Формирование экологической культуры через неформальные виды деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН  2008

Л.А. ИЗБЯКОВА,
учитель биологии ГОУ СОШ № 1825, г. Москва

Формирование экологической культуры через неформальные виды деятельности

Экологическое движение в нашей школе существует более десяти лет и имеет и вполне определившуюся структуру, и традиции.

«Необходимость экологического образования и воспитания обусловлена глобальными катастрофическими изменениями в окружающем мире. Причина этих изменений – деятельность человека. Для сохранения цивилизации необходимо создать такую модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений».* Цель замечательна, но неконкретна, а значит, проверить ее достижение не представляется возможным. Зато на пути к ее достижению решаются вполне конкретные задачи, имеющие не только глобальную планетарную ценность, но и ценность узкоспециальную – педагогическую.

Экологическое образование является средством для решения сверхзадачи – значительного повышения нравственной культуры в обществе на основе идеалов устойчивого развития.

Экологическое образование в нашей школе реализуется через уроки экологии в 10–11-х классах, введение экологического содержания в ряд предметов в 5–9-х классах, факультативные и кружко-вые занятия по предметам естественнонаучного цикла: экологии, биологии, химии, географии.

Высокая продуктивность экологического образования является результатом применения исследовательских и проектных методов в научной деятельности учащихся. Проектные работы школьников ежегодно участвуют в конкурсах различных уровней, и многие становятся призерами.

Так в 2006/07 учебном году из 6 работ учащихся ГОУ СОШ № 1825, представленных на окружной конкурс «Жизнь прекрасна», одна стала призером.

Из 5 работ на окружном конкурсе «Ярмарки идей» призером стал проект учащихся 3-го класса «У похода есть начало».

Второе место в окружном конкурсе экологических сочинений-эссе заняла работа ученицы 4-го класса.

Победителями городского конкурса «Заповедным островам жить!» стали ученицы 6-го класса, представившие мультимедийную презентацию «Экологическое движение в ГОУ СОШ № 1825».

В основе большинства научных работ школьников лежат наблюдения и исследования, проведенные в рамках полевой экологической практики. Выезд на практику (экологический лагерь, экспедиция или экологическая экскурсия) осуществляется дважды в год. География поездок широка: на севере – Валдай, Великий Устюг, Кострома; на юге – пос. Лазаревское Сочинского района, Феодосия в Крыму; дважды были в Бурятии (Забайкальский национальный парк). Практика завершается комбинированной эстафетой, где проверяются полученные знания. Ее этапы и задания определяются каждый раз исходя из перечня и объема изученного на занятиях материала.

Эта эстафета уже более десяти лет является визитной карточкой экологического движения школы и проводится также и в Москве в рамках традиционного экологического фестиваля школы. Экологический фестиваль мы проводим в Бутовском лесу в один из дней октября. Как правило, погода нас не подводит. Регламент эстафеты определяется Положением (см. ниже).

В сентябре 2007 г. мы организовали и провели комбинированную экологическую эстафету для школ района Северное Бутово.

Всем классам основной школы, желающим принять участие в эстафете (последние несколько лет в эстафете принимают участие все классы основной школы), необходимо заполнить заявку.

Начинается эстафета общим построением у школы, приветствием команд. Каждая команда получает маршрутный лист, где фиксируется время и качество выполнения заданий на каждом этапе. Ошибки при выполнении заданий превращаются в штрафное время на этапе.

Этапы, которые необходимо пройти командам в определенном порядке, расположены в лесу на некотором расстоянии друг от друга. Общая протяженность маршрута равна примерно 2 км. У финиша всех ожидает костер, душистый чай, перекус и поздравления с завершением эстафеты. Домой все участники эстафеты возвращаются, надышавшись свежим лесным воздухом, получив заряд бодрости от общения с природой и товарищами, обогащенные впечатлениями и знаниями. На следующий день объявляются и награждаются команды – победите-ли этапов; самая престижная – победа в общем зачете, которая определяется по суммарному време-ни прохождения маршрута.

С 2005 г. работа школы в экологическом направлении проходит в рамках общероссийской программы «Друзья заповедных островов». Экоцентр «Заповедники» координирует деятельность малых групп экологической направленности. Это дает нам ощущение «плеча друга», позволяет использовать методические и организационные наработки коллег, дает толчок для генерации идей.

Мы – друзья Бутовского леса. Для нас Бутовский лес – это территория экологического воспитания, отдыха, спортивных и экологических занятий. Это место, которое мы любим и хотели бы сохранить. Все проводимые нами мероприятия, на наш взгляд, способствуют достижению этой цели, а также популяризируют экологическое движение

Положение о проведении муниципальной экологической эстафеты «Бутовский лес»

Цель: практическое использование теоретических знаний в области естественнонаучных предметов в полевых условиях.

Задачи

I. Развивающая.

1. Развивать познавательный интерес школьников, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию и делать выводы.
2. Развивать самостоятельность учащихся, умения преодолевать трудности и работать в команде.
3. Развивать волевые качества личности.

II. Образовательная.

1. Наглядно продемонстрировать взаимосвязь теории и практики.
2. Продолжить формирование навыков планирования ответов на вопросы, навыков самоконтроля и умения в необходимом темпе находить правильные решения.

III. Воспитывающая.

1. Способствовать воспитанию у учащихся таких нравственных качеств, как коллективизм, гуманизм, патриотизм, сплоченность ученического коллектива.
2. Содействовать профориентации учащихся.

Место и время проведения: Бутовский лес, 26 сентября 2007 г.

Организаторы: ГОУ СОШ № 1825.

Участники: команды 7–9-х классов школ района Северное Бутово в составе до 10 человек.

Этапы эстафеты

I. Представление команд (внешний вид, атрибутика, название и девиз).

II. География (например, описать микрорельеф, дать описание источника питьевой воды и др.).

III. Химия (разделить смесь, очистить воду из природного источника).

IV. Биология и экология (определить растения, отметить признаки наступления осени и т.д.).

V. Туризм и ориентирование (определить азимуты некоторых объектов, расставить палатку, разжечь костер, уложить рюкзак).

VI. ОБЖ (по заданной ситуации выбрать и осуществить действия для решения проблемы).

VII. Краеведение (ответы на вопросы по истории района).

Порядок проведения эстафеты

Каждая команда получает маршрутный лист. Команда должна пройти все этапы, выполнить задания этих этапов и в полном составе прийти к финишу.

На маршрутном листе проставляются время старта, время прохождения каждого этапа и время финиша.

Подведение итогов и награждение

По итогам прохождения маршрута определяются команды-победители каждого этапа и команда-победитель эстафеты.


* Марфенин Н.Н., Попова Л.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и пробле-мы. // Экологическое образование. 2006. № 2, С. 16–27.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru