|
|||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫВведениеЭкология, ее задачи и структура. Уровни организации живой природы, изучаемые в курсе экологии. Понятие биосферы. Раздел I. Особенности цивилизации XXI в.Экологические кризисы в истории
цивилизации. Глобальные проблемы современности.
Сценарий будущего – устойчивое развитие
цивилизации. Концепция устойчивого развития.
Программные документы в области устойчивого
развития, «Повестка дня на XXI в.».
Мировоззренческие истоки экологической
проблемы. Антропо- и биоцентризм. Мировоззрение
общества устойчивого развития. Обра- По итогам изучения раздела учащиеся получат следующие знания: – экологических кризисов и катастроф в
истории цивилизации, их различий и причин
возникновения; Умения и навыки: – критического и аналитического
осмысления социогуманитарной и
естественнонаучной информации; Раздел II. Москва – мой древний и любимый городГород, городская агломерация, мегаполис. Становление Москвы как города с XII по XXI в. Характеристика экономико-географического положения столицы, его преимущества. Территория и границы Москвы в различные исторические эпохи. Население, его хозяйство, традиции. Изменение функций города. Архитектура и использование природного ландшафта в строительстве Москвы. Культурно-историческая среда города, ее сохранение. Основные объекты культурного наследия Москвы. Восприятие города: субъективное и научное. Понятие «видеоэкология». Видеоэкологические загрязнения. Экскурсии: по городу, Музей истории Москвы, Музей археологии Москвы, Музей образования города Москвы. По итогам изучения раздела учащиеся получают следующие знания: – понятий «город», «городская
агломерация» и «мегаполис», их
социально-экономических, исторических и
экологических особенностей; Умения и навыки: – сравнительно-аналитической работы с
нормативными документами по экологии и охране
окружающей среды; Раздел III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской средыГород как урбосистема. Различия эко- и
урбосистемы. Компоненты урбосистемы. Городская
среда и факторы ее формирования. Законы
оптимального развития города. Характеристика
компонентов городской среды. Геологическое
строение территории Москвы. Природные
особенности городской среды. Характеристика
геоморфологических процессов (оседание земной
поверхности, формиро- Природные и антропогенные ландшафты. Почвы и грунты города. Твердые бытовые отходы (ТБО) в городе. Проблема утилизации ТБО в Москве и мире. Климат и погода Московского мегаполиса. Влияние города на состояние атмосферы, атмосферные явления. Тепловой купол. Ветровой режим города. Осадки, влажность, мутность атмосферы, уменьшение солнечной радиации, кислотные дожди. Основные источники загрязнения атмосферы: автотранспорт, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, топливно-энергетический комплекс. Способы уменьшения загрязняющих веществ. Гидрографическая сеть Москвы (водные ресурсы города): реки, озера, пруды, водохранилища, канал имени Москвы, подземные воды. Значение рек в развитии города. Основные виды загрязняющих веществ (минеральные вещества, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества и др.). Экологический каркас города. Понятие «особо охраняемые природные территории» (ООПТ) и «биокоридоры». ООПТ Москвы, их расположение и функции. История развития растительного покрова Москвы. Основные растительные сообщества города (Лосиный Остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк «Кузьминки», Петровско-Разумовское, а также фрагменты суходольных пойменных лугов и болота). Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесенные виды). Растительность городских пустырей. Озеленение улиц, домов, кварталов. Экологические, санитарно-оздоровительные функции городских зеленых насаждений. Растительность как индикатор качества городской среды. Влияние ре-креационных процессов на состояние зеленых насаждений в городе. Состав фауны города Москвы. История стано-вления фауны города. Животные города (виды-синантропы). Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоемов. Роль биокоридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в городе. Возможности сохранения видового разнообразия и помощи животным в городе. Функциональная и планировочная структура города: селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская зоны, рекреационная, лесозащитные полосы. Роль исторического центра в формировании планировочной структуры города. Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города. Занятость населения. Ресурсный цикл в городе. Практическая работа «Жизненный цикл товара». Игровые занятия «Экологический след», «Строим Экоград». Имитационная игра с компьютерной поддержкой по управлению возобновимыми ресурсами «Всемирное рыболовство». Игровые упражнения по развитию толерантности. Экскурсии: по городу, Музей землеведения МГУ, Музей воды, Государственный Дарвиновский музей. По итогам изучения раздела учащиеся получают следующие знания: – понятий «урбосистема» и «городская
среда», их компонентов и факторов формирования; Умения и навыки: – практической работы с
картографическим и графическим учебным
материалом; Раздел IV. Система жизнеобеспечения города. Качество городской средыЭнергетика и транспорт как системы жизнеобеспечения горожан. Традиционные и альтернативные источники энергии. Проблемы и перспективы ядерной энергетики. Водоснабжение населения. Проб-лема питьевой воды в столице. Способы оптимизации городской среды. Качество городской среды. Состояние городских экосистем и здоровье человека как важнейшие индикаторы качества городской среды. Понятие «экологическая безопасность». Здоровье населения и определяющие его факторы. Города будущего: от мегаполиса к экополису. Перспективы улучшения окружающей среды в го-роде. Основные положения Хартии «Города Европы за устойчивое развитие». По итогам изучения раздела учащиеся получают следующие знания: – о традиционных и альтернативных
источниках энергии, а также об энергетическом
комплексе Москвы и перспективах его развития; Умения и навыки: – работы с различными источниками
информации, критического и аналитического
осмысления учебного материала; Публикация статьи произведена при поддержке итальяно-испанского учебного центра "Liberum". Итальяно-испанский учебный центр "Liberum" предлагает записаться на курсы итальянского языка в Москве. Использование высокоэффективных обучающих методик, максимальное внимание к каждому студенту, большой опыт работы и профессионализм преподавателей центра "Liberum" позволят в самые быстрые сроки выучить итальянский язык. Узнать больше о предоставляемых услугах и записаться на курс онлайн можно на официальном сайте итальяно-испанского учебного центра "Liberum", который располагается по адресу http://www.liberum-center.ru/ Раздел V. Экологический мониторингОсновы экологического мониторинга. Цели экологического мониторинга, виды и задачи. Атмосфера. Микроклиматические наблюдения. Оценка физических параметров атмосферы. Исследование состояния атмосферы методом биоиндикации. Экологический мониторинг водных объектов. Предварительное обследование водоема, визуальная оценка его состояния. Органолептическая характеристика воды. Оценка качества воды методом биоиндикации. Экологический мониторинг почв города. Изучение механического состава и свойств почвы. Типы почв. Оценка состояния почв методом химического анализа. Биоиндикация почв по кресс-салату. Оценка состояния лесопарковых и парковых сообществ. Структура, видовой состав. Степень ан-тропогенной нарушенности лесных и парковых сообществ. Энерго- и ресурсосберегающие технологии (проблема рационального использования ресурсов). Экономное использование энергии и воды в быту. Экологически грамотный потребитель товаров. Экспертиза пищевых продуктов по этикетке. По итогам изучения раздела учащиеся получают следующие знания: – основ, задач и методов экологического
мониторинга; Умения и навыки: – учебно-исследовательской
деятельности в полевых и лабораторных условиях; Обобщающий урок курсаПодведение итогов по основным темам курса. Итоговая аттестация учащихся. По итогам изучения курса учащиеся будут знать: – основы глобальной экологии
(экологические кризисы, современные глобальные
проблемы человечества) и региональной экологии
(урбоэкология Москвы); Учащиеся будут обладать умениями и навыками: – грамотно работать с информацией
(добывать из различных источников, обобщать,
систематизировать и анализировать, применять на
практике); УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСАКурс «Экология Москвы и устойчивое развитие введен в Московский базисный учебный план в 2007/08 учебном году. В настоящее время в рамках курса изданы1. Программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие», включающая содержание и планирование по базовой и профильной модели, рекомендации по преподаванию предмета. 2. Курс лекций для учителя – содержит справочно-информационные материалы, освещающие основные разделы учебного курса и расширяющие базовый уровень программы. Является справочной базой для учителя при подготовке к преподаванию отдельных разделов и тем. 3. Методические рекомендации к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» раскрывают основные особенности применения игровых, деятельностных педагогических технологий и методов учебного экологического мониторинга. Пособие содержит разработки уроков по базовой модели. 4. Методическое пособие для учителя содержит описание технологических приемов, а также разработки уроков к первому разделу «Особенности цивилизации XXI в.» для профильной модели. В пособии приводятся методы оценки эффективности образовательных результатов курса средствами психологического тестирования (диагностика экологических установок и мотивационной сферы, направленности и ценностных ориентаций личности). 5. Экологический мониторинг. Методические рекомендации для учителей по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». В пособии представлены методики учебного экологического мониторинга в рамках курса для профильной и базовой моделей, содержатся описания социально значимых экологических проектов, которые могут быть выполнены школьниками на особо охраняемых природных территориях г. Москвы. Данные проекты объединены общей идеей содействия улучшению состояния окружающей среды силами школьников. Подготовлены и сданы в печать1. О преподавании курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008/09 учебном году (в рамках августовского педсовета). В издании представлено учебно-тематическое и тематико-поурочное планирование, раскрывается содержание курса. Разработаны методические рекомендации по преподаванию предмета в 2008/09 учебном году, а также приведены тесты и контрольные работы для промежуточного контроля. Для итогового контроля предлагаются темы рефератов и экологических проектов, приводятся требования к их выполнению и оформлению. 2. Рабочая книга учителя. Включает конкретные разработки уроков по профильной модели, а также подробное описание форм, методов и приемов, используемых в рамках уроков. Издание также нацелено на обеспечение учителя текстовым материалом при использовании различных педагогических технологий, индивидуальных, парных и групповых форм работы. 3. Учебное пособие «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учащихся 10-х (11)-х классов. Пособие вводит в проблематику устойчивого развития общества на примере мегаполиса Москвы и состоит из пяти разделов, соответствующих тематико-поурочному планированию курса. В пособии рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внима-ние практической и природоохранной деятельности. Данное издание не просто познакомит школьников с особенностями современной цивилизации, стратегией устойчивого развития, социально-экономическими и экологическими особенностями Москвы, но также поможет им обобщить и систематизировать знания, полученные в рамках естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, даст возможность применить их в новой ситуации. Пособие разработано на основе деятельностных педагогических технологий, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Учебник ориентирован на организацию самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Роль учителя сводится к консультированию, организации учебного процесса. Прежде чем перейти к изучению нового материала, учащиеся выполняют задания, приведенные в рубрике «Это вы знаете». Затем знакомятся с новым материалом в соответствии с рубрикой «Как работать с параграфом, текстом или документом». В тексте параграфа приводится дополнительная информация: «Это вас может заинтересовать», «Великие имена», а также термины и определения, помещенные в рамках. Имеются и дополнительные тексты к параграфу, выделенные курсивом. Кроме рекомендаций по изучению теоретического материала в пособии детально описаны методики выполнения практических работ и проведения игр. После изучения нового материала учащиеся переходят к рубрикам «Подумайте и ответьте», «Проверьте свои знания», а также выполняют творческие задания. В конце занятия школьники проводят оценку работы согласно критериям, помещенным в конце каждого параграфа, практической работы или игровых упражнений. После каждого раздела в рубрике «Подведем итоги» приводится краткое содержание изученного материала. Необычной является рубрика «Ваш досуг». Она поможет учащимся интересно провести выходной день или свободное время. Готовятся к изданию1. Сборник заданий для учащихся «На пути к устойчивому развитию». Содержит творческие задания для учащихся, направленные на осмысление идей устойчивого развития, поиск путей решения социально-экологических проблем столичного мегаполиса. 2. Картографический атлас. Включает набор карт, служащих логическим дополнением к теоретическому материалу курса. 3. Словарь терминов и справочные таблицы. Содержит основные понятия и термины курса. Особое внимание уделено фундаментальным экологическим законам. В приложении представлен разнообразный графический и схематический материал.
|