|
|||||||||||
Проверочные заданияЗадание 1. Вставьте пропущенные слова. 1. Плод образуется из … . 2. Околоплодник образуется из … . 3. В плоде может быть одно семя, тогда плод называется … . 4. Плод, в котором имеется много семян, называется … . 5. Если околоплодник сочный, то плоды называются … . 6. Плоды огурца, крыжовника, вишни относят к … плодам. 7. Ягода и яблоко – … сочные плоды. 8. Если из стенок завязи образуется пленчатый, тонкий околоцветник, то такие плоды называют … . 9. Зерновка, семянка, орех, коробочка, боб, стручок – … плоды. 10. Сухие многосемянные плоды, у которых семена лежат на двух раскрывающихся створках (горох, фасоль), называются … . 11. Сухие многосемянные плоды, которые раскрываются двумя створками (капуста, сурепка), а семена лежат на краях перегородки, называются … . 12. Сочные многосемянные плоды, у которых семена лежат внутри сочной мякоти плода (помидор, виноград, ландыш), называются … . 13. Сочные многосемянные плоды, у которых семена лежат в пленчатых сухих камерах, мякоть плода образована сросшимися завязью и цветочной трубкой (яблоня, груша), называются … . 14. Сочные односемянные плоды, покрытые снаружи кожицей, в средней части находится сочная мякоть, внутренний слой – одревесневший и образует косточку, а семя лежит свободно (вишня), называется … . Задание 2. Выбери правильный ответ. 1. Истинный плод развивается из:
2. Сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, – это:
3. Плод, в котором семена располагаются на поперечной перегородке, – это:
4. У земляники плод:
5. У пшеницы и ржи плод:
6. У подсолнечника плод:
7. У вишни плод:
Задание 3. Верно ли утверждение? 1. Плод образуется из завязи, состоящей из одного или нескольких плодолистиков. 2. После опыления и оплодотворения к завязи поступают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. 3. Если в завязи одна семяпочка, то образуется многосемянный плод. 4. Из стенок завязи образуется околоплодник. 5. По типу строения кожуры плода различают сухие плоды (кожура которых сухая, вплоть до одревеснения) и сочные плоды (околоцветник мясистый). 6. Костянка, зерновка, семянка – многосемянные сухие плоды. 7. Околоплодник защищает семена от неблагоприятных воздействий. 8. Ягода – это сочный многосемянный плод. 9. Пшеница, рожь и подсолнечник имеют плод зерновку. 10. Фасоль и горох имеют плод боб. 11. Сурепка, пастушья сумка гречиха имеют плод стручок. 3адание 4. Восстановите логическую цепь. Семя + мясистый околоплодник ––> ? . Семя (одно или несколько) + ? ––> сухие плоды. Коробочка ––> много семян + ? . Лабораторная работа № 10. Строение семянЦель: познакомиться со строением семян; типами семян; особенностями строения семян однодольных и двудольных растений. Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, бобов, зерновки пшеницы и ржи, препаровальные иглы, лупы, гербарные экземпляры растений фасоли и пшеницы; таблицы «Строение и прорастание семени фасоли», «Строение семени пшеницы», модель зерновки пшеницы, учебник (с. 41). Инструктивная карточкаКласс разделить на 2 группы по желанию. Первая группа рассматривает семена фасоли и пшеницы, вторая – семена бобов и ржи. 1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли (или бобов). Сравните их размеры и внешнюю форму. 2. Найдите рубчик. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку. 3. Зарисуйте семя фасоли (или бобов) и подпишите его части. 4. Выясните, в какой части семени фасоли (или бобов) находятся питательные вещества. 5. Читая учебник, выясните, в каких частях семени могут запасаться питательные вещества у других двудольных растений. 6. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы (или ржи). 7. Препаровальной иглой попробуйте снять часть плодовой оболочки с набухшей и сухой зерновки. Объясните, почему она не снимается. 8. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша. 9. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите ее части. 10. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений. 11. Вспомните, какими еще признаками обладают двудольные и однодольные растения. 12. Составьте схемы строения семян. 13. Сделайте вывод о строении семян. 14. Ответьте на вопросы. – В каких частях семени могут запасаться питательные вещества у двудольных растений? – Какие особенности строения имеют семена однодольных растений?
Класс Двудольные (семя фасоли)Класс Однодольные (семя пшеницы)Проверочные заданияЗадание 1. Вставьте пропущенные слова. 1. Основными частями семени двудольных растений являются семенная … и … . 2. Семенная кожура ... семя растения от … . 3. Эндосперм – это … … для развития зародыша. 4. Запасные вещества накапливаются в … и … . 5. Однодольными называют растения, в семени которых … … . 6. Зародыш семени однодольного растения состоит из …, …, … и … . 7. Различие семени однодольных и двудольных растений в количестве … . 8. … – это след от семяножки. 9. Околоплодник срастается с семенной кожурой у … растений. 10. Двудольными называют растения, в семени которых … … . Задание 2. Выбери правильный ответ. 1. Однодольными называются растения, в семенах которых содержится:
2. Запас питательных веществ у семян фасоли, необходимый для развития зародыша, находится в:
3. Запас питательных веществ у семяни пшеницы находится в:
4. Снаружи семя покрыто:
5. У однодольных растений зародыш состоит из:
6. К однодольным растениям относятся:
7. Зародыш семени двудольных растений состоит из:
8. Семя растения от механических повреждений защищает:
9. Эндосперм:
10. Зародыш:
Задание 3. Верно ли утверждение? 1. Семя – зачаточное растение. 2. Под семенной кожурой обнаруживается эндо-сперм. 3. Семя развивается из семязачатка. 4. Семя покрыто эндоспермом. 5. Семенная кожура защищает от высыхания и механических повреждений. 6. Рубчик – след от семяножки. 7. Зародыш семени однодольных растений состоит из двух семядолей, стебелька, почечки и корешка. 8. К однодольным растениям относятся пшеница, рожь, кукуруза. 9. У однодольных растений семя одето околоплодником и образует плод зерновку. 10. К двудольным растениям относятся фасоль, горох, бобы, пастушья сумка, лютик и фиалка. 3адание 4. Восстановите логическую цепь: Корешок + стебелек + ? + ? ––> зародыш семени двудольных растений. 1 семядоля + стебелек + корешок + ? ––> ? . Семя двудольных растений ––> ? + зародыш се-мени. Семя однодольных растений ––> ? + зародыш семени + ? . Продолжение следует
|