О. А. Дмитриева
Экологические факторы
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов
Пояснительная запискаКурс «Экологические факторы» является продолжением элективного курса «Прикосновение к природе» для учащихся 8-го класса (см. Приложение) и позволяет учащимся сделать осознанный и успешный выбор профиля на третьей ступени обучения. Предлагаемый элективный курс посвящен изучению отдельного раздела экологии – аутэкологии, или экологии особей, который входит в обязательную программу по «Общей биологии» на ознакомительном уровне. (По программе И.Н. Пономаревой на эту тему отводится 4 ч.) Программа курса рассчитана на 32 ч (1 ч в неделю). Цель курса: содействовать формированию у учащихся экологической грамотности, воспитанию экологической культуры, помочь осознанному выбору биологического профиля на третьей ступени обучения. Задачи:
В результате изучения элективного курса учащиеся будут знать: 1. Этапы развития экологии. 2. Классификацию экологических факторов. 3. Что значат для живых организмов абиотические факторы: свет, влажность, температура, химический состав воды или почвы. 4. Возможные варианты биотических отношений. 5. Формы антропогенного влияния на живые организмы. Будут уметь: 1. Сопоставлять факты и выявлять причинно-следственные связи. 2. Изучать и описывать действие различных экологических факторов. 3. Прогнозировать возможные изменения в строении и жизнедеятельности организмов, вызванные изменениями условий окружающей среды. 4. Осуществлять поиск необходимой информации в литературных источниках и Интернет-ресурсах. Формы и методы обучения:
Учебно-тематический план
Содержание курсаВведение (1 ч)Знакомство с программой, формами и методами обучения, критериями оценки успешности изучения курса, требованиями к итоговому мини-проекту. Тема 1. Взаимодействие организма и среды (13 ч)Занятие 1. Биогеоценоз – общая характеристика. (Лекция, презентация.) Занятие 2. Понятие об экологических факторах и их классификация. (Беседа.) Занятие 3. Свет. (Лекция. Фрагмент «Экологические группы растений по требованию к условиям освещенности» из фильма «Общая биология. Экологические факторы. Свет», СГУ, 2003.) Занятие 4. Выявление световых адаптации у животных и растений. (Практикум. Коллекция комнатных растений, гербарии, иллюстрации.) Занятие 5. Температура. (Видеоурок. Фрагмент видеофильма «Общая биология. Экологические факторы. Температура», СГУ, 2003.) Занятие 6. Влажность. (Видеоурок. Фрагмент видеофильма «Общая биология. Экологические факторы. Влажность», СГУ, 2003.) Занятие 7. Взаимодействие факторов среды. Закон оптимума и закон минимума. (Экскурсия в тропическую и субтропическую теплицы Ботанического сада МГУ.) Занятие 8. Химический состав воды. (Лекция. Лабораторная работа «Влияние изменения солености воды на жизнедеятельность инфузории-туфельки».) Занятие 9. Химический состав почвы. (Лекция. Презентация.) Занятие 10. Интенсивность действия экологических факторов. Биологические ритмы. Фотопериодизм. (Беседа. Фрагмент «Фотопериодизм» из видеофильма «Общая биология. Экологические факторы. Свет», СГУ, 2003.) Занятие 11. Приливно-отливные, циркадные и суточные ритмы. (Семинар на основе сообщений учащихся. Фрагмент «Суточная активность живых организмов» из видеофильма «Общая биология. Экологические факторы. Свет», СГУ, 2003.) Занятие 12. Знакомство с экологическими законами и правилами. (Лекция. Презентация.) Итоговое занятие. Игра-фантазия «То ли еще будет». (Комплект карточек с изображениями животных и растений. Играют 2 команды: 1-я команда задает среду обитания с гипотетическими экологическими характеристиками, а 2-я – вытягивает карточку с изображением животного или растения и, учитывая экологические законы и правила, моделирует возможные адаптации этого организма. Затем команды меняются местами.) Тема 2. Взаимоотношения организмов между собой (9 ч)Занятие 1. Видовое разнообразие биоценозов. (Лекция. Учебные таблицы.) Занятие 2. Конкуренция. (Беседа. Фрагмент «Конкуренция» из видеофильма «Общая биология. Экологические факторы. Биотические отношения», СГУ, 2003.) Занятие 3. Хищничество. (Беседа. Фрагмент «Хищничество» из видеофильма «Общая биология. Экологические факторы. Биотические отношения», СГУ, 2003.) Занятие 4. Паразитизм. (Беседа. Фрагмент «Паразитизм» из видеофильма «Общая биология. Экологические факторы. Биотические отношения», СГУ, 2003.) Занятие 5. Нейтрализм. Опосредованные связи видов в биоценозе. (Беседа. Фрагмент «Нейтрализм» из видеофильма «Общая биология. Экологические факторы. Биотические отношения», СГУ, 2008.) Занятие 6. Комменсализм. (Беседа. Фрагмент «Комменсализм» из видеофильма «Общая биология. Экологические факторы. Биотические отношения», СГУ, 2003.) Занятие 7. Мутуализм. (Беседа. Фрагмент «Мутуализм» из видеофильма «Общая биология. Экологические факторы. Биотические отношения», СГУ, 2003.) Занятие 8. Симбиоз. (Беседа. Фрагмент «Симбиоз» из видеофильма «Общая биология. Экологические факторы. Биотические отношения», СГУ, 2003.) Итоговое занятие. Игра-практикум на узнавание типа взаимоотношений. (Просмотр фильма «Микрокосмос» ВВС с использованием стоп-кадра по требованию ученика, узнавшего тип взаимоотношений. Учитель, подводя итог занятия, называет фрагменты, пропущенные учениками.) Тема 3. Воздействие человека на природные сообщества и их компоненты (6 ч)Занятие 1. Причины выделения антропогенных факторов в отдельную группу. (Лекция.) Занятие 2. Загрязнение окружающей среды. Общая характеристика. (Семинар на основе сообщений учащихся.) Занятие 3. Уменьшение видового разнообразия. (Экскурсия в зоопарк.) Занятие 4. Позитивная деятельность человека. (Беседа.) Занятие 5. Рациональное использование природных ресурсов. (Экскурсия в музей воды.) Занятие 6. Концепция устойчивого развития. (Диспут.) Тема 4. Подведение итогов (3 ч)Подготовка и защита мини-проекта. Литература для учителя1. Чернова Н.М., Былова A.M. Экология. – М.: Просвещение, 1988. 2. Фаро П. Популярная экология. – М.: Мир, 1971. 3. Райххольф Й. Млекопитающие. Путеводитель по природе. – Внешсигма, 1998. 4. Зауэр Ф. Птицы. Путеводитель по природе. – Внешсигма, 1998. Литература для ученика1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности: Учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 1996. 2. Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 9-го класса средней школы. – СПб.: СМИО ПРЕСС, 1999. Приложение«Прикосновение к природе»Общая информация о программе элективного курса для учащихся 8-го класса Тема 1. Многообразие жизни(Сентябрь – октябрь – ноябрь) Занятие 1. Покрытосеменные растения. (Экскурсия: определитель растений, лупы, фотоаппарат.) Занятие 2. Голосеменные растения. (Экскурсия: определитель растений, лупы, фотоаппарат.) Занятие 3. Папоротниковидные. (Видеоурок. Фрагмент «Папоротниковидные» из видеофильма «Биология. Систематика растений. Ч. 1», СГУ, 2005.) Занятие 4. Папоротниковидные. (Экскурсия: определитель растений, лупы, фотоаппарат.) Занятие 5. Мхи, хвощи, плауны. (Видеоурок. Фрагмент «Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные» из видеофильма «Биология. Систематика растений. Ч. 1», СГУ, 2005.) Занятие 6. Мхи, хвощи, плауны. (Экскурсия: определитель растений, лупы, фотоаппарат.) Занятие 7. Осенние изменения в жизни птиц. (Экскурсия к местам массового скопления перелетных птиц: определитель птиц, бинокли, фотоаппарат.) Занятие 8. Многообразие млекопитающих. (Экскурсия в зоопарк: фотоаппарат.) Занятие 9. Многообразие рептилий. (Экскурсия в террариум зоопарка.) Занятие 10. Многообразие беспозвоночных. (Экскурсия в экзотариум зоопарка.) Занятие 11. Охрана природы. (Экскурсия в национальный парк «Лосиный остров».) Тема 2. Органы растений и их усложнение в ходе эволюции(Ноябрь – декабрь – январь) По теме проводятся: 1. Видеоуроки, позволяющие вспомнить строение органов растения. (Видеофильм «Биология. Морфология и анатомия растений», СГУ.) 2. Практические занятия: постановка экспериментов, показывающих особенности жизнедеятельности каждого органа растения. 3. Беседы, позволяющие выявить эволюционные связи между различными группами растений и черты усложнения. Тема 3. Системы органов животных и их усложнение в ходе эволюции(Январь – февраль – март) По теме проводятся: 1. Компьютерные уроки, позволяющие вспомнить строение основных типов и классов животных. (CD. Биология. 7 класс. Животные. – Образовательный комплекс «1С Школа», 2006.) 2. Беседы, позволяющие выявить эволюционные связи между различными группами животных и черты усложнения. Тема 4. Покрытосеменные растения, птицы и млекопитающие – высшая ступень эволюции. Многообразие приспособлений к условиям окружающей среды(Апрель–май) По теме проводятся: 1. Видеоуроки по многообразию покрытосеменных растений. (Видеофильмы «Биология. Систематика растений. Ч. 3 и 4», СГУ, 2004.) 2. Экскурсии: ветроопыляемые растения, раннецветущие растения Подмосковья, брачный период в жизни зверей и птиц, гнездовое поведение птиц, забота о потомстве.
|