Я ИДУ НА УРОК

Т.М. ЛОГИНОВА,
учитель биологии Сенгилеевской СШ № 2,
Ульяновская обл.

Особенности строения клеток эукариот

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Цели урока

Обучающие: систематизация знаний об особенностях строения клеток растений, животных и грибов; формирование умения применять приобретенные знания при сравнении различных видов клеток; закрепление навыков работы с микроскопом.

Воспитывающие: формирование материалистических взглядов на единство живой природы; формирование нравственных качеств: чувства товарищества, дисциплинированности.

Развивающие: развитие аналитического мышления, речи учащихся, обогащение словарного запаса; развитие навыков самостоятельной работы с учебником, с микроскопом.

Оборудование: 11–12 микроскопов, микропрепараты клеток растений, животных и грибов, таблицы: «Клетка», «Растительная клетка», «Клетка гриба», проектор, слайды.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка усвоения ранее изученного материала

1. На какие две группы делятся все организмы? (Прокариоты и эукариоты.)
2. Как по-другому называют клетки прокариот и эукариот? (Доядерные и ядерные.)
3. Какие организмы относятся к прокариотам? (Бактерии и археи.)
4. В чем основная особенность строения прокариот? (Клетки не имеют оформленного ядра.)

III. Усвоение нового материала

Сравнительная характеристика прокариот и эукариот

К эукариотам относятся разные организмы, но у их клеток есть общее в строении: ядро, имеющее мембрану, которая отделяет его от цитоплазмы. В цитоплазме находятся различные органоиды, которых намного больше, чем в клетках прокариот. Появление в ходе эволюции ядра в эукариотической клетке позволило разнести в пространстве и во времени процессы транскрипции – синтеза информационной (матричной) РНК, и трансляции – синтеза белка на рибосомах. У прокариот синтез мРНК и синтез белка могут идти одновременно, а у эукариот – только последовательно.

Задание: заполните таблицу «Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот».
Какие выводы можно сделать из анализа данных этой таблицы? (Клетки эукариот содержат намного больше органоидов, чем клетки прокариот. Сходство строения клеток эукариот и прокариот свидетельствует о единстве живой природы.)

Таблица. Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот

Признаки

Прокариоты

Эукариоты

1. Ядерная оболочка

   

2. Плазматическая мембрана

   

3. Митохондрии

   

4. ЭПС

   

5. Рибосомы

   

6. Вакуоли

   

7. Лизосомы

   

8. Клеточная стенка

   

9. Капсула

   

10. Комплекс Гольджи

   

11. Пластиды

   

12. Хромосома

   

13. ДНК

   

14. Органоиды движения

   

Задание: сравните изображенные на слайде клетки. Какими цифрами обозначены клетки прокариот, эукариот? В каком направлении шла эволюция клетки? (Эволюция клетки шла по пути усложнения ее строения.)

Особенности строения растительной, животной и грибной клеток

Хотя клетки разных эукариот имеют много общего в строении и жизнедеятельности (наличие ядра, сходство химического состава, процессов обмена веществ и энергии, универсальный генетический код, сходство процессов деления), клетки растений, животных и грибов заметно различаются. Эти различия лежат в основе классификации этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой природы.

Схема строения эукариотической клетки: А – животного; Б – растения

Самостоятельная работа в группах: выявление особенностей строения клеток представителей различных царств.

Задание для 1-й группы

1. Прочитайте в учебнике «Общая биология» А.О. Рувинского статью «Сравнительная характеристика клеток эукариот», начиная со слов: «Для растительной клетки характерно...».

2. Рассмотрите препарат растительной клетки под микроскопом и рис. 23 в учебнике.

3. Перенесите в тетрадь таблицу и заполните первую графу:

№ п/п

Растения

Грибы

Животные

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4. Разделитесь на пары. Подготовьте рассказ об особенностях растительной клетки и проверьте друг друга.

Задание для 2-й группы

1. Прочитайте в учебнике статью «Сравнительная характеристика клеток эукариот», начиная со слов: «В клетках представителей царства грибов...».

2. Рассмотрите препарат клеток гриба мукора под микроскопом.

3. Перенесите в тетрадь таблицу и заполните вторую графу.

№ п/п

Растения

Грибы

Животные

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4. Разделитесь на пары. Подготовьте рассказ об особенностях клеток грибов и проверьте друг друга.

Задание для 3-й группы

1. Прочитайте в учебнике статью «Сравнительная характеристика клеток эукариот», начиная со слов: «В клетках животных отсутствует...».

2. Рассмотрите препарат животной клетки под микроскопом и рис. 23 в учебнике.

3. Перенесите в тетрадь таблицу и заполните третью графу.

№ п/п

Растения

Грибы

Животные

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4. Разделитесь на пары. Подготовьте рассказ об особенностях животной клетки и проверьте друг друга.

Выступления учащихся от групп, заполнение всех граф таблицы на доске и в тетрадях.

№ п/п

Растения

Грибы

Животные

1.

Есть пластиды

Нет пластид

Нет пластид

2.

Крупная центральная вакуоль

Центральная вакуоль

Нет крупных вакуолей

3.

Клеточная стенка из целлюлозы

Клеточная стенка из хитина

Нет клеточной стенки

4.

Центриоли есть только у низших

Центриоли не у всех

Центриоли есть у всех

5.

Запасное вещество – крахмал

Запасное вещество – гликоген

Запасное вещество – гликоген

6.

Автотрофы

Гетеротрофы

Гетеротрофы

7.

Неподвижны

Неподвижны

Подвижны

IV. Закрепление изученного материала

1. Какие особенности строения сближают грибы с царством растений? (Наличие клеточной стенки, неподвижность, наличие центральной вакуоли, отсутствие центриолей.)

2. Что сближает грибы с царством животных? (Гетеротрофность, наличие хитина, гликогена, отсутствие пластид.)

3. Выявите черты сходства и различия в строении растительной и животной клеток. Сделайте выводы. (Сходство в строении растительной и животной клеток – плазматическая мембрана, наличие ядра, митохондрий, рибосом, эндоплазматичес-кой сети, комплекса Гольджи – указывают на принадлежность и растительной и животной клеток к эукариотам. Различия в их строении –
пластиды, центральная вакуоль, клеточная стенка у растений – указывают на то, что они относятся к разным царствам. На рисунке органоиды обозначены цифрами.
)

Тесты

Выберите один правильный ответ.

1. У прокариот отсутствуют:

а) митохондрии;
б) хромосомы;
в) рибосомы.

2. Хлоропласты – органоиды, характерные для клеток:

а) животных;
б) растений и животных;
в) только растений.

3. Целлюлозную клеточную стенку имеют клетки:

а) растений;
б) животных;
в) грибов.

4. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

а) они живут в почве;
б) не имеют хлорофилла;
в) имеют небольшие размеры.

5. Бактерии и грибы относят:

а) к одному царству живых организмов;
б) к царству растений;
в) к разным царствам живой природы.

6. С животными грибы сближает:

а) строение клеточной стенки и неподвижность;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания.

Выберите несколько правильных ответов из предложенных.

7. К прокариотам относятся:

а) грибы;
б) бактерии;
в) насекомые;
г) хламидомонада;
д) мхи;
е) животные;
ж) эвглена;
з) синезеленые водоросли.

Домашнее задание. Повторить §6–9: прочитать, ответить на вопросы, выучить выделенные курсивом слова, знать их значение, повторить материал по записям в тетрадях.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru