Я ИДУ НА УРОК

И.И. ЛЕБЕДЕВА,
учитель биологии Ошейкинской СШ,
Лотошинский район, Московская обл.

Сценарий экологического вечера
«Судьба Земли в твоих руках»

Оформление зала: на стенах плакаты, высказывания о природе, рисунки; цветы, эпидиаскоп, слайды с пейзажами нашей Родины, экологические га-зеты, музыка.

Звучит музыка песни «С чего начинается Родина», на сцену выходят двое ведущих, которые, сменяя друг друга, читают пролог. Одновременно проецируются слайды со знакомыми всем пейзажами.

Земля!.. Какая она?

Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам быстроногих зверей.

Земля качает на себе города. Выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет. Здесь, на Земле, за каждым селом – дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников земли нашей.

Выходят еще трое участников и под сменяющуюся музыку продолжают чтение.

Человека Земля всегда увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарёй, за соседним селом, за лугом?

И человек собирался в путь, оставлял крестьянский рубленый дом, стрелецкий посад или тихую, над прудом, усадьбу.

По топям, по болотам, по тропам, по безымянным дорогам шел человек, меняя ладью на лошадь, обдирая ноги о камни. И слаб, и мал был человек перед силами природы!

Выходит чтец в костюме странника с посохом и читает фрагмент поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин», потом уходит, остальные продолжают чтение.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И Солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить я.
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить.

Если бы можно было на машине времени перенестись на несколько тысячелетий назад и подняться над нынешней густонаселенной Землей, то мы заметили бы очень мало признаков обитания человека: кое-где группы примитивных шалашей и навесов, дымки костров, узкие тропинки, теряющиеся сразу же за поселениями. И леса, леса, леса!..

В то время со своими примитивными орудиями человек не мог нанести природе сколь-нибудь существенный урон. Он сам был частью природы и не отделял себя от нее. Нетронутая природа… Как великолепна она!

Выходит чтец в костюме Природы (одна половина зеленая, живая, вторая – темная, мертвая), читает стихи.

Я – природа! Я – великий мастер.
Великий мастер жизни.
Я могу, человек, тебя за соучастье наградить –
В моей это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и захода,
Иву над рекой...

Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань, я не раба.
Не забудь: ты сам мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба.

Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня.
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.

Но не услышал человек голос природы! Населенные пункты становятся крупнее, развивается транспорт. Люди пытаются заглянуть за горизонт. Они находят океан безбрежным, землю необъятной, богатства природы неисчерпаемыми. И человек научился прокладывать каналы, осушать болота…
Родился лозунг: «Покоряй природу!»

  • Создано новое водохранилище.
    Все. Человек покоряет природу!

  • Пользуйтесь ДДТ! Создан новый химический препарат, который избавит вас от всех насекомых, летающих и кусающих!
    Все. Человек покоряет природу!

  • Открыто новое месторождение, и в тайге построен новый комбинат, новый поселок, проложена железная дорога!
    Все. Человек покоряет природу!

Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чем вопрос.
От вас, от меня, от каждого зависит, сбудется ли мрачное пророчество поэта:

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!

(Ф.И. Тютчев)

Или же человек сумеет преодолеть разлад с природой и в гармонии с ней обретет счастье.
Но человек шагает по планете Земля, оставляя в ней, что ни шаг, глубокие незаживающие раны.

Выходят новые участники и приводят факты деятельности человека.

  • С 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих. Животные просят о помощи!

  • Качество воды основных крупных рек России оценивается как неудовлетворительное: 82% вод, сбрасываемых предприятиями в реки, не подвергается очистке.

  • Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 м! Только для свалок бытовых отходов Москвы ежегодно приходится отводить площадь в 40 га.

  • Происходит быстрое сокращение количества озона над Антарктидой, где оно достигает пример-
    но 3%. Сокращение озона только на 1% ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5–7%, т.е. ежегодно по этой причине на европейской территории 6–9 тыс. человек заболевают раком кожи.

  • Диоксин – клеточный яд, более сильный, чем цианистый калий и яд кураре. В 1995 г. в Чапаевске был выброс диоксина, что привело к заражению вод.

  • Диоксин вызывает раковые заболевания. В России ежегодно 20 тыс. человек умирают от рака, вызываемого диоксинами. Диоксины накапливаются в организме, передаются от матери младенцу, нарушают работу генного аппарата.

  • Самой страшной в истории человечества была авария на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 г. произошел вынос в атмосферу ядерного топлива, его количество превысило массу радиоактивных веществ при взрыве атомной бомбы в Хиросиме более, чем в 10 раз. Последствия этого взрыва будут еще долго ощущать жители Украины, Белоруссии, России и других регионов.

Выходит чтец в костюме Земли и читает стихотворение С.Михалкова «Стон Земли».

Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет.
Я так устала. Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело.
И яды травят воды чистых рек.
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,
Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю?

И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасли.

Чтец уходит, все, под музыку, читают стихотворение М.Дудина «Берегите Землю!».

Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Чудо песен городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,

Стариков последнюю отраду –
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье,

Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,

Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите!
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,
Дерево Надежд и Беспокойства,
Откровение Земли и неба,
Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб она за слабого сражалась,
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.

Все дарю!
Все доброе приемлю,
Только
Берегите
Эту Землю!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru