З. О. Камалова
Мир комнатных растений
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов
Пояснительная запискаПрограмма курса «Мир комнатных растений» способствует формированию практико-ориентированных умений и навыков по вегетативному размножению растений, углубляет и расширяет биологические знания и развивает наблюдательные способности, сознательное отношению к труду и эстетический вкус. Таким образом, она способствует самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе. Программа рассчитана на 16 ч из расчета 1 ч в неделю. Программа реализуется в следующей логической последовательности: вначале теоретический материал в виде рассказов, бесед, мини-лекций; затем лабораторные и практические работы учащихся, экскурсии, оформление результатов выполненных работ. Цели: углубить и расширить знания учащихся по систематике растений; вовлечь в активную практическую деятельность по уходу и размножению комнатных растений школы; формировать интерес к самостоятельным работам и заданиям творческого характера; развивать склонности к познавательной активности; формировать экологическую культуру; создать условия для приобретения навыков применения агротехнических приемов по уходу за растениями, постановки опытов и анализа результатов наблюдений. Задачи:
Методы:
После изучения курса учащиеся должны знать: 1. Видовой состав комнатных растений школы. 2. Приемы составления паспортов и этикеток комнатных растений. 3. Правила ухода и размещения их в помещении. 4. Основные экологические группы комнатных растений. 5. Способы вегетативного размножения растений. 6. Практическое значение в жизни человека. Должны уметь: 1. Самостоятельно применять агротехнические приемы при выращивании и уходе за комнатными растениями. 2. Располагать растения в помещении в зависимости от их требований к условиям обитания. 3. Определять видовую принадлежность комнатных растений, составлять паспорта и этикетки. 4. Обобщать и оформлять собранный материал, составлять отчет по экскурсиям. Учебно-тематический план
Содержание курса
Введение (1 ч)Знакомство с программой курса, видами занятий, с темами лабораторных и практических работ, экскурсий, со списком литературы отечественных и зарубежных авторов, знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся. Тема 1. Мир комнатных растений (2 ч)1. Лекция. История возникновения комнатного цветоводства. Родина комнатных растений. Значение комнатных растений в жизни человека (санитарно-гигиеническое, экологические, эстетическое и т.д.). 2. Экскурсия. «Многообразие комнатных растений» (цветочный магазин). Познакомиться с местными любителями комнатных растений, с основными группами растений. Выяснить, какие комнатные растения встречаются в школе, родном городе, какие из них редкие. Сделать краткие описания, фотографии, подобрать открытки, сделать зарисовки растений. Подобрать стихи, загадки, пословицы, песни по теме. Подготовить отчет и представить на итоговом занятии. Тема 2. Работа по определению комнатных растений (2 ч)1. Мини-лекция. Знакомство со специальными определителями комнатных растений или определительными карточками, цветными иллюстрациями, открытками, приемами определения комнатных растений, с правилами составления паспортов и этикеток (рассказ, элементы беседы, демонстрация комнатных растений). 2. Лабораторная и практическая работы по отработке приемов определения растений. Работа по этикетированию и паспортизации комнатных растений. Систематизация школьной коллекции комнатных растений с использованием литературы, зарисовок. Обсуждение способов крепления этикеток. Тема 3. Биология и экология комнатных растений (3 ч)1. Рассказ с элементами беседы, постановка опытов учащимися. Физиологические процессы в растительном организме. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание, питание, испарение (опыты закладываются учащимися). Обсуждение результатов, формулирование выводов. 2. Практическая работа. Ознакомление с основными видами систематического и периодического ухода за комнатными растениями. Выполнение приемов ухода за комнатными растениями. 3. Требования к условиям обитания. Основные принципы размещения комнатных растений (с учетом происхождения, экологии), требования к условиям обитания, способы размещения – географическое, систематическое (беседа). Практическая работа. Группировка растений по сходным условиям, а затем их размещение. Тема 4. Вредители и болезни комнатных растений (2 ч)1. Лекция. Нарушения нормальной жизнедеятельности растительного организма. Заболевания, связанные с нарушением обмена веществ. Причины. Вредители комнатных растений (сообщения учащихся, демонстрация поврежденных экземпляров). Наносимый вред, меры борьбы и профилактики. 2. Практическая работа. Осмотр коллекции комнатных растений, выявление пораженных растений, их лечение, осуществление профилактики заболеваний. Тема 5. Работа по сохранению и обогащению коллекции комнатных растений (2 ч)1. Лекция. Ознакомление с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земляных смесей. Их заготовка. Основные приемы – пересадка, перевалка (учащимся заранее подготовить сообщение о составе земляных смесей для конкретных групп растений из дополнительной литературы). 2. Практическая работа. Способы вегетативного размножения растений (черенками, листом, усами). Отработка навыков по пересадке, перевалке и вегетативному размножению комнатных растений, подбор посуды. Тема 6. Комнатное цветоводство и эстетика (1 ч)1. Рассказ, беседа, встреча с профессиональным цветоводом. Искусство аранжировки цветов в различных интерьерах! Искусство дарить цветы. Цветы и живопись. Легенды и предания о цветах (сообщения учащихся). Коллекционирование комнатных растений и значение этого увлечения в жизни человека (фотографии, альбомы). Опоры для растений: а – пирамида из прутьев; б – цилиндр из сетки; в – сухие веткиЭкскурсия «Посещение станции юных натуралистов, выставки цветов» (1 ч.)Знакомство с многообразием комнатных растений, представленных на выставке, способами размножения растений, их биологическими особенностями, достижениями селекционеров в выведении различных сортов. Оформление материалов в виде фотовыставки, подготовка докладов, сообщений, отчетов по экскурсии. Итоговое занятие. Обобщение и подведение итогов курса (1 ч)Представление рефератов, отчетов, докладов, фотоальбомов, изготовленных паспортов и этикеток растений, демонстрация композиций, выращенных растений. Профориентация. Литература1. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990. 2. Тихонова А.Е., Нащочина М.М. Комнатное цветоводство: содержание и методы работы // Биология в школе. 1995, № 4. 3. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактический материал по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. 4. Газета «Биология», ИД «Первое сентября». 2007, № 19. 5. Герасимов С.О., Журавлев И.М., Серепин А.А. Редкие комнатные растения. – М.: Росагропромиздат, 1990. 6. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решение. – Тула: Арктоус, 1996. 7. Ильина Е.Я, Стерлигова Е.И. Комнатные растения и их использование в интерьере. – Свердловск: Уральский университет, 1991. 8. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд-во МГУ, 1989. 9. Кивотов С.А. Практические занятия на школьном учебно-опытном участке. – М.: Учпедгиз, 1959. 10. Кузнецова В.И. Уроки биологии. 6–7-й класс. «Растения, бактерии, грибы, лишайники». – М.: Просвещение, 1991. 11. Сборник программ элективных курсов. Биология 9-й класс / Сост. И.П. Чередниченко – Волгоград: Учитель, 2007. 12. Соколовский В.Б. Кабинет биологии. Комнатные растения. – Ставрополь: Институт развития образования, 1994. 13. Чуб И., Лезина К. Комнатные растения. – М.: Эксмо-пресс, 1999. 14. Шорина Н.И., Пятунина С.К., Ключникова Н.М. Биология «Практикум по ботанике 6–7 класс». – М.: Изд-во «НЦ ЭНАС», 2003.
|