Экологические декады по предметам естественного цикла

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН  2008

Т.А. ЖАРИНОВА,
учитель экологии,
И.В. КУДРЯВЦЕВА,
учитель физики,
Е.В. АМЕЛИНА,
зам. директора школы по информационным технологиям
ГОУ СО школа-интернат № 58, г. Москвы

Экологические декады по предметам естественного цикла

Методика проведения

Сегодня достигнуть нового качества образования, используя устаревшие педагогические методы, невозможно. Нужны другие стратегии, созвучные нашему времени, новые педагогические технологии, интеграция предметов.

Межпредметная интеграция создаст у школьников целостное представление об окружающем мире и поможет построению общей платформы сближения предметных знаний.

В нашей школе мы накопили богатый опыт по интегрированию самых разнообразных предметов: физика и музыка, литература и технология, история и физика. Такая работа проводится и в рамках школьной программы, и во внеурочное время.

Эффективной формой работы на этом пути стали в нашей школе ежегодные предметные декады. Так, с 21 января по 2 февраля 2008 г. успешно прошла декада физики–информатики–экологии.

Не правда ли, необычное сочетание учебных предметов? Как же связаны между собой эти науки? Чтобы узнать мнение школьников, мы провели анкетирование. Было опрошено 98 респондентов. Результаты опроса получились следующими.

На вопрос: «Какая наука, на ваш взгляд, определяет ускорение научно-технического прогресса?»

54 человека ответили, что это физика;
31 человек – информатика;
26 человек – математика;
23 человека – химия;
14 человек – экология.

Однако 68% опрошенных считают, что наш мир находится на грани экологической катастрофы и поэтому, чтобы удержать равновесие и сохранить мир, необходимо изучать такую науку, как экология.

Степень значимости учебных предметов выбранного цикла для учащихся школы выглядит так:

38% – физика;
12% – экология;
11% – информатика.

Началась декада физики–информатики–экологии с информационного обозрения декады – телепередачи «Мы и мир вокруг нас», созданной в школьной телестудии.

Началом праздника наук стали предметные олимпиады. Около 70 учащихся проявляли свою эрудицию при решении предложенных задач.

Прошел конкурс экологического рисунка. Школьный холл пестрел плакатами и призывами не загрязнять планету, спасать мир. Победители этого конкурса были выявлены в ходе общего голосования.

Младшие школьники знакомились с науками в игровой форме. Игра называлась «Поезд наук». Кабинеты физики, экологии и информатики превратились на это время в различные станции: Экологическая, Волшебная, Информационная, где ребятам предлагалось построить свой Экоград, применить имеющиеся у них знания и даже увидеть различные чудеса. Все станции были для ребят интересными, но особой популярностью пользовались гонки на водородных автомобилях.

Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Экология – наука о доме» стал самым массовым. В нем приняли участие ребята с 5-го по 11-й класс. 19 из 34 компьютерных презентаций претендовали на призовые места. Проекты получились яркими, содержательными, нестандартными. Особый интерес к этому конкурсу проявили ученики 5-х классов. Нужно было видеть, с каким удовольствием они бежали в компьютерный класс и как серьезно относились к каждому пункту своей работы.

На базе Политехнического колледжа № 39 и кафедры информатизации журналистики МИРЭА состоялась интернет-конференция. На интернет-мост были приглашены гости: ведущие специалисты, профессора в области вычислительной техники, химии, журналистики, и ребята смогли задать ученым все интересовавшие их вопросы.

В открытом уроке по физике «Транспорт мира и экологические проблемы» принимали участие старшеклассники. Ребята увидели и оценили ущерб, наносимый биосфере транспортом, использующим традиционные источники энергии. Сравнили принципы действия автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и солнечно-водородных автомобилей, выявили преимущество последних и определили пути выхода из сложившейся ситуации.

Завершающим мероприятием декады стало интеллектуальное кафе. Здесь было всё: соревнование между командой учащихся и командой родителей, награждения, танцы, песни, обмен мнениями. А самое главное – всем стало понятно, что знать и уметь воспользоваться своими знаниями вовремя, приятно и престижно. Это был настоящий праздник, праздник знаний, души и единения учащихся, учителей и родителей.

В очередном, февральском, номере школьной газеты «Школьник 58» освещались результаты прошедшей декады, а заключительным аккордом прозвучала телепередача со многими интервью, отзывами участников и зрителей.

На совместном заседании методобъединений был проведен анализ результатов прошедшей декады и отмечены возросшее стремление учащихся к приобретению новых знаний и умений, их творческая активность, способность к осознанному анализу своей деятельности, к самостоятельным действиям и суждениям.

Да и для педагогов проведение декады явилось своеобразным опытом повышения квалификации на рабочем месте. Подобная работа требует особой четкости, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала. Это возможно было осуществить только при наличии слаженной и дружной команды, где взаимопонимание и взаимовыручка являются ключевыми моментами.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru