Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №16/2008

Копилка опыта

И. А. Акперова ;
Е. Б. Алцыбеева ;
Е. С. Репницина ;
Н. Г. Шабардина

Кофейная презентация

Методическое занятие для учителей

Одно из современных средств обучения – интерактивная доска. Когда это чудо появляется в школе впервые, счастливых обладателей доски обычно донимают вопросами коллеги: как же с ней работать? Разумеется, порисовать на ней попробовали многие, кое-кто присоединялся к любопытным ученикам, осваивавшим новую «игрушку» на переменах. Ажиотаж довольно быстро прошел, и доска из экзотической диковинки превратилась в замечательного помощника, без которого уже невозможно представить урок. И вот тогда захотелось пригласить коллег в гости, чтобы показать им, как можно работать с интерактивной доской на уроках.

Так в нашем методическом объединении родился замысел необычной встречи, которую мы провели во время очередной предметной декады. Эта статья, в первую очередь, будет интересна тем, у кого есть доска SMART Board, хотя творчески работающие педагоги смогут использовать предлагаемые методические идеи и подходы для проведения подобного занятия и без интерактивной доски.

На доске – первый слайд: портреты известных людей и их высказывания, в которых вместо некоторых слов стоят многоточия. Гостям предлагается по этим высказываниям определить тему встречи.

1. «… придает ума тем, кто его вкушает». (Монтескье.)

2. «Нет лучшего приворотного зелья, чем обычный …, приготовленный собственноручно. Когда мужчина его попробует, он уже никуда не денется». (Софи Лорен.)

3. «Для вдохновения мне нужны только раскрытый рояль, тишина и … . Из аромата … родится музыка, тишина позволит ее услышать, а рояль – воплотить в жизнь». (Иоганн Штраус.)

Второй слайд поможет проверить правильность высказанных предположений или уточнить тему, если с первой попытки этого сделать не удалось. Одно за другим открываем предложения, которые содержат информацию об интересующем нас объекте.

1. С его помощью персидский владыка Кавус Кай мог при жизни «возноситься на небо».

2. Арабское «кауа» означает «не иметь аппетита», а «кауэ» – «сила», «энергия».

3. Одна из эфиопских провинций называется Каффа.

Работая с этим слайдом, мы определяемся с темой и показываем слушателям функцию затенения экрана, а также возможности изменения шрифта, размера надписей и цвета фона.

На следующем слайде записываем ассоциации к слову «кофе», которые возникают у наших гостей (попутно показываем, как можно выбирать цвет маркера, вид и толщину линии). Современные дегустаторы при описании кофе используют более тысячи прилагательных. Мы предлагаем восстановить высказывание Талейрана о кофе. На слайде – портрет Талейрана и его высказывание, в каждой строке которого первые слова закрыты прямоугольниками разных цветов: черным, красным, белым, розовым.

Черный, как дьявол,
горячий, как ад,
чистый, как ангел,
нежный, как любовь.

Участникам встречи предлагается с учетом цвета прямоугольников определить, какие сравнения выбрал для кофе известный французский политический деятель XVIII–XIX вв.

Затем на доске появляются слова: «Тест кофейной эрудиции» и кофейная композиция, занимающая весь экран (обращаем внимание на фон слайда), и мы предлагаем гостям самостоятельно выполнить простенький кофейный тест.

1. Родиной кофе является:

а) Аравия;
б) Бразилия;
в) Эфиопия;
г) Индия.

2. По одной из легенд, «открывателями» кофе являются:

а) коалы;
б) козы;
в) бизоны;
г) пингвины.

3. Арабы называли кофе:

а) плодами вечной бодрости;
б) плодами вечной молодости;
в) божественными плодами;
г) запретными плодами.

4. На Руси кофе появился:

а) в XIII в.;
б) в XVII в.;
в) в XIX в.;
г) во время Первой мировой войны.

5. В XVII в. владельцы пивных называли кофе:

а) божественным напитком;
б) дьявольским зельем;
в) сиропом из сажи;
г) отвратительным отваром из старых шляп.

6. Запах цветков кофе похож на запах:

а) кофе;
б) ванили;
в) корицы;
г) жасмина.

7. Плод кофейного дерева:

а) ягода;
б) зерновка;
в) семянка;
г) костянка.

8. Цвет зрелых плодов кофе:

а) зеленый;
б) коричневый;
в) малиновый;
г) черный.

9. Робуста – это:

а) латинское название кофейного дерева;
б) сорт кофе;
в) способ приготовления кофе;
г) фамилия изобретателя кофеварки.

10. В 1901 г. Сартори Като, американец японского происхождения, изобрел:

а) растворимый кофе;
б) кофе без кофеина;
в) электрическую кофемолку;
г) современную кофеварку.

После самостоятельной работы над тестом мы показываем еще одну возможность доски – работу с обычными текстовыми файлами. Для этого открываем прикрепленный к презентации как вложение файл в формате Microsoft Word с текстом кофейного теста. Выслушиваем все варианты ответов на каждый из вопросов и обводим их маркером на экране, сохраняя эти записи, чтобы в конце встречи еще раз вернуться к ним. Обратите внимание, что на этом этапе правильные ответы не озвучиваются.

Просушка кофе на Ямайке

Просушка кофе на Ямайке

Далее – знакомство с еще одной функцией интерактивной доски – использование подсветки. Ведущий переходит в режим выбора средств SMART Board, объясняет, как выбрать эту функцию, а затем, высвечивая панель инструментов, переходит к следующему слайду и с помощью подсветки показывает отдельные слова текста. Задача гостей – по этим словам восстановить одну из легенд о знакомстве человека со свойствами кофе. После коллективного рассказа на экране открывается текст легенды: «Один наблюдательный эфиопский пастух заметил, что после того, как его козы поедят листь-ев и красных ягод с какого-то куста, они становятся подвижными и энергичными. Пытливый пастух, попробовав листьев и ягод, ощутил прилив бодрости и свежих сил. Пастух рассказал о своих наблюдениях настоятелю монастыря, который тоже был удивлен бодрящим действием настоя и решил использовать его для поддержания бодрости у монахов, часто засыпавших при длинных ночных молитвах».

Затем мы переходим к следующей части занятия и показываем, как можно использовать интерактивную доску при работе с текстовой информацией.

К этому занятию мы подготовили специальный текст, который и предлагаем нашим гостям.

Кофе относится к семейству мареновых и произрастает по обе стороны от экватора, в так называемом кофейном поясе Земли. Это вечнозеленый кустарник или дерево высотой 6–7 м с горизонтальными ветками, на которых супротивно расположены крупные продолговатые глянцевые листья. Небольшие белые цветки с нежным ароматом жасмина собраны в соцветия.

Плоды кофейного дерева – ягоды – по мере созревания меняют свой цвет с зеленого на красный, а затем на темно-малиновый или фиолетовый. Обычно каждая ягода содержит по два се-мени – кофейных зерна. Ягоды вызревают от 7 до 9 месяцев, и за год взрослое дерево дает около 5 кг плодов, которые обычно собирают вручную.

Для выделения семян ягоды две недели сушат на солнце, а затем на особых машинах обдирают высохшую мякоть и полируют семена. При другом способе ягоды раздавливают и загружают в цементные чаны. После брожения мякоть сама отваливается от семян. Из 5 кг плодов получается всего килограмм зеленого кофе.

Основных сортов кофе всего два – арабика и робуста. Зерна арабики легко узнать по вытянутой, удлиненной форме и равномерной окраске. Зерна робусты почти круглые и после обжаривания редко приобретают равномерную окраску. Зерна арабики содержат до 18% ароматических масел, в то время как зерна робусты не более 8%, зато горького кофеина значительно больше в робусте (1,7–4,0% против 0,8–1,4%). Напиток из арабики мягче на вкус, но чуть-чуть кислит, кофе из робусты отличается от арабики вкусом и ароматом и дает не такой крепкий настой. На долю арабики приходится около 90% всех кофейных плантаций.

Из других сортов кофе следует упомянуть мокко. Его производят в очень небольших количествах и только в Йемене, поэтому на мировых рынках этот непревзойденный по вкусу кофе встречается крайне редко.

Потребление кофе в разных странах различно. Россия со своими 0,8 кг в год на человека значительно отстает от таких стран, как Япония (2,9), США (4,14), Франция (5,31), Германия (7,0), Дания (9,8), Финляндия (11,7).

Структура потребления кофе россиянами своеобразна: … .

Эти данные не вызывают … у медиков. Растворимый кофе традиционно приготовляют из более … сортов и при этом используют способы … зерен, не вполне безобидные для здоровья. К тому же и кофеина в нем, как правило, содержится … .

Особую тревогу врачей-онкологов вызывает кофе … . При его получении зерна кофе … растворителями, содержащими метиленхлорид, который обладает … свойствами.

Кофе высокого качества никогда не продается уже смолотым. Это конечно не значит, что, покупая кофе в зернах, мы покупаем высококачественный кофе, но то, что, приобретая молотый кофе, мы идем на некий компромисс относительно качества, это точно. Покупая кофе в зернах, имеет смысл обратить внимание и на степень обжаренности: чем сильнее обжарены зерна, тем крепче напиток, зато напиток из слабо обжаренных зерен ароматнее.

Неповторимый кофейный аромат создают более 600 химических соединений. Ароматические составляющие кофе очень летучи, и любая упаковка не является для них абсолютно непроницаемой, поэтому кофе не рекомендуется долго хранить. Причем, чем выше температура хранения кофе, тем быстрее он «умирает». Кстати, лучше всего хранить кофейные зерна в морозильнике при температуре минус 25–30 °С.

После беглого чтения текста мы начинаем прорабатывать его, используя разные приемы.

К первому абзацу мы предлагаем составить расширяющие вопросы, ответы на которые очень удобно показать на доске. На карте полушарий обведем «кофейный пояс Земли» и укажем местонахождение стран – основных производителей кофе, на глазах зрителей увеличим малюсенькие картинки и покажем, где растут и как выглядят другие представители семейства мареновых (например, подмаренники, хинное дерево, гардения), можно крупно показать строение цветка растений этого семейства и даже написать его формулу.

Основные области возделывания кофе

Основные области возделывания кофе

Следующий абзац доставит радость «визуалам». На экране – множество фотографий, а мы покажем, как можно увеличивать и уменьшать изображения, раскрывать их в нужный момент, делать пояснительные надписи, сочетать рисунки и схемы (например, отличия кустарника от дерева, особенности супротивного расположения листьев и строения плода ягода). Большое впечатление на тех, кто первый раз имеет дело с доской, производит последовательная смена цвета кофейных плодов (несколько фотографий накладываются друг на друга).

При работе со следующим абзацем мы рассмотрим два способа переработки кофе (сухой и мокрый), продемонстрируем ряд иллюстраций к стади-ям кофейного производства, располагая их в правильной последовательности.

Далее следует сравнение арабики и робусты. Сначала выделяем критерии сравнения, а затем на доске распределяем в два столбца следующие признаки:

вытянутые
равномерная окраска
1,7–4% кофеина
8% масла
вкус мягкий, кисловатый

круглые
окраска неравномерная
0,8–1,4% кофеина
18% масла
вкус горький

Абзац про мокко мы умышленно пропустим (хотя эта информация понадобится нашим гостям в конце встречи).

Далее логично показать, что в презентацию легко вставляются различные диаграммы, на которых можно делать дополнительные надписи. Предварительно мы выясняем, что в следующем фрагменте текста речь идет о потреблении кофе жителями разных стран.

Своеобразную структуру потребления кофе россиянами мы рассматриваем, устанавливая связи между двумя столбцами на доске: с видами кофе и процентом потребителей (при этом показываем, как можно рисовать на доске разные красивые стрелки). В конечном итоге, получаем следующее:

– растворимый кофе пьют – 80%;
– «3 в 1» – 8%;
– совсем не пьют кофе – 5%;
– молотый – 4%;
– в зернах – 2%;
– кофе без кофеина – 1%.

Надо сделать оговорку, что эти цифры вряд ли можно считать точными (нам попадалась разная информация), но общую тенденцию они отражают.

Далее приступаем к восстановлению смысловых пропусков в тексте: после самостоятельной работы гостей на своих листочках обсуждаем возможные варианты, находим наиболее точные и вписываем нужные слова в текст на доске.

Один из возможных вариантов может выглядеть так: «Эти данные не вызывают оптимизма у медиков. Растворимый кофе традиционно приготовляют из более дешевых сортов и при этом используют способы обжарки зерен, не вполне безобидные для здоровья. К тому же и кофеина в нем, как правило, содержится больше.

Особую тревогу врачей-онкологов вызывает кофе без кофеина. При его получении зерна кофе обрабатывают растворителями, содержащими метиленхлорид, обладающий канцерогенными свойствами».

Последние три абзаца текста – это повод задуматься о том, что мы покупаем, и сформулировать несколько правил компетентного любителя кофе. Наши гости находят в тексте информацию, важную для грамотных потребителей кофе, и на ее основе формулируют советы или рекомендации.

Поджаривание кофейных зерен

Поджаривание кофейных зерен

Следующую часть нашей встречи мы назвали «Кофе и здоровье» – именно эти слова мы набираем с помощью экранной клавиатуры на слайде с очередной кофейной композицией (и попутно показываем, как можно выбирать и менять шрифт, его цвет и размер).

Участники встречи получают информационные листы с примерами воздействия кофе и его составляющих на организм. Изобилие информации по этой теме позволило нам сделать два варианта таких листов, поэтому при дальнейшей работе нашим гостям приходится не только находить нужную информацию на своих листах, но и внимательно слушать друг друга.

Информационный лист № 1

1. Кофе активизирует энергетический обмен в клетках и улучшает двигательные функции.

2. Кофе увеличивает активность головного мозга, повышает работоспособность, снимает усталость, стимулирует умственную деятельность.

3. Кофеин блокирует действие аденозина – вещества, ответственного за ухудшение памяти.

4. После чашечки крепкого кофе исчезает сонливость, апатия, вялость. Улучшается работа органов чувств: обостряются зрение, слух, обоняние.

5. Кофе обладает заметным антидепрессивным действием. Было выявлено, что люди, выпивающие хотя бы две чашки кофе в день, в три раза реже страдают депрессиями и значительно реже совершают самоубийства, чем те, кто никогда не пьет кофе.

6. Доза кофеина в 100–300 мг в день улучшает внимание, увеличивает скорость реакции, физическую выносливость, но доза выше 400–600 мг в день может вызвать повышенную нервозность, раздражительность.

7. Прием большого количества кофе способствует увеличению выделения жидкости с мочой.

8. Кофеин наряду с никотином и алкоголем легко проникает через плаценту.

9. Кофеин способствует сужению сосудов.

10. Кофеин увеличивает отток желчи из желчного пузыря, препятствует кристаллизации холестерина, который входит в состав камней.

11. Молоко, сливки и сахар уменьшают стимулирующее влияние кофе на выделение желудочного сока.

12. Кофе повышает усвояемость сахара клетками.

13. Полифенолы, входящие с состав кофе и красного вина, уменьшают риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

14. Кофе смягчает приступы астмы и аллергию.

15. Ученые установили, что пожилые замужние женщины, которые ежедневно выпивают чашечку кофе, сексуально более активны по сравнению со своими сверстницами, давно отказавшимися от этого напитка.

16. Кофе способствует вымыванию из организма кальция и других ионов (магния, калия, натрия).

17. В кофе содержится бензпирен, обладающей канцерогенными свойствами.

Информационный лист № 2

1. В кофе много железа, магния и калия.

2. Кофе усиливает выделение желудочного сока и улучшает переваривание и усвоение пищи.

3. Употребление кофе снижает риск заболевания сахарным диабетом.

4. Лабораторные анализы показали, что до 60% всех антиоксидантов организм может получать из кофе. Антиоксиданты защищают клетки от различных повреждений, снижают интенсивность воспалительных реакций.

5. Кофе предотвращает возникновение кариеса.

6. Кофе активизирует работу кишечника и является мягким слабительным средством.

7. Кофе увеличивает скорость расщепления жиров в организме.

8. Так же, как и шоколад, кофе увеличивает концентрацию серотонина, который называют гормоном счастья.

9. Кофеин улучшает кровоснабжение головного мозга, сердца, почек.

10. Кофеин усиливает внимание, активизирует деятельность коры головного мозга и повышает способность к обучению: легче происходит запоминание, переработка информации, выработка новых идей.

11. Тот, кто пьет кофе, чувствует себя увереннее, не страдает заниженной самооценкой, не испытывает необоснованных страхов.

12. В небольших количествах кофе усиливает реакции организма на чувственные раздражители, повышает сперматогенез и потенцию у мужчин.

13. Кофеин, а также некоторые другие содержащиеся в кофе вещества, замедляют развитие раковых клеток.

14. Кофе может усиливать действие сердечных препаратов.

15. Кофеин легко попадает в грудное молоко и может вызвать повышенную нервозность у грудных детей.

С 1968 по 1988 г. английские исследователи вели наблюдения за 2 тыс. мужчин – служащими инженерно-технической фирмы. Оказалось, что те, кто потреблял более шести чашек кофе в день, были подвержены риску заболевания сердца на 71% больше, чем все остальные служащие этой фирмы.

Примерно у половины людей, длительное время регулярно употребляющих даже сравнительно небольшие количества кофе, отмечаются все признаки зависимости. Кофеманы со стажем при отсутствии кофе испытывают головные и мышечные боли, постоянную усталость, нарушение внимания и снижение интеллектуальных способностей.

Мы заранее написали от имени разных людей (разными почерками) письма и вставили их в презентацию. На экране появляются отрывки из писем с юмористическими рисунками, а участникам встречи предлагается дать ответы на содержащиеся в этих письмах вопросы.

Письмо от женщины бальзаковского возраста. Как и у большинства людей моего возраста, после употребления жирной пищи у меня иногда побаливает печень. Врач пугает камнями в желчном пузыре.

В молодости были проблемы с желудком (гастрит с повышенной кислотностью). Не повредит ли мне кофе?

Письмо от солидной невесты. Я – кофеманка с 30-летним стажем. Мечтаю выйти замуж. В последнее время очень нервничаю из-за того, что врач рекомендует сбросить вес в связи с риском развития диабета и повышенным артериальным давлением, а похудеть у меня не получается. На нервной почве стала пить много кофе. Это вредно?

Письмо от студента технического вуза. В зимнюю сессию по утрам стал болеть желудок, поэтому я решил отказаться от кофе, который пил с детства. И завалил два экзамена. Да и в спорте (а я лыжник) результаты стали намного хуже. Связаны ли мои проблемы с отказом от кофе?

Письмо от «упитанного мужчины в полном расцвете сил». Мне 65 лет. Я перенес инфаркт миокарда … и в результате женился на 27-летней медсестре. Мы оба очень любим кофе, но не вреден ли он теперь мне и моей беременной жене?

Работа с этими письмами требует отбора информации (подчас противоречивой). Кроме того, мы показали, что в презентации можно заранее делать письменные заготовки, сочетая их с рисунками, а также еще раз обратили внимание на возможность менять цвет записей и фон: «в клетку», «в линейку» и даже в виде координатной плоскости. При обсуждении ответов на вопросы писем мы показали возможности выделения текста с помощью художественного пера.

Завершая разговор о пользе и вреде кофе, мы предложили каждому из гостей закончить фразу: «Для меня кофе …, потому что …».

После небольшой кофейной паузы гостям предлагается игра «Что? Где? Когда?». Все участники презентации разбиваются на команды по 4–6 человек. Для игры была подготовлена специальная презентация.

Команды по очереди выбирают тематику вопроса, на экране появляются вопросы, на которые все команды дают краткие письменные ответы. После того, как ответы сданы, мы обращаем внимание на намеки и подсказки в формулировках вопросов, а потом открываем ответы. Наши методические «изюминки» при проведении этой игры – ненавязчивые подсказки, спрятанные в названиях вопросов, цвете фона или рисунке на слайде с вопросом. Во время игры мы показываем коллегам систему гиперссылок для выхода на нужный вопрос и возможность делать пометки на экране.

Команды знатоков за каждый правильный ответ получают кофейные рецепты, связанные с содержанием вопроса.

Вопросы для кофейной игры «Что? Где? Когда?»

Ювелирный (вопрос появляется на желтом фоне)

Абдель-аль-Кадир, национальный герой алжир-ского народа, оратор и поэт, еще в 1587 г. отозвался о кофе так: «Это – величайший дар, данный человеку. Он подобен … , и как истинная драгоценность приносит ощущение роскоши и удовольствия». С чем сравнил кофе Абдель-аль-Кадир?

Ответ. С золотом (мы намекали на этот ответ желтым фоном слайда с вопросом).

Зоологический (вопрос появляется на сером фоне)

Как в народе называют кофейные зерна сорта «Марагожип», имеющие самые крупные размеры, приятный внешний вид и мягкий вкус?

Ответ. Слоновьи.

Царский

В 1665 г. в промозглый осенний день Сэмюел Коллинз впервые порекомендовал царю Алексею Михайловичу «вареное кофе, персиянами и турками знаемое». Назовите профессию Сэмюела Коллинза.

Ответ. Царский лекарь (врач).

Солдатский

Замечательное изобретение американского химика японского происхождения Сатори Като стало особенно популярным в американской армии во время Первой мировой войны. Назовите это изобретение.

Ответ. Солдатам в походных условиях было очень удобно пить растворимый кофе.

Экзотический

Каким образом небольшой индонезийский зверек лювак участвует в производстве самого элитного и дорогого в мире кофе?

Ответ. Съедая кофейные зерна. Этот дорогой и экзотический сорт получают из зерен, которые побывали в кишечнике лювака.

Монашеский

Монахи-капуцины одного из итальянских монастырей догадались нагревать взбитые сливки на пару, получая стойкую вкусную пенку на поверхности кофе. Как впоследствии стали называть кофе, приготовленный подобным образом?

Ответ. Кофе со стойкой пеной из горячего молока или сливок называется каппучино (сappuccino).

Мазохистский

Наполеон Бонапарт как-то сказал: «Крепкий кофе меня воскрешает. Он приносит мне тепло, удивительную энергию, и …, в которой заключено удовольствие. Мне нравится страдать больше, чем не страдать». Какое слово пропущено в этой цитате?

Ответ. Боль.

Географический

Из Йемена кофейные зерна вывозились в европейские страны через порт, старинное название которого до сих пор звучит как пароль для многих кофеманов. Назовите этот порт.

Ответ. Раньше этот порт назывался Мокко (сейчас Мохэ), и именно так называется один из самых дорогих сортов кофе, который производится в Йемене.

Национальный

Английский журналист XIX в. заметил: «Кофе для … – то же самое, что чай для англичан, пиво для немцев, водка для русских, опиум для турков или какао для испанцев». О жителях какой страны он говорил?

Ответ. О французах.

Хитрый (вопрос появляется на огненном фоне)

Когда Йемен был единственным производителем кофе, ни одно зерно не могло покинуть плантации, пока оно не было обработано особым образом. Что делали с кофейными зернами хитрые йеменцы, чтобы сохранить свою монополию?

Ответ. Сушили или ошпаривали.

Возбуждающий

Из перебродившего сока спелых кофейных ягод арабы получали напиток, который называли «кахва» («то, что возбуждает и поднимает дух»). А как бы назвали такой напиток мы?

Ответ. Вино или брага.

В конце игры на экране появляется символическая сова и афоризм: «Если захотелось вернуться к началу, значит конец уже близок…». И нам остается лишь вернуться к вопросам кофейного теста (и найти правильные ответы), восстановить пропуски в высказываниях, с которых начиналась наша встреча, и подарить гостям на прощание три кофейных рецепта.

Парижский кофе (от Монтескье). В чашечку с кофе влить ложечку ликера и украсить ложечкой-другой взбитых сливок.

«Приворотное зелье» (от Софи Лорен). Воду не доводить до кипения, а дождаться появления первых пузырьков, после чего добавить молотый кофе, специи и сахар по вкусу. Нагреть смесь на минимальном огне до тех пор, пока не поднимется пена. При этом нельзя допускать, чтобы жидкость закипела. Турку можно время от времени приподнимать, чтобы она немного остыла, а когда напиток забурлит, снять его с плиты и отставить в сторону. После того, как получившийся кофе настоится еще несколько минут, разлить его по чашкам либо прямо с гущей, либо предварительно отфильтровав.

Ингредиенты для двух порций: 2 чайные ложки кофейного порошка, 150 мл воды, 1–2 зернышка кардамона, 1 бутон гвоздики, сахар и корица – по вкусу.

Кофе по-венски (от Иоганна Штрауса). Разлить горячий крепкий кофе в чашки. Сверху положить взбитые сливки. Украсить их крошкой из апельсиновой цедры, корицы и мускатного ореха.

Ингредиенты для двух порций: горячий крепкий кофе – 2 чашки, взбитые сливки – 1/2 чашки, по щепотке тертой апельсиновой цедры, корицы и мускатного ореха.

Венский Институт экспертов кофе

Венский Институт экспертов кофе
Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru