Экологический эксперимент

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН  2008

С.Ю. ПОНОМАРЕВ,
учитель химии и экологии ГОУ СОШ № 192,
г. Москва

Экологический эксперимент

Обобщение опыта работы лицейских классов

Особенностью преподавания предмета «Экология» является единство процессов обучения, экологического воспитания и экспериментальной работы.

Экологическое обучение построено на основе курса «Экология и устойчивое развитие» и включает в себя:

  • факультативный курс «Экология животных и растений», 5–6-е классы;

  • интегрированный курс «ОБЖ и экология», 7–8-е классы;

  • факультативный курс в 9-х классах;

  • обязательный курс экологии во всех 10–11-х классах.

Поскольку экология ставит задачи и формулирует проблемы, изучение и решение которых невозможно без ряда естественных наук, то экологическое обучение является средством формирования мотивации к изучению биологии, химии, физики, математики.

Наблюдения за состоянием и изменением окружающей среды воспитывают бережное и внимательное отношение к живой природе, формируют биоцентрическую позицию.

Экологические исследования включают в себя экспериментальную работу в школе в урочное время на практикумах по биологии и химии, в неурочное – на кружках и факультативах, проведение школьного экологического мониторинга и экологические экспедиции.

Выездные экологические мероприятия в школе можно разделить на традиционные, проводимые каждый год (они включены в образовательную программу школы) и разовые, эпизодические, выезды. К ежегодным относятся летняя эколого-ботаническая практика в Окском государственном биосферном заповеднике для 8-классников, эколого-химическая практика в дер. Фенёво Невельского района Псковской области для учащихся 10-х классов и Соловецкая экспедиция. Разовые экспедиции – это выезды на Звенигородскую биологическую станцию МГУ, проведение зимних учетов водоплавающих, посещение заповедников «Журавлиная родина», «Брянский лес» и Астраханского заповедника с целью проведения гидрохимических исследований и наблюдения полного солнечного затмения.

Важной составной частью экологических исследований является химическая экспериментальная работа, включающая гидрохимические исследования на территории школы и прилегающих к ней районов г. Москвы с использованием полевых комплектов реагентов и приборов для изучения состава природных вод.

В ходе этой работы школьники учатся проводить измерения в полевых условиях, осваивают методики обработки результатов измерений и наблюдений, приобретают навыки коллективного творчества. Они лучше понимают учебный материал по химии, в частности химические процессы, протекающие в окружающей среде.

Многолетние исследования в дер. Фенёво позволяют проследить уникальный процесс изменения состояния природных водных объектов окрестностей: на этих территориях, с некогда активной сельскохозяйственной деятельностью, теперь происходит уменьшение антропогенного воздействия.

В исследованиях используется метод коллективной обработки результатов наблюдений. Результаты исследований размещены в Интернете на сайте www.fenevo.narod.ru. На этом же сайте размещаются результаты измерений, которые становятся доступны всем желающим. Так, при обработке результатов измерений формируется Интернет-ресурс.

Участие в экспериментальной экологической работе, экологических экспедициях позволяет воспитывать личность с выраженной гражданской позицией, понимающую важность прекращения хищнического, варварского отношения к природе и осознающую политическую и экономическую необходимость сохранения окружающей среды.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru