Е. Г. Округина
Лес и человек
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов
Пояснительная запискаПрограмма курса по выбору адресована учащимся 9-х классов. Актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения. Программа реализуется в следующей последовательности: вводная установка учителя, совместная деятельность учителя и учащихся, самостоятельная деятельность учащихся и представление результатов деятельности учащихся. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей биологии, географии, экологии, истории и других предметов. Для освоения данного курса обучающиеся должны обладать знаниями морфологии и физиологии растений. Программа курса рассчитана на 18 ч и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. Учащиеся должны осознать: стабильное и благополучное будущее человека зависит от того, насколько бережно и рационально мы относимся к природе сегодня. Цели: формирование интереса к проблемам леса, культуры отношения ко всему живому; развитие исследовательских способностей учащихся; профориентация учащихся. Задачи:
Основные виды занятий:
Учебно-тематический план
Содержание курсаВведение (1 ч)Знакомство с программой, видами занятий, формами и объемом практических и творческих работ, требованиями оформления отчетов и сообщений. До сведения учащихся доводятся критерии оценки их деятельности. Тема 1. Лес в нашей жизни (2 ч)Лекция. Общее понятие о лесе как целостной природной системе. Средообразующее значение леса. Лечебная ценность растений леса. Лес и искусство. Лесные ресурсы и их использование человеком. Практическая работа. Социологическое исследование на тему: «Значение леса для моей семьи». Составление вопросов для интервьюирования, проведение опроса членов семьи. Сопоставление результатов в классе, сравнение данных, выводы. Тема 2. Леса планеты Земля (3 ч)Лекция. Общая характеристика лесов мира. Лесные зоны умеренных поясов: редколесья, хвойные, широколиственные, смешанные леса. Сезонные тропические леса. Леса субтропических поясов. Горные леса. Экскурсия. Провести экскурсию в ближайший лес (парк). Учащиеся должны дать оценку видового состава, подготовить отчет-реферат о видовом составе леса (парка) своей местности, описать растительность по ярусам. Тема 3. Основные виды лесопользования (2 ч)Лекция. Главное, промежуточное, побочное лесопользование. Принципы рационального лесопользования. Промышленное лесопользование. Лесная рекреация. Практическая работа. Изучив данные по видовому составу лесов своей местности, сделать выводы об использовании близлежащих лесов и представить их в форме сообщений, презентаций. Оценить эстетические качества ближайшего леса (парка). Тема 4. Экологические проблемы лесопользования (7 ч)Лекция. Загрязнение окружающей среды, виды загрязнителей. Меры борьбы с загрязнением леса. Влияние рекреационной деятельности человека на лес. Заповедные леса. Вредители леса, методы борьбы с ними. Болезни леса: инфекционные и неинфекционные. Лесные пожары: виды пожаров, предупрежде-ние, обнаружение лесных пожаров, тушение. Практические занятия. Определение степени рекреационной деградации лесной экосистемы (исследование с использованием таблиц). Определение химического состава загрязнений, которые привели к болезням растений на пришкольном участке, у автомагистрали. Оценка состояния леса (парка) в районе проживания, выявление основных причин изменения состояния леса. Экскурсия. Изучение устойчивости видов растений к вытаптыванию с использованием схем и таблиц. Проследить изменение видового состава растений на маршруте от дороги в глубь леса. Тема 5. На службе у леса (2 ч)Лекция. Профессия – лесничий. Ученые-лесоводы. Как помочь лесу. Практическая работа. На основе изученного курса сформулировать правила поведения в лесу. Оценить свое поведение в лесу. Подготовить презентацию-выступление и рассказать о правилах поведения в лесу учащимся других классов. Итоговое занятие (1 ч)На итоговом занятии подводятся итоги пройденного курса, оцениваются творческие работы учащихся, проводится ориентация на профессии, связанные с лесом и с его будущим. Литература для учителя1. Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николи-на В.В. Лес и человек. – М.: Просвещение, 2000. 2. Зверев А.Т. Экология. Практикум. – М.: Оникс – 21 век, 2004. 3. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007. 4. http://www.darwin.museum.ru/expos/floor3/moscow/default.htm 5. http://www.ecosystema.ru/07referats/isp_les.htm Литература для учащихся1. Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В. Лес и человек. – М.: Просвещение, 2000. 2. Щетинский Е.А. Охрана лесов и лесная пирология. – М.: Экология, 1994. 3. http://www.darwin.museum.ru/expos/floor3/moscow/default.htm Дополнительная литература1. Бобров Р.В. Всё о национальных парках. – М.: Молодая гвардия, 1987. 2. Бобров Р.В. Экзамен на лесничего. – М.: Просвещение, 1990. 3. Букштынов А.Д., Грошев Б.И., Крылов Г.В. Леса. – М.: Мысль, 1981. 4. Гаев Л.Я., Самарина B.C. Наши следы в природе. – М.: Недра, 1991. 5. Петров В.В. Растительный мир нашей Роди-ны. – М.: Просвещение, 1991. 6. Петров В.В. Жизнь леса. – М.: Просвещение, 1989. 7. Реймес Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 1990. 8. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров. – М.: ВНИИЦлесресурс, 1994.
|