М. Б. Булычева
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильное восприятие окружающего мира и важ-ны в формировании личности в целом. Конечно, использованием старых наглядных пособий, однообразных учебников, таблиц, схем не поднять интереса к этим предметам. Помочь здесь могут современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), в частности компьютерные, используемые на различных стадиях учебного процесса.
Компьютер на уроке создает условия для самостоятельной работы учащихся и, по существу, дает:
интерактив;
мультимедиа;
коммуникативность;
производительность.
Интерактив – в переводе с англ. означает взаимодействие. Именно взаимодействие с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Здесь компьютер представляет поистине революционные возможности.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. всех известных сегодня форм (multi – много, media – способы, средства).
А это уже качественное и количественное преимущества:
по сравнению с привычным объяснением учителя полноэкранное видео несет намного больше информации (порядка 1,2 Гб за 1–2 мин) – вот уж, действительно, «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать»;
качественные преимущества выражаются в технической привлекательности материала.
Коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса.
Производительность при использовании компьютера означает автоматизацию нетворческих, рутинных операций, отнимающих обычно много сил и времени, т.е. речь в данном случае идет о производительности труда пользователя. Экономия времени и сил колоссальна.
И еще неоспоримые преимущества ИКТ:
многократность использования и возможность приостановки в нужный момент;
детализация изучаемых объектов и их частей;
восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровнях.
Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Игровой характер компьютерных технологий – важный мотивационный фактор.
Сегодня уже существует ряд отработанных моделей использование ИКТ в классе во время урока:
демонстрация презентации, заранее подготовленной учителем или учеником;
тестирование (с вводом или выбором ответа), что обеспечивает быструю безошибочную аттестацию учащихся по темам;
отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
По способу использования информационных технологий (по А.Г. Козленко) выделяют следующие типы уроков:
уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме, – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме, – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
В своей практике я применяю учебные электронные пособия на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока. С максимальной возможностью стараюсь использовать все электронные учебники, которые имеются у нас в школе.
Как я использую компьютер
Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени. Для этого используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изда-ний – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностя-ми: удобная система поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, тестов, также представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
Можно использовать и системы виртуального эксперимента (этого у нас в школе нет) – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Такие эксперименты в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п.
Программные системы контроля знаний – тесты – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
Электронные учебники и учебные курсы, которые можно использовать во внеурочной работе
при подготовке к экзаменам, проведении элективных занятий, написании рефератов, подготовке презентаций учащимися, использовании Интернета.
Медиатека по биологии
В работе я использую следующие электронные пособия.
Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Жизнедеятельность животных. (На всех этапах урока, наглядность, для подготовки докладов и выступлений обучающихся, внеклассная работа. 7, 10–11-й классы.)
Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Организация жизни. (Все этапы урока, подготовка рефератов, иллюстративность, использование для проведения занимательных занятий. 6–11-й классы.)
Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Растительный мир. (Все этапы уроков, организация интеллектуальных турниров. 6-й класс.)
Биология 6–11-й кл. «Кирилл и Мефодий». (Все этапы урока, индивидуальная творческая работа.)
Биология. Репетитор. (Подготовка к урокам, олимпиадам, сдаче экзаменов, проектная работа, поступление в учебные заведения.)
На уроках можно использовать цифровой микроскоп
Практические работы с использованием цифрового микроскопа.
«Правила работы с цифровым микроскопом. Рассмотрение клеток кожицы лука».
«Споры папоротника».
«Строение вегетативных и генеративных почек».
«Внешнее строение листа».
«Внешнее и внутреннее строение стебля».
«Строение зеленых водорослей».
«Изучение внешнего вида хвойных растений. Строение хвоинки».
«Изучение строения плесневых грибов и дрожжей».
«Изучение дождевого червя».
«Изучение строения крыла насекомого. Крыло бабочки при разном увеличении».
Литература
1. Осин А. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации // ИКТ в образовании, 2004, № 6–25.
2. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии, 2001, № 3.
3. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде // Школьные технологии, 2000, № 6.
4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии, 2004, № 3.
5. Информационные технологии в начальном образовании // Школьные технологии, 2000, № 6.
6. Тогиев Т. Будем работать по-старинке? // ИКТ в образовании, 2004, № 5.