органы туловища.

 

А17. Оплодотворенная яйцеклетка называется:

1) гамета;
2) зигота;
3) сперматозоид;
4) плод.

 

А18. Развитие эмбриона происходит в:

1) матке;
2) плаценте;
3) яйцеводах;
4) пуповине.

 

А19. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему:

1) пищеварения;
2) кровообращения;
3) дыхания;
4) выделения.

 

А20. Насекомоядных легко узнать по:

1) характеру их пищи;
2) мордочке-хоботку;
3) наличию игл вместо шерсти;
4) плавательным перепонкам на ногах.

 

А21. Особенность скелета, помогающая волку охотиться, – это:

1) отсутствие лопаток;
2) незамкнутая грудная клетка;
3) увеличение мозгового отдела черепа;
4) отсутствие ключиц.

 

А22. Общим для выдры, выхухоли и бобра является:

1) полуводный образ жизни;
2) принадлежность к одному отряду;
3) внешний вид;
4) места обитания.

 

А23. У лошадей лучше всего развиты пальцы:

1) третий и четвертый;
2) все;
3) третий;
4) первый и второй.

 

А24. К нежвачным животным относится:

1) кабан;
2) олень;
3) корова;
4) баран.

 

А25. К основным распространителям инфекционных заболеваний относится:

1) домовая мышь;
2) лисица;
3) ондатра;
4) корова.

 

А26. Наиболее редким из перечисленных видов животных является:

1) северный олень;
2) ирбис;
3) белка;
4) соболь.

 

А27. У южных видов животных ушные раковины обычно больше, чем у их северных родственников. Это, скорее всего, связано с тем, что:

1) в степях и пустынях необходим хороший слух;
2) в этих районах жарко, и уши помогают регулировать температуру тела;
3) положение ушных раковин является сигналом для других животных.

 

А28. Ехидны:

1) насиживают яйца;
2) вынашивают яйца в сумке;
3) рождают живых детенышей и помещают их в сумку для донашивания;
4) рождают живых детенышей и вскармливают их молоком.

Часть В

В1. Выберите правильные утверждения:

А) теплокровность характерна не только для млекопитающих;
Б) у всех млекопитающих одна пара млечных желез;
В) никто, кроме млекопитающих животных, не вскармливает своих детенышей молоком;
Г) скелеты пресмыкающихся и млекопитающих имеют общее происхождение, что является признаком родства этих классов;
Д) наиболее высокоорганизованные млекопитающие животные – плацентарные;
Е) у всех млекопитающих хорошо развито зрение.

 

В2. Заполните таблицу «Сравнение первозверей с пресмыкающимися», поставив знак «+» или «–» там, где это необходимо, или записав нужные данные.

Признак

Пресмыкающиеся

Первозвери (утконос и ехидна)

Наличие роговых покровов

   

Наличие шерсти

   

Наличие вороньей кости и клоаки

   

Температура тела

   

Откладывание, насиживание или вынашивание яиц

   

Вскармливание детенышей

   

 

В3. Выберите правильные утверждения:

А) к плацентарным млекопитающим относятся утконос, ехидна и кенгуру;
Б) кенгуру относится к низшим зверям;
В) у утконоса органом осязания является клюв;
Г) первозвери вскармливают детенышей молоком;
Д) развитие плода начинается только после откладки яиц;
Е) исполинский кенгуру рождает детеныша размером в 3 см;
Ж) ехидна – водное, а утконос – сухопутное животное;
З) первозвери населяют только Южную Америку;
И) сумчатые обитают в Австралии, на Тасмании и в Южной Америке;
К) опоссум относится к сумчатым животным.

Часть С

С1. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на поставленный вопрос.

Животные

Масса тела, в граммах

Частота пульса, в минуту

Крот

25

600

Собака

40 000

120

Буйвол

600 000

43

Что можно сказать об уровне обмена веществ у перечисленных животных на основании данных таблицы?

_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ .

 

С2. Какая связь существует между обменом веществ и коровьим молоком?

_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ .

 

С3. Какова роль ферментов в пищеварении?

_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ .

 

С4. Чем объясняются микроскопические размеры яйцеклеток млекопитающих по сравнению с размерами этих клеток у изученных ранее классов животных?

____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ .

 

С5. Что общего имеют зародыши рыб и млекопитающих?

____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ .

 

С6. Какую роль играют животные в круговороте веществ?

____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ .

 

С7. Какие факторы мешают неограниченному размножению видов?

____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ .

Тема: «Класс Эволюция органического мира»

Основные термины и понятия

  • Борьба за существование

  • Вид

  • Дарвинизм

  • Естественный отбор

  • Изменчивость

  • Наследственность

  • Популяция

  • Приспособленность

Эволюционное учение Чарлза Дарвина и его по-следователей объясняет причины возникновения биологического разнообразия на Земле, механизмы возникновения приспособлений организмов к окружающей среде. В основе эволюционной теории лежит учение о естественном отборе – факторах природы, которые сохраняют наиболее приспособленные организмы и отсеивают менее приспособленные к условиям жизни существа. Важными понятиями в теории эволюции являются изменчивость и наследственность, т.е. способность организмов изменяться под влиянием различных факторов и передавать некоторые из изменений по наследству.

Обучающая часть

Часть А

А1. Эволюционная теория признает, что организмы:

Ответы

1) не изменяются


2) приобретают только полезные изменения
3) приобретают только наследственные

4) приобретают полезные и вредные, наследственные и ненаследственные изменения

Объяснения

Нет, эволюционная теория утверждает, что организмы изменяются под влиянием условий среды.
Нет, не все появившиеся изменения полезны.
Нет, не все изменения наследуются. Есть и изменения ненаследственные изменения.
Да, изменения могут быть разными – вредными, полезными и безразличными, т.е. никак  не влияющими на организм. Те из них, которые затронули генетический аппарат, – наследуются, остальные – нет.

 

А2. Какое из представлений об эволюции ошибочно?

Ответы

1) наследуются все признаки, приобретенные в течение жизни


2) наследуются и полезные, и вредные, и безразличные признаки

3) естественным отбором сохраняются полезные в определенных условиях признаки

4) образование новых видов связано с различными условиями среды, в которых оказались предки этих видов

Объяснения

Это утверждение ошибочно, потому что наследуются признаки, которые ………....………
……………………………………………..................... .

Это утверждение не ошибочно, потому что
………………………………………………………....... .

Это утверждение не ошибочно, потому что
……………………………………………………....……….
......................................................................... .

Это утверждение не ошибочно, потому что
...........................................................................
......................................................................... .

 

А3. Теория Дарвина подтверждает точку зрения, что все организмы:

Ответы

1) неизменны и созданы высшими силами


2) сначала были созданы, а затем эволюционировали естественным путем

3) эволюционировали естественным путем

4) были всегда в том состоянии, в котором находятся сейчас

Объяснения

Нет, теория Дарвина признает ...........................
…………………………………………..................... .

……………………………………………....................
.........................................................................

......................................................................... .

Нет, теория Дарвина считает, что виды ............
………………...................................…………… .

 

А4. Приспособления вида к условиям окружающей среды:

Ответы

1) возникают сразу в результате ненаследственных изменений

2) возникают постепенно в результате наследственных изменений и под влиянием окружающих условий среды.

3) созданы высшими силами

4) возникают в результате стремления животного приспособиться к окружающей среде.

Объяснения

……, ненаследственные изменения не могут
……………………………....................................... .

…………………………………….................………......
...........................................................................
......................................................................... .

………………………………………………............… .

Нет, так как животное не может .........................
………………………………………......................... .

Часть В

В этой части мы обсудим несколько наиболее сложных заданий с выбором ответа.

В1. Выберите правильные утверждения:

А) все полезные изменения организмов обязательно передаются по наследству;
Б) выживание и плодовитость животных не зависят от условий внешней среды;
В) белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников;
Г) численность хищников зависит от численности растительноядных животных;
Д) различия в размерах между щенками одного помета определяются изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли;
Е) между особями одного вида нет конкуренции за пищу и условия существования;
Ж) в природе выживают и оставляют потомство, как правило, наиболее приспособленные особи.

Утверждение А

Это утверждение неверно, т.к. вовсе не все изменения передаются по наследству. Так, например, умение играть на пианино по наследству не передается. Способности к музыке могут передаться, а могут и не передаться по наследству, ведь не все дети музыкантов – музыканты. Для того, чтобы изменения наследовались, они должны затронуть половые клетки.

Утверждение Б

Это неверное утверждение. Выживание и плодовитость зависят от условий среды. Такими условиями могут быть: наличие хищников, запасы пищи и воды, открытость территории и многие другие. Подумайте над тем, какие условия и как влияют на плодовитость и выживание потомства.

Утверждение В

Подумайте над тем, всегда ли заяц-беляк незаметен, и решите, правильно или нет это утверждение.

Утверждения Г, Д, Ж – правильные. Докажите это.

Утверждение Е – неверно. Докажите это.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru