Элективные курсы

Е. А. Девочкина

Практикум по анатомии и физиологии человека

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся средних школ, выбравших медико-биологический профиль обучения, которым анатомические и физиологические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.

Программа курса рассчитана на 34 ч и составлена как дополнение к основному курсу биологии.

На сегодняшний день отечественной средней школой накоплен достаточный опыт подачи теоретического материала, но практическое применение знаний учащихся – навыки решения биологических задач, постановка и проведение физиологического эксперимента развиты очень слабо. Кроме того, далеко не каждая школа имеет всё необходимое для организации сложных практических работ. Поэтому в программу курса включены такие лабораторные работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов.

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к биологии, медицине; развитие мышления, речи посредством решения экспериментальных задач по физиологии и анатомии человека; углубление теоретических знаний; выработка навыков постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения экспериментальных задач.

Задачи:

  • познакомить учащихся с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека;

  • сформировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека.

Основные виды занятий: проблемная лекция; лабораторная работа; практическая работа; урок решения задач.

Формы контроля: рисунок; работа с формулами; работа с таблицами; постановка и описание опыта; ответы на вопросы; аналитическое сравнение полученных данных с нормативными; составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.

Учебно-тематический план

Содержание

Всего часов

Лекции

Практика

1. Организм человека и его строение

4

1

3

2. Опорно-двигательный аппарат

5

1

4

3. Кровь и кровообращение

5

2

2

4. Нервная система

8

2

6

5. Анализаторы

6

1

5

6. Высшая нервная деятельность

5

1

4

Итоговое занятие

1

1

Итого:

34

9

25

Содержание курса

Тема 1. Организм человека и его строение (4 ч)

Лекция 1. Вводное занятие: знакомство с программой курса, перечнем лабораторных, практических работ и с формами контроля.

Лекция 2. Строения организма человека: клетки организма и их многообразие, органы и системы органов; функции органов.

Практическая работа. «Изучение строения животной клетки под микроскопом».

Практическое занятие. «Решение задач».

Тема 2. Опорно-двигательный аппарат (5 ч)

Лекция. Строение и функции опорно-двигательной системы человека: кости, скелет, мышцы; взаимосвязь строения скелета человека и его мышечной системы.

Практическая работа № 1. «Мышечная сила».

Практическая работа № 2. «Определение наличия плоскостопия».

Практическая работа № 3. «Координация движений».

Практическое занятие. «Решение задач».

Цикл упражнений лечебной физкультуры при плоскостопии

Цикл упражнений лечебной физкультуры при плоскостопии

Тема 3. Кровь и кровообращение (5 ч)

Лекция. Строение системы кровообращения человека: сердце и его функции, сосуды, виды сосудов, взаимосвязь строения разных видов сосудов с их функциями.

Практическая работа № 1. «Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения».

Практическая работа № 2. «Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы».

Практическая работа № 3. «Приемы остановки кровотечения».

Приемы остановки кровотечений

Приемы остановки кровотечений

Практическое занятие. «Решение задач».

Точки остановки кровотечения

Точки остановки кровотечения

Тема 4. Нервная система (8 ч)

Лекция 1. Строение нервной системы человека: центральная и периферическая нервная система, спинной мозг, соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Лекция 2. Рефлекторный принцип работы нерв-ной системы. Безусловные и условные рефлексы. Отделы головного мозга и их функции.

Практическая работа № 1. «Исследование рефлекторных реакций человека».

Практическая работа № 2. «Исследование состояния вегетативной, или автономной, нервной системы».

Практическая работа № 3. «Средний мозг».

Практическая работа № 4. «Мозжечок».

Практическая работа № 5. «Определение индивидуального профиля асимметрии».

Практическая работа № 6. «Условные зрачковые рефлексы человека на звонок».

Тема 5. Анализаторы (6 ч)

Лекция. Ощущения. Строение и функции анализаторов. Значение анализаторов.

Практическая работа № 1. «Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза».

Практическая работа № 2. «Острота зрения».

Практическая работа № 3. «Цветное зрение».

Практическая работа № 4. «Измерение остроты слуха речью».

Практическая работа № 5. «Температурная адаптация кожных рецепторов».

Тема 6. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Лекция. Высшая нервная деятельность, формы торможения рефлексов, рассудочная деятельность, сон, инстинкт, особенности высшей нервной деятельности человека.

Практическая работа № 1. «Память».

Практическая работа № 2. «Внимание».

Практическая работа № 3. «Восприятие».

Практическая работа № 4. «Определение типа темперамента».

Итоговое занятие (1 ч)

Обобщение материала курса. Решение теста в форме ЕГЭ по теме: «Анатомия и физиология человека».

Литература для учителя

1. Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10–11-е классы – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии – М.: Просвещение,1990.

3. Жердев А.В., Беркинблит М.Б., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: экспериментальное учебное пособие. – М.: МИРОС, 1995.

4. Рохлов B.C., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное посо-бие. – М.: Академия, 1999.

Литература для ученика

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8-й класс. – М.: Дрофа, 2004.

2. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. – М.: Дрофа, 1996.

3. Словарь-справочник к учебнику «Биология. Человек». 9-й класс / Под ред. А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1999.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru