Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №16/2008

Копилка опыта

Г. А. Воронина

Проблемы образовательных стандартов в США

Во всем мире проблема стандартизации обра-зования чрезвычайна актуальна. Стандарты во многом предопределяют уровень знаний учащих-ся, эффективность процесса обучения и роль школы в обществе. Без сомнения, стандарты играют очень важную роль в образовательной системе США. В последнее время стандарты школьного образования в США являются предметом острых дебатов.

Анализ проблем стандартизации образования США позволяет выявить наиболее общие тенденции совершенствования системы школьного обучения. В 1994 г. был введен Закон об улучшении школьного образования, определяющий главные его цели, а также предполагающий повышение образовательных стандартов штатов. Предыдущий закон о начальном и среднем образовании дейст-вовал с 1965 г.

Разные уровни рассмотрения проблемы (штат, район, школа) дают возможность определить группы ключевых вопросов для введения новых образовательных стандартов. Во-первых, в обсуждение образовательных стандартов вовлечены широкие группы участников: школьные учителя, родители и другие граждане, входящие в попечительские советы школ. Их мнения далеко не всегда совпадают. Учителя считают, что стандарты должны прояснить, что конкретно следует знать школьникам на каждом этапе обучения. Другие участники дискуссии спрашивают, в какой степени следует учитывать разные точки зрения, зачастую противоположные.

Повышение уровня академичности образовательных стандартов ведет к усложнению процесса обучения. В одной из газетных статей (NEA Today by Alain Jehlen) приводится в качестве примера старшеклассник из шт. Огайо, который возненавидел школу из-за нарастающего груза ответственности. Автор статьи недоумевает, является ли такое образование лучшим для детей и как долго дети захотят оставаться в подобной школе. Размышляя об образовательных стандартах, он подчеркивает, что старшеклассники пропускают чрезвычайно интересные и важные уроки, потому что они не являются обязательными, что ведет к сокращению элективных (факультативных) занятий, делающих процесс обучения более увлекательным.

Вторая группа вопросов затрагивает инвариантный и вариативный компоненты (общее и специфичное) в стандартах, разрабатываемых на уровне штата и муниципалитетов. Отметим, что в разных штатах действующее содержание образования может раз-личаться. Существуют вариации объединения стандартов по учебным дисциплинам для старших классов общеобразовательных школ. Например, объединяются история, география, экономика. Стандарты предполагают наличие в учебном плане интеграции таких дисциплин, как информационные технологии и математика или технология и естественнонаучные предметы.

В последнее время во многих штатах для старших классов предлагается объединенный стандарт, включающий математику и естественнонаучные дисциплины.

Для контроля достижений учащихся используется система тестов. Многие штаты развивают собственную систему мониторинга школьного образования. Результаты тестов используются не только для оценивания знаний и умений школьников, но и как показатель развития школы в целом. Каждый штат может разрабатывать свои тесты, которые затем согласуются с Государственным департаментом образования.

В публицистической статье «Два миллиона минут» («Two Million Minutes: Comparison of school education standards between Indian, China and USA» by Arun, 2008) автор сравнивает математическое и естественнонаучное образование в США с обучением в Китае и Индии. Два миллиона минут – это время, которое старшеклассник проводит за два года обучения на занятиях по математике в общеобразовательной школе. Автор показывает, что более высокий уровень требований, заявленный в стандартах Китая и Индии в области математического и естественнонаучного образования, позволяет выпускникам школ достигать значительных успехов в этой области знания.

Третья группа дискуссий сводится к вопросу: «Что должны знать и уметь учащиеся?» Особо остро этот вопрос стоит в старших классах. Стандарты биологического образования распределены по уровням обучения и включают перечень программных воп-росов, обязательных к изучению, и требования к знаниям и умениям учащихся. Существенное внимание в образовательных стандартах по биологии отводится исследовательской работе: предлагается общая тематика исследований и перечень обязательных умений учащихся.

Приведем конкретные примеры требований к знаниям и умениям.

  • Умение задавать вопросы и искать на них ответы, сравнивая полученную информацию с научно проверенными сведениями.

  • Включение таких типов исследований, как описание объектов и явлений, классификация организмов и их подробное изучение.

  • Применение простых инструментов.

  • Организация наблюдений для получения научных знаний.

  • Оформление результатов исследований для опубликования, чтобы другие испытатели могли их повторить.

  • Умение защищать результаты, полученные в результате исследований.

Проблема образовательных стандартов является актуальной для многих стран. Ее изучение позволяет выявить общие тенденции и наметить пути решения.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru