Н.Г. РАКИТИНА,
учитель экологии и биологии, школа № 192, г. Москва
Новые технологии в курсе «Экология и
устойчивое развитие Москвы»
В марте 2005 г. министры образования и охраны
окружающей среды европейских стран приняли
Европейскую стратегию образования в интересах
устойчивого развития. Это событие положило
начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию
образования в интересах устойчивого развития
(2005–2014 гг.).
Экологическая доктрина РФ (2002 г.), а также
Экологическая доктрина г. Москвы (2005 г.) тоже
предусматривают такое образование. Это ставит
перед школой задачи переосмысления содержания
образования в целях наиболее эффективной
подготовки выпускников к жизни в современном
обществе.
С 2007 учебного года в Москве введен новый курс
«Экология и устойчивое развитие Москвы»,
разработанный авторским коллективом под
руководством Г.А. Ягодина.
Программа курса предусматривает использование
новых педагогических технологий, в основе
которых лежит деятельностный подход к обучению.
Хочу поделиться собственным опытом их
использования на уроках экологии.
Работа в группах над созданием
мини-проекта на уроке экологии
I. Проектная технология
Проект всегда направлен на результат. Внешний
результат можно увидеть, осмыслить, применить;
внутренний результат – это опыт, знания и умения
учащегося – его бесценное достояние.
Роль учителя: выбор проблем для проектов, в
которых он будет консультантом, помощником.
Проекты классифицируются:
– по ведущей деятельности (исследовательские,
информационные, творческие, конструкционные);
– по продолжительности (мини-проекты – 1–2 урока,
среднесрочные, длительные);
– по областям знаний (монопроекты, комплексные
проекты).
Структура. Проект – это 5 «П»: проблема –
планирование – поиск информации – продукт –
презентация.
Область применения:
– внеурочная деятельность, экотуризм
(комплексные, длительные проекты,
исследовательские, творческие);
– урочная деятельность (мини-проекты,
монопредметные, комплексные, игровые).
Результаты. Формирование ключевых
компетенций (поисковые, навыки сотрудничества в
работе, коммуникативные, презентационные).
II. Технология «Письмо и чтение для развития
критического мышления»
Способность мыслить критически, развитый
интеллект помогают свободно адаптироваться в
новой среде, обрести независимость, проявлять
активность в познании окружающего мира. Эта
технология направлена на обучение школьников
поиску информации из различных источников,
умению взвешивать альтернативные суждения,
принимать решения на основе анализа информации,
разрешать конфликты, вести переговоры.
Базовая модель урока, использующая эту
технологию, включает три стадии, присущие
одновременно и процессу познания: вызов, осмысление,
рефлексию. Эти стадии могут присутствовать
как на всем уроке, так и на отдельных его частях.
III. Метод мини-проектов
Объединяет элементы рассмотренных выше
технологий.
Идет защита мини-проекта
«Экологическая реклама»
Проектная технология требует больших затрат
времени, что ограничивает их применение в рамках
урока. В мини-проекте присутствуют все этапы
проектной работы, ограничивается лишь время
работы с источниками информации, которые
подбираются заранее педагогом, учащимися. В
начале урока перед учащимися ставится проблема
(стадия вызова). Работа ведется в мини-группах.
Каждая мини-группа получает задание и пакет
статей. Задача учащихся: критически осмыслить
предложенную информацию (здесь может
использоваться метод чтения с пометками),
выбрать наиболее важные для темы фрагменты
(метод купюр). Разбивка информации на
тематические блоки уменьшает объем статьи
(оптимально – 1 печ. л.) и время работы, а также
способствует выработке коммуникативных
компетенций у учащихся. Все участники группы
знакомятся со своим тематическим блоком, чтобы
совместно выполнить задание (стадия осмысления).
Так, на уроке «Редкие и исчезающие растения
Москвы» каждая группа получила задание
подготовить стенд, призывающий бережно
относиться к охраняемым растениям. В пакет
входили статьи по биологии вида, его
природоохранному статусу, географии
распространения, применении в медицине, мифы,
легенды, обряды, связанные с этим растением у
разных народов мира, стихи, а также фотографии и
карты Москвы и области. Для облегчения работы
статьи по разным тематикам были распечатаны на
листах разного цвета. Каждый из участников
группы выбирал свой блок информации (биологию,
экологию, историю, географию, литературу),
подбирал самое интересное, вырезая ножницами
отдельные фрагменты (метод купюр). Группа
обсуждала расположение материала на стенде,
название стенда. Фрагменты с помощью кнопок
прикреплялись к пробковому стенду.
В конце урока каждая группа защищает свой
проект, подводятся итоги работы класса в целом и
каждого учащегося (рефлексия).
Использование метода способствует активному
участию каждого ученика, обучению в процессе
деятельности, конструктивному подходу к решению
проблем, развитию навыков самооценки.
Чтение текста с одновременной его
маркировкой (чтение с пометками)
Прочитайте текст, выделяя с помощью условных
знаков по ходу чтения следующие блоки
информации.
Информация |
Условный знак |
Ранее известная информация (т.е.
«Знаю»). |
v |
Информация, которая противоречит
первоначальным представлениям («Думал иначе»). |
— |
Новая информация («Узнал»). |
+ |
Интересно уточнить («Хочу узнать
подробнее). |
? |
Информацию необходимо запомнить |
! |
|