Л.Ю. МАЛЮШКОВА,
учитель биологии,
п. Архара, Амурская обл.
Конкурс эрудитов
6–7-е классы
I тур. «Угадай загадку»
Для 6-го класса.
Нужно не только угадать растение, о котором
говорится в загадке, но и назвать его плод.
1. Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз, плод – ягода.)
2. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод
мой мелок.
(Дуб, плод – желудь.)
3. Длинная коморочка,
Вдоль перегородочка,
А в коморке-хатке
Близнецы ребятки.
(Горох, плод – боб.)
4. Будто снежный шар, бела,
По весне она цвела,
Нежным запахом пьянила.
А как осень наступила –
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха, плод – костянка.)
Для 7-го класса
Нужно угадать растение, о котором говорится в
загадке, и назвать семейство, к которому оно
относится.
1. С листьями, а не книжка,
Кругла, а не пышка,
С водой, а не болото,
Скрипит, а не ворота.
(Капуста, сем. Крестоцветные.)
2. Решето на колышке
Всё горит на солнышке.
Кругом позолочено,
Каймой оторочено.
(Подсолнечник, сем. Сложноцветные.)
3. Не бьет, не ругает,
А все от него плачут.
И стебель особый.
Определи, попробуй.
(Лук, сем. Лилейные.)
4. В сенокос горька,
А в мороз сладка,
Что за ягодка?
(Рябина, сем. Розоцветные.)
II тур. Расшифруй письмо
Прочти зашифрованные в криптограммах
высказывания.
Криптограмма, 7-й класс
1. Ползучие побеги у травянистых растений –
1, 2, 3, 4, 3, 6, 7. (Столоны.)
2. Название верхнего крупного лепестка у
цветка бобовых – 8, 9, 10, 11, 1. (Парус.)
3. Самый яркий представитель семейства
розо-цветных – 18, 19, 8, 3, 16, 6, 19, 15. (Шиповник.)
4. Тип цветка семейства сложноцветных – 12, 13,
7, 14, 15, 3, 16, 7, 17. (Язычковый.)
5. К этому классу относятся горох и береза –
22, 16, 11, 22, 3, 4, 24, 6, 7, 23. (Двудольные.)
6. Чем заменена чашечка цветка у семейства
сложноцветных – 20, 3, 20, 3, 4, 15, 3, 2. (Хохолком.)
(Ответ. «Розы – одни из самых красивых
садовых растений».)
Криптограмма, 6-й класс
1. Наука о растениях – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 4. (Ботаника.)
2. Часть растения, на которой развивается
цветок – 19, 14, 18, 3, 2, 5, 2, 17, 7, 4. (Цветоножка.)
3. Сочный плод с мякотью, покрытый снаружи
тонкой кожицей – 8, 9, 2, 10, 4. (Ягода.)
4. Полости в клетках, заполненные клеточным
соком – 14, 4, 7, 15, 2, 16, 6. (Вакуоли.)
5. Отщипывание кончика корня при
пересаживании молодых растений – 12, 6, 7, 13, 2, 14, 7, 4.
(Пикировка.)
(Ответ. «Биология – наука о живой природе».)
III тур. Работа с гербарием
6-й класс: определите тип корневой
системы у растений. (Представлены 5 гербарных
экземпляров растений, произрастающих в данной
области).
7-й класс: определить растение и указать,
к какому семейству оно относится.
V тур. Экологический конкурс
6-й класс: перечислите причины ухудшения
состояния окружающей среды.
7-й класс: назовите известные вам
охраняемые растения Амурской области.
Подведение итогов
Выявление победителей и их награждение.
|