Л.А. ИЗБЯКОВА,
учитель биологии ГОУ СОШ № 1825, г. Москва
Формирование экологической культуры
через неформальные виды деятельности
Экологическое движение в нашей школе
существует более десяти лет и имеет и вполне
определившуюся структуру, и традиции.
«Необходимость экологического
образования и воспитания обусловлена
глобальными катастрофическими изменениями в
окружающем мире. Причина этих изменений –
деятельность человека. Для сохранения
цивилизации необходимо создать такую модель
движения вперед, при которой достигается
удовлетворение жизненных потребностей
нынешнего поколения людей без лишения такой
возможности будущих поколений».*
Цель замечательна, но неконкретна, а значит,
проверить ее достижение не представляется
возможным. Зато на пути к ее достижению решаются
вполне конкретные задачи, имеющие не только
глобальную планетарную ценность, но и ценность
узкоспециальную – педагогическую.
Экологическое образование является средством
для решения сверхзадачи – значительного
повышения нравственной культуры в обществе на
основе идеалов устойчивого развития.
Экологическое образование в нашей школе
реализуется через уроки экологии в 10–11-х
классах, введение экологического содержания в
ряд предметов в 5–9-х классах, факультативные и
кружко-вые занятия по предметам
естественнонаучного цикла: экологии, биологии,
химии, географии.
Высокая продуктивность экологического
образования является результатом применения
исследовательских и проектных методов в научной
деятельности учащихся. Проектные работы
школьников ежегодно участвуют в конкурсах
различных уровней, и многие становятся
призерами.
Так в 2006/07 учебном году из 6 работ учащихся ГОУ
СОШ № 1825, представленных на окружной конкурс
«Жизнь прекрасна», одна стала призером.
Из 5 работ на окружном конкурсе «Ярмарки идей»
призером стал проект учащихся 3-го класса «У
похода есть начало».
Второе место в окружном конкурсе экологических
сочинений-эссе заняла работа ученицы 4-го класса.
Победителями городского конкурса «Заповедным
островам жить!» стали ученицы 6-го класса,
представившие мультимедийную презентацию
«Экологическое движение в ГОУ СОШ № 1825».
В основе большинства научных работ школьников
лежат наблюдения и исследования, проведенные в
рамках полевой экологической практики. Выезд
на практику (экологический лагерь, экспедиция
или экологическая экскурсия) осуществляется
дважды в год. География поездок широка: на севере
– Валдай, Великий Устюг, Кострома; на юге – пос.
Лазаревское Сочинского района, Феодосия в Крыму;
дважды были в Бурятии (Забайкальский
национальный парк). Практика завершается
комбинированной эстафетой, где проверяются
полученные знания. Ее этапы и задания
определяются каждый раз исходя из перечня и
объема изученного на занятиях материала.
Эта эстафета уже более десяти лет является
визитной карточкой экологического движения
школы и проводится также и в Москве в рамках
традиционного экологического фестиваля школы. Экологический
фестиваль мы проводим в Бутовском лесу в один
из дней октября. Как правило, погода нас не
подводит. Регламент эстафеты определяется
Положением (см. ниже).
В сентябре 2007 г. мы организовали и провели
комбинированную экологическую эстафету для школ
района Северное Бутово.
Всем классам основной школы, желающим принять
участие в эстафете (последние несколько лет в
эстафете принимают участие все классы основной
школы), необходимо заполнить заявку.
Начинается эстафета общим построением у школы,
приветствием команд. Каждая команда получает
маршрутный лист, где фиксируется время и
качество выполнения заданий на каждом этапе.
Ошибки при выполнении заданий превращаются в
штрафное время на этапе.
Этапы, которые необходимо пройти командам в
определенном порядке, расположены в лесу на
некотором расстоянии друг от друга. Общая
протяженность маршрута равна примерно 2 км. У
финиша всех ожидает костер, душистый чай, перекус
и поздравления с завершением эстафеты. Домой все
участники эстафеты возвращаются, надышавшись
свежим лесным воздухом, получив заряд бодрости
от общения с природой и товарищами, обогащенные
впечатлениями и знаниями. На следующий день
объявляются и награждаются команды –
победите-ли этапов; самая престижная – победа в
общем зачете, которая определяется по суммарному
време-ни прохождения маршрута.
С 2005 г. работа школы в экологическом
направлении проходит в рамках общероссийской
программы «Друзья заповедных островов».
Экоцентр «Заповедники» координирует
деятельность малых групп экологической
направленности. Это дает нам ощущение «плеча
друга», позволяет использовать методические и
организационные наработки коллег, дает толчок
для генерации идей.
Мы – друзья Бутовского леса. Для нас Бутовский
лес – это территория экологического воспитания,
отдыха, спортивных и экологических занятий. Это
место, которое мы любим и хотели бы сохранить. Все
проводимые нами мероприятия, на наш взгляд,
способствуют достижению этой цели, а также
популяризируют экологическое движение
Положение о проведении муниципальной
экологической эстафеты «Бутовский лес»
Цель: практическое использование
теоретических знаний в области
естественнонаучных предметов в полевых
условиях.
Задачи
I. Развивающая.
1. Развивать познавательный интерес школьников,
логическое мышление, умение сравнивать,
анализировать, обобщать информацию и делать
выводы.
2. Развивать самостоятельность учащихся, умения
преодолевать трудности и работать в команде.
3. Развивать волевые качества личности.
II. Образовательная.
1. Наглядно продемонстрировать взаимосвязь
теории и практики.
2. Продолжить формирование навыков планирования
ответов на вопросы, навыков самоконтроля и
умения в необходимом темпе находить правильные
решения.
III. Воспитывающая.
1. Способствовать воспитанию у учащихся таких
нравственных качеств, как коллективизм,
гуманизм, патриотизм, сплоченность ученического
коллектива.
2. Содействовать профориентации учащихся.
Место и время проведения: Бутовский лес, 26
сентября 2007 г.
Организаторы: ГОУ СОШ № 1825.
Участники: команды 7–9-х классов школ района
Северное Бутово в составе до 10 человек.
Этапы эстафеты
I. Представление команд (внешний вид,
атрибутика, название и девиз).
II. География (например, описать микрорельеф,
дать описание источника питьевой воды и др.).
III. Химия (разделить смесь, очистить воду из
природного источника).
IV. Биология и экология (определить растения,
отметить признаки наступления осени и т.д.).
V. Туризм и ориентирование (определить азимуты
некоторых объектов, расставить палатку, разжечь
костер, уложить рюкзак).
VI. ОБЖ (по заданной ситуации выбрать и
осуществить действия для решения проблемы).
VII. Краеведение (ответы на вопросы по истории
района).
Порядок проведения эстафеты
Каждая команда получает маршрутный лист.
Команда должна пройти все этапы, выполнить
задания этих этапов и в полном составе прийти к
финишу.
На маршрутном листе проставляются время
старта, время прохождения каждого этапа и время
финиша.
Подведение итогов и награждение
По итогам прохождения маршрута определяются
команды-победители каждого этапа и
команда-победитель эстафеты.
* Марфенин
Н.Н., Попова Л.В. Экологическое образование в
интересах устойчивого развития: новые задачи и
пробле-мы. // Экологическое образование. 2006. № 2, С.
16–27.
|