Учебно-методическое обеспечение курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008/09 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН  2008

Г.А. ЯГОДИН, М.В. АРГУНОВА,
Т.А. ПЛЮСНИНА, Д.В. МОРГУН,
Центр экологического образования и устойчивого развития МИОО

Учебно-методическое обеспечение курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008/09 г.

Учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для 10-х (11)-х классов средних общеобразовательных школ города Москвы. Это межпредметный курс, преподавание которого связано как с получением знаний и навыков в области урбоэкологии на примере Москвы, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной деятельной личности.

В основе курса лежит диалектическое понимание взаимоотношений человек – общество – природа. Курс охватывает широкий круг проблем как естест-веннонаучного, так и гуманитарного характера и базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. Особое внимание уделяется познавательным и практическим умениям экологического характера.

Содержательная новизна курса заключается во введении новой парадигмы цивилизационного мышления и регионального компонента в содержание общего образования. В синтезе историко-краеведческих и экологических знаний складывается представление о взаимосвязанном развитии человека и природы в городе Москве, формируется гражданская и патриотическая позиция школьника. Слож-нейший комплекс демографических, экономических, природоохранных проблем осознается учащимися на реальном, доступном и понятном материале, на примере знакомых культурно-исторических и природных особенностей своего города.

Одним из приоритетов курса является развитие способности адекватной самооценки и рефлексии образовательной деятельности, ответственности за результат обучения.

Цель курса: формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития.

Основные задачи курса:

Обучающие:

– осознать и принять идеи устойчивого развития;
– создать представление о социально-политических и экономических факторах развития городов на примере Москвы;
– сформировать знания о ресурсах и проблемах города, перспективах его развития;
– овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды;
– приобрести навыки выявления социально-экологических проблем и содействовать их решению.

Воспитательные:

– помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
– воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
– сформировать систему ценностных ориентиров, развить чувство патриотизма, любви к своей малой Родине.

Развивающие:

– развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
– совершенствовать аналитическое, творческое и критическое мышление;
– овладеть способностью принимать и осуществлять перемены, делать выбор, нести ответственность за результат собственных действий;
– уметь выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе;
– развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
– приобрести коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, умения пред-отвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.

Режим и формы занятий.

В соответствии с Московским базисным учебным планом предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие» является обязательным для изучения в 10-х (11)-х классах средних общеобразовательных школ.

Базовый уровень программы рассчитан на 34 ч, из них:

– теоретический курс (22 ч);
– практические и игровые занятия (9 ч);
– обобщающие и зачетные занятия (3 ч);
– экскурсии (внеурочные занятия, 2 ч).

Занятия проводятся по одному академическому часу один раз в неделю в 10-х или в 11-х классах.

Профильный уровень – 68 ч, из них:

– теоретический курс (39 ч);
– практические и игровые занятия (24 ч);
– обобщающие и зачетные занятия (5 ч);
– экскурсии (внеурочные занятия, 2 ч).

Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу в 10-х или в 11-х классах, либо по одному академическому часу один раз в неделю в 10-х и 11-х классах.

Тематико-поурочное планирование курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-х (11)-х классов

Тема

Количество часов

Базовый уровень
34 ч

Профильный уровень
68 ч

Введение

I. Особенности цивилизации XXI в.

1. Экологические кризисы в истории цивилизации

2. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис

3. Мировоззренческие истоки экологической проблемы

4. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию

5. Образование в интересах устойчивого развития

6. Игровые упражнения

II. Москва – мой древний и любимый город

1. От города до мегаполиса

2. Характеристика экономико-географического положения столицы

3. Становление Москвы как города с XII по XXI в.

4. Культурно-историческая среда города

5. Восприятие города

6. Обобщающий урок по теме

III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды

1. Город как урбосистема. Городская среда

2. Основные виды воздействия человека на окружающую среду

3. Рельеф и геологическое строение Москвы

4. Ландшафты Москвы

5. Почва и грунты города

6. Твердые бытовые отходы в городе

7. Климат и погода Московского мегаполиса

8. Атмосфера города и источники ее загрязнения

9. Гидрографическая сеть города. Водные ресурсы Москвы

10. Экологический каркас города

11. Биологическое разнообразие Москвы. Флора города

12. Озеленение и рекреационные ресурсы города

13. Биологическое разнообразие Москвы. Фауна города

14. Функциональная и планировочная структура города

15. Демографические особенности современной Москвы

16. Экономическая база города. Занятость населения

17. Практическая работа «Жизненный цикл товара»

18. Игровое занятие «Строим Экоград»

19. Практическая работа «Экологический след»

20. Имитационная игра с компьютерной поддержкой по управлению возобновимыми ресурсами «Всемирное рыболовство»

21. Игровые упражнения по развитию толерантности

22. Зачетный урок по теме

IV. Система жизнеобеспечения города. Качество городской среды

1. Энергетика Москвы

2. Транспорт Москвы

3. Водоснабжение города

4. Качество городской среды

5. Экологическая безопасность и здоровье человека

6. Обобщающий урок по теме

V. Экологический мониторинг

1. Основы экологического мониторинга
Практическая работа № 1. «Изготовление оборудования для оценки состояния атмосферы»

2. Практическая работа № 2. «Оценка физических параметров атмосферы»

3. Практическая работа № 3. «Оценка экологического состояния атмосферы методом биоиндикации»

4. Практическая работа № 4. «Предварительное описание водоема. Органолептическая характеристика воды»

5. Практическая работа № 5. «Оценка состояния водоема методом биоиндикации»

6. Практическая работа № 6. «Оценка качества воды методами количественного и качественного анализа»

7. Практическая работа № 7. «Изучение состава и свойств почвы»

8. Практическая работа № 8. «Индикация почвы по кресс-салату»

9. Практическая работа № 9. «Оценка почв методами химического анализа»

10. Практическая работа № 10. «Оценка состояния лесопарковых и парковых сообществ»

11. Практическая работа № 11. «Экономное использование электроэнергии»

12. Практическая работа № 12 «Рациональное использование воды»

13. Практическая работа № 13. «Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке»

14. Урок-конференция «Комплексные исследования городских экосистем»

Обобщающий урок курса

1

5

1

1
 

1

1

1

2

1

1

13
 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


 

1

6
 

2

 1

1

1

1

6


 
 

1
 


 

1
 

1
 


 

1
 

1
 

 1
 


 


 

1
 

1

11

2

1
 

2

3

1

2

6

1

1

1

1

1

1

26
 

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

3
 

1

1

8
 

3

1

1

1

1

1

15

1
 
 

1
 

1
 

1
 

1
 

1
 

1

1

2
 

1
 

1
 

1

1
 

1
 

1
 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение

Экология, ее задачи и структура. Уровни организации живой природы, изучаемые в курсе экологии. Понятие биосферы.

Раздел I. Особенности цивилизации XXI в.

Экологические кризисы в истории цивилизации. Глобальные проблемы современности. Сценарий будущего – устойчивое развитие цивилизации. Концепция устойчивого развития. Программные документы в области устойчивого развития, «Повестка дня на XXI в.». Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Антропо- и биоцентризм. Мировоззрение общества устойчивого развития. Обра-
зование в интересах устойчивого развития, его задачи и направления. Игровые занятия для осмысления идей устойчивого развития по принятию коллективных решений (работа в команде).

По итогам изучения раздела учащиеся получат следующие знания:

– экологических кризисов и катастроф в истории цивилизации, их различий и причин возникновения;
– причин возникновения современного экологического кризиса, его социально-экономических и демографических предпосылок;
– понятий экосистемы, основных экологических законов;
– концепции устойчивого развития, основных положений, перспектив воплощения в современном мире;
– программных документов и основных международных мероприятий, посвященных обсуждению и воплощению идей устойчивого развития;
– понятий антропо- и биоцентризма;
– парадигмы образования в интересах устойчивого развития, перспектив реализации в российском обществе.

Умения и навыки:

– критического и аналитического осмысления социогуманитарной и естественнонаучной информации;
– развития коммуникативных способностей, работы в команде по принятию коллективных решений;
– выработки компетентностного подхода к социальнозначимым проблемам современности;
– системного мышления в области проблематики устойчивого развития;
– решения коллективных задач, предотвращения конфликтных ситуаций;
– коллективной и индивидуальной оценки образовательной деятельности.

Раздел II. Москва – мой древний и любимый город

Город, городская агломерация, мегаполис. Становление Москвы как города с XII по XXI в. Характеристика экономико-географического положения столицы, его преимущества. Территория и границы Москвы в различные исторические эпохи. Население, его хозяйство, традиции. Изменение функций города. Архитектура и использование природного ландшафта в строительстве Москвы. Культурно-историческая среда города, ее сохранение. Основные объекты культурного наследия Москвы. Восприятие города: субъективное и научное. Понятие «видеоэкология». Видеоэкологические загрязнения.

Экскурсии: по городу, Музей истории Москвы, Музей археологии Москвы, Музей образования города Москвы.

По итогам изучения раздела учащиеся получают следующие знания:

– понятий «город», «городская агломерация» и «мегаполис», их социально-экономических, исторических и экологических особенностей;
– функций города в истории и современности;
– экономико-географического положения Москвы и Московского региона, его преимуществ;
– основных этапов истории становления Москвы, изменения численности и состава населения, роста территориальных границ;
– понятия «культурно-историческая среда города», основных компонентов культурно-исторической среды Москвы;
– особенностей восприятия городской среды, понятий «видеоэкология» и «видеозагрязнение».

Умения и навыки:

– сравнительно-аналитической работы с нормативными документами по экологии и охране окружающей среды;
– критического осмысления культурно-исторической информации и цитат из научных трудов ученых;
– осмысления и систематизации учебного материала (на основе «карты познания»);
– объективной самооценки и взаимной оценки результатов учебно-познавательной деятельности.

Раздел III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды

Город как урбосистема. Различия эко- и урбосистемы. Компоненты урбосистемы. Городская среда и факторы ее формирования. Законы оптимального развития города. Характеристика компонентов городской среды. Геологическое строение территории Москвы. Природные особенности городской среды. Характеристика геоморфологических процессов (оседание земной поверхности, формиро-
вание поверхностного и подземного стоков, провалы, оползни, эрозия, трещины, карстово-суффозионные подтопления).

Природные и антропогенные ландшафты.

Почвы и грунты города. Твердые бытовые отходы (ТБО) в городе. Проблема утилизации ТБО в Москве и мире.

Климат и погода Московского мегаполиса. Влияние города на состояние атмосферы, атмосферные явления. Тепловой купол. Ветровой режим города. Осадки, влажность, мутность атмосферы, уменьшение солнечной радиации, кислотные дожди.

Основные источники загрязнения атмосферы: автотранспорт, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, топливно-энергетический комплекс. Способы уменьшения загрязняющих веществ.

Гидрографическая сеть Москвы (водные ресурсы города): реки, озера, пруды, водохранилища, канал имени Москвы, подземные воды. Значение рек в развитии города. Основные виды загрязняющих веществ (минеральные вещества, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества и др.).

Экологический каркас города. Понятие «особо охраняемые природные территории» (ООПТ) и «биокоридоры». ООПТ Москвы, их расположение и функции. История развития растительного покрова Москвы. Основные растительные сообщества города (Лосиный Остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк «Кузьминки», Петровско-Разумовское, а также фрагменты суходольных пойменных лугов и болота). Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесенные виды). Растительность городских пустырей.

Озеленение улиц, домов, кварталов. Экологические, санитарно-оздоровительные функции городских зеленых насаждений. Растительность как индикатор качества городской среды. Влияние ре-креационных процессов на состояние зеленых насаждений в городе.

Состав фауны города Москвы. История стано-вления фауны города. Животные города (виды-синантропы). Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоемов. Роль биокоридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в городе. Возможности сохранения видового разнообразия и помощи животным в городе.

Функциональная и планировочная структура города: селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская зоны, рекреационная, лесозащитные полосы. Роль исторического центра в формировании планировочной структуры города.

Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города. Занятость населения. Ресурсный цикл в городе. Практическая работа «Жизненный цикл товара».

Игровые занятия «Экологический след», «Строим Экоград». Имитационная игра с компьютерной поддержкой по управлению возобновимыми ресурсами «Всемирное рыболовство». Игровые упражнения по развитию толерантности.

Экскурсии: по городу, Музей землеведения МГУ, Музей воды, Государственный Дарвиновский музей.

По итогам изучения раздела учащиеся получают следующие знания:

– понятий «урбосистема» и «городская среда», их компонентов и факторов формирования;
– основных видов воздействия человека на городскую среду и их последствий;
– геологического и ландшафтного своеобразия Москвы;
– почв Москвы и основных источников их загрязнения;
– гидрографической сети Москвы;
– атмосферы и климатических особенностей столицы;
– биологического разнообразия города, основных представителей флоры и фауны Москвы, экологических групп городских растений и животных;
– основных составляющих экологического каркаса города, классификации и примеров особо охраняемых природных территорий Москвы;
– функциональной и планировочной структуры города;
– демографических и социально-экономических особенностей Москвы.

Умения и навыки:

– практической работы с картографическим и графическим учебным материалом;
– моделирования экологических проблем, требующих межпредметных знаний, поиска путей решения на основании множества альтернатив;
– ведения дискуссий, формулировки аргументов, выработки собственной точки зрения с учетом мнения других;
– адаптации в реальных условиях, критического мышления, ответственности за результат собственных действий;
– эффективного общения, сотрудничества в различных социальных группах для достижения общего результата;
– осмысления учебного материала, формулировки выводов, применения полученных знаний на практике в различных ситуациях;
– объективной самооценки и взаимной оценки.

Раздел IV. Система жизнеобеспечения города. Качество городской среды

Энергетика и транспорт как системы жизнеобеспечения горожан. Традиционные и альтернативные источники энергии. Проблемы и перспективы ядерной энергетики. Водоснабжение населения. Проб-лема питьевой воды в столице. Способы оптимизации городской среды. Качество городской среды.

Состояние городских экосистем и здоровье человека как важнейшие индикаторы качества городской среды. Понятие «экологическая безопасность». Здоровье населения и определяющие его факторы.

Города будущего: от мегаполиса к экополису. Перспективы улучшения окружающей среды в го-роде.

Основные положения Хартии «Города Европы за устойчивое развитие».

По итогам изучения раздела учащиеся получают следующие знания:

– о традиционных и альтернативных источниках энергии, а также об энергетическом комплексе Москвы и перспективах его развития;
– о транспорте как системе жизнеобеспечения горожан и источнике загрязнения городской среды и путях решения связанных с ним проблем;
– о водоснабжении города, нормировании качества питьевой воды, проблемах водных ресурсов города, перспективах развития;
– о здоровье и экологической безопасности как показателях качества жизни;
– об основных положениях Хартии «Города Европы за устойчивое развитие».

Умения и навыки:

– работы с различными источниками информации, критического и аналитического осмысления учебного материала;
– системного мышления в области ресурсосбережения и природопользования в городе;
– эффективного общения и сотрудничества для принятия коллективных решений при работе в малых группах;
– выдвижения гипотез, нахождения альтернативных вариантов решения проблем в процессе дискуссионных форм работы;
– адекватной оценки индивидуальной, групповой, коллективной работы на уроке.

Публикация статьи произведена при поддержке итальяно-испанского учебного центра "Liberum". Итальяно-испанский учебный центр "Liberum" предлагает записаться на курсы итальянского языка в Москве. Использование высокоэффективных обучающих методик, максимальное внимание к каждому студенту, большой опыт работы и профессионализм преподавателей центра "Liberum" позволят в самые быстрые сроки выучить итальянский язык. Узнать больше о предоставляемых услугах и записаться на курс онлайн можно на официальном сайте итальяно-испанского учебного центра "Liberum", который располагается по адресу http://www.liberum-center.ru/

Раздел V. Экологический мониторинг

Основы экологического мониторинга. Цели экологического мониторинга, виды и задачи.

Атмосфера. Микроклиматические наблюдения. Оценка физических параметров атмосферы. Исследование состояния атмосферы методом биоиндикации.

Экологический мониторинг водных объектов. Предварительное обследование водоема, визуальная оценка его состояния. Органолептическая характеристика воды. Оценка качества воды методом биоиндикации.

Экологический мониторинг почв города. Изучение механического состава и свойств почвы. Типы почв. Оценка состояния почв методом химического анализа. Биоиндикация почв по кресс-салату.

Оценка состояния лесопарковых и парковых сообществ. Структура, видовой состав. Степень ан-тропогенной нарушенности лесных и парковых сообществ.

Энерго- и ресурсосберегающие технологии (проблема рационального использования ресурсов). Экономное использование энергии и воды в быту.

Экологически грамотный потребитель товаров. Экспертиза пищевых продуктов по этикетке.

По итогам изучения раздела учащиеся получают следующие знания:

– основ, задач и методов экологического мониторинга;
– методов анализа физических параметров атмосферы;
– физико-химических методов изучения состояния воды и почв в условиях города;
– основ биоиндикационных методов исследования атмосферы и водоемов в городе;
– методов изучения состояния и структуры парковых и лесопарковых сообществ;
– основ энерго- и ресурсосбережения.

Умения и навыки:

– учебно-исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях;
– технологии сбора и анализа биологического материала для проведения биоиндикации водной и воздушной среды;
– геоботанического описания природных сообществ в городе;
– физико-химической оценки состояния водной и почвенной сред обитания;
– рационального ресурсопотребления;
– экологической экспертизы продуктов питания;
– организации коллективной учебно-исследовательской деятельности;
– анализа экспериментальных данных при оценке состояния окружающей среды;
– оформления и презентации результатов учебно-исследовательской работы на учебной конференции;
– безопасного поведения в природе, ответственного отношения к природным объектам;
– работы с химическими реактивами и оборудованием, соблюдения техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Обобщающий урок курса

Подведение итогов по основным темам курса. Итоговая аттестация учащихся.

По итогам изучения курса учащиеся будут знать:

– основы глобальной экологии (экологические кризисы, современные глобальные проблемы человечества) и региональной экологии (урбоэкология Москвы);
– основные понятия и принципы устойчивого развития;
– специфику городских экосистем;
– природные, демографические и социально-экономические факторы формирования городской среды на примере Москвы;
– пути оптимизации систем жизнеобеспечения горожан;
– факторы, обусловливающие качество городской среды;
– основы экологического мониторинга и рационального ресурсопотребления.

Учащиеся будут обладать умениями и навыками:

– грамотно работать с информацией (добывать из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, применять на практике);
– четко определять проблемы и причины их возникновения;
– формировать и отстаивать собственное мнение;
– оценивать экологическое состояние окружающей среды и систем города методами локального учебного мониторинга;
– выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе, принимать решения по их устранению;
– использовать коммуникативные навыки при разработке стратегии решения экологических проблем.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие введен в Московский базисный учебный план в 2007/08 учебном году.

В настоящее время в рамках курса изданы

1. Программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие», включающая содержание и планирование по базовой и профильной модели, рекомендации по преподаванию предмета.

2. Курс лекций для учителя – содержит справочно-информационные материалы, освещающие основные разделы учебного курса и расширяющие базовый уровень программы. Является справочной базой для учителя при подготовке к преподаванию отдельных разделов и тем.

3. Методические рекомендации к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» раскрывают основные особенности применения игровых, деятельностных педагогических технологий и методов учебного экологического мониторинга. Пособие содержит разработки уроков по базовой модели.

4. Методическое пособие для учителя содержит описание технологических приемов, а также разработки уроков к первому разделу «Особенности цивилизации XXI в.» для профильной модели. В пособии приводятся методы оценки эффективности образовательных результатов курса средствами психологического тестирования (диагностика экологических установок и мотивационной сферы, направленности и ценностных ориентаций личности).

5. Экологический мониторинг. Методические рекомендации для учителей по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». В пособии представлены методики учебного экологического мониторинга в рамках курса для профильной и базовой моделей, содержатся описания социально значимых экологических проектов, которые могут быть выполнены школьниками на особо охраняемых природных территориях г. Москвы. Данные проекты объединены общей идеей содействия улучшению состояния окружающей среды силами школьников.

Подготовлены и сданы в печать

1. О преподавании курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008/09 учебном году (в рамках августовского педсовета). В издании представлено учебно-тематическое и тематико-поурочное планирование, раскрывается содержание курса. Разработаны методические рекомендации по преподаванию предмета в 2008/09 учебном году, а также приведены тесты и контрольные работы для промежуточного контроля. Для итогового контроля предлагаются темы рефератов и экологических проектов, приводятся требования к их выполнению и оформлению.

2. Рабочая книга учителя. Включает конкретные разработки уроков по профильной модели, а также подробное описание форм, методов и приемов, используемых в рамках уроков. Издание также нацелено на обеспечение учителя текстовым материалом при использовании различных педагогических технологий, индивидуальных, парных и групповых форм работы.

3. Учебное пособие «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учащихся 10-х (11)-х классов. Пособие вводит в проблематику устойчивого развития общества на примере мегаполиса Москвы и состоит из пяти разделов, соответствующих тематико-поурочному планированию курса. В пособии рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внима-ние практической и природоохранной деятельности. Данное издание не просто познакомит школьников с особенностями современной цивилизации, стратегией устойчивого развития, социально-экономическими и экологическими особенностями Москвы, но также поможет им обобщить и систематизировать знания, полученные в рамках естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, даст возможность применить их в новой ситуации. Пособие разработано на основе деятельностных педагогических технологий, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Учебник ориентирован на организацию самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Роль учителя сводится к консультированию, организации учебного процесса.

Прежде чем перейти к изучению нового материала, учащиеся выполняют задания, приведенные в рубрике «Это вы знаете». Затем знакомятся с новым материалом в соответствии с рубрикой «Как работать с параграфом, текстом или документом». В тексте параграфа приводится дополнительная информация: «Это вас может заинтересовать», «Великие имена», а также термины и определения, помещенные в рамках. Имеются и дополнительные тексты к параграфу, выделенные курсивом. Кроме рекомендаций по изучению теоретического материала в пособии детально описаны методики выполнения практических работ и проведения игр.

После изучения нового материала учащиеся переходят к рубрикам «Подумайте и ответьте», «Проверьте свои знания», а также выполняют творческие задания. В конце занятия школьники проводят оценку работы согласно критериям, помещенным в конце каждого параграфа, практической работы или игровых упражнений. После каждого раздела в рубрике «Подведем итоги» приводится краткое содержание изученного материала. Необычной является рубрика «Ваш досуг». Она поможет учащимся интересно провести выходной день или свободное время.

Готовятся к изданию

1. Сборник заданий для учащихся «На пути к устойчивому развитию». Содержит творческие задания для учащихся, направленные на осмысление идей устойчивого развития, поиск путей решения социально-экологических проблем столичного мегаполиса.

2. Картографический атлас. Включает набор карт, служащих логическим дополнением к теоретическому материалу курса.

3. Словарь терминов и справочные таблицы. Содержит основные понятия и термины курса. Особое внимание уделено фундаментальным экологическим законам. В приложении представлен разнообразный графический и схематический материал.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru