Я иду на урок

Н. А. Маннапова

Размножение насекомых

Оборудование: таблицы «Муравьи», «Пчелы», «Бабочки»; дидактические карточки-задания (Сонин Н.И. и др., 2003); запись «Полет шмеля» (композитор Н.А. Римский-Корсаков); диафильм «Размножение насекомых»; красные и зеленые кружки.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Рядом с нами живут существа, так мало похожие на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые. Давайте вспомним, что мы уже знаем о них.

II. Повторение изученного материала

Несколько учеников получают карточки с заданиями.Пока ребята работают с карточками, остальные ученики решают, правильно или неправильно предложенное суждение. Если суждение правильное – поднимают желтый кружок, если нет – зеленый.

Класс Насекомые

КАРТОЧКА 1

Заполни таблицу «Системы органов насекомых»

Системы органов

Органы

Функции

 

 

   

 

Класс Насекомые

КАРТОЧКА 2

Заполни таблицу «Особенности строения насекомых»

Отряд насекомых

Представители

Особенности строения

 

 

   

 

Класс Насекомые

КАРТОЧКА 3

Заполни таблицу «Особенности строения   членистоногих»

Признаки

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Отделы тела
Число антенн
Число ходильных ног
Органы дыхания
     

 

1. К насекомым относятся все трахейнодышащие членистоногие, имеющие по 3 пары ног.

2. Пауки так же, как вши и блохи, – бескрылые насекомые.

3. У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.

4. Насекомые живут не только на суше, но и в воде.

5. Ноги у насекомых расположены на груди и брюшке.

6. У всех летающих насекомых имеется по 2 пары крыльев.

7. Насекомые едят все, что содержит органические вещества, некоторые из них – даже шерсть и древесину.

8. Наряду со сложными глазами у многих хорошо летающих насекомых имеется по 3 или по 2 простых глазка.

9. У насекомых, как и у ракообразных, по 2 пары усиков.

10. Усики насекомых – органы обоняния.

11. Усики насекомых могут быть нитевидными, перистыми, веерообразными и др.

12. Основные органы дыхания насекомых – трахеи.

13. У насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание.

14. Среди беспозвоночных только насекомые имеют жировое тело.

15. Органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды.

16. Мальпигиевы сосуды открываются наружу рядом с анальным отверстием.

17. Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам.

18. У большинства насекомых сердце трубчатое.

19. Взрослые насекомые дышат атмосферным воздухом.

20. У жуков ротовые органы – грызущие, а у комаров – колюще-сосущие.

21. Бабочка-капустница питается нектаром цветов.

22. Развитие всех насекомых, имеющих по две пары крыльев, происходит с полным превращением.

Сообщения учащихся

Муравьи

Все муравьи – общественные насекомые, живущие семьями. Число особей в муравьиной семье может колебаться у разных видов от нескольких десятков до нескольких миллионов. Обычно семья муравьев состоит из одной или нескольких плодущих самок и большого числа недоразвитых самок – рабочих особей. Те муравьи, которых мы обычно видим, – это именно рабочие особи, которые осуществляют все работы по строительству и охране гнезда, уходу за молодью и яйцекладущими самками, обеспечению семьи пищей. Если в семье имеется одна плодущая самка, такая семья называется моногинной, если много – полигинной. Большинство видов муравьев имеют полигинные семьи – у рыжих лесных муравьев например, число плодущих самок достигает нескольких сотен. Однако некоторые виды муравьев оставляют в гнезде только одну яйцекладущую самку, убивая остальных.
Из года в год численность муравьев в гнезде увеличивается, и, наконец, наступает момент, когда в семье вырастают молодые крылатые самцы и самки, готовые основать новые гнезда. В таком случае мы говорим, что семья достигла первой стадии зрелости. У некоторых видов, например у рыжих лесных муравьев, семьи могут достичь и второй стадии зрелости, когда увеличение числа муравьиных семей достигается уже не только основанием новых гнезд разлетающимися крылатыми особями, но и делением семьи – на некотором расстоянии от родительского гнезда строится дочернее гнездо (отводок), куда переселяется часть рабочих особей с молодой самкой и расплодом. Такое молодое гнездо обычно поддерживает связи с материнским.

Пчелы

Медоносная пчела – представитель жалоносных общественных перепончатокрылых. Семья медоносной пчелы, живущая в улье, состоит из 10–50 тыс., а иногда 100 тыс. рабочих пчел – потомства одной плодущей самки (матки, или царицы). Новые семьи медоносные пчелы создают роением в мае-июне. Для этого в улье выводятся самцы, или трутни, и закладываются ячейки для вывода новой матки. Когда она появляется, то примерно половина состава рабочих пчел вылетает из улья вместе со старой маткой. Этот рой оседает сначала где-нибудь на ветке, пока рабочие пчелы не подыщут место для нового гнезда.
В новом гнезде или в улье рабочие пчелы лепят из воска соты, состоящие из множества шестигранных ячеек. В эти ячейки они собирают нектар и пыльцу цветков – пищу впрок для себя, а также для растущего поколения и плодущей самки. Во второй половине лета рабочие пчелы заготовляют запасы меда на зиму. С наступлением холодов пчелы замазывают воском в улье все щели и готовятся к зимовке. Зимой они сидят на сотах и питаются заготовленным медом.
В улье пчелы передают друг другу информацию. Рабочая пчела, отыскавшая богатые нектаром растения, возвратившись в улей, начинает «танцевать» – кружиться на сотах, виляя брюшком. После этого рабочие пчелы вылетают за кормом на указанные пчелой-разведчицей растения.

Бабочки

С бабочками мы часто встречаемся в природе и даже дома. Где бы мы ни были – в лесу, в саду, на полях и лугах они привлекают наше внимание с ранней весны до глубокой осени. В настоящее время известно около 150 000 видов бабочек. Общие признаки, характерные для бабочек, – наличие чешуек на крыльях. Чешуйки имеются и на всем теле. Чешуйки представляют собой видоизмененные волоски. Они часто различно окрашены. Из них на крыльях бабочек складываются причудливые и сложные рисунки.
Другой общий признак – это сосущий ротовой аппарат: не членистый, в покое спирально завитой, длинный трубчатый хоботок. Многие взрослые бабочки активны днем, а ночью отдыхают. Это дневные бабочки, например лимонница, капустница, траурница. Другая большая группа бабочек летает в сумерки и ночью. Это ночные бабочки, например совки.

Насекомым посвящены многие литературные и музыкальные произведения.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза...

И.А. Крылов

Звучит «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Под звуки музыки учащиеся отгадывают кроссворд.

Кроссворд

1.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

2.

Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит – стрекочет?

4.

Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.

6.

Только ноченька настала,
В поле вспыхнул огонек.
Что там? Тлеет уголек?
Или звездочка упала?

7.

Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.

3.

Ходил рогуля
На шести ходулях.
Вдоль спины себя сломал,
Крылья белые достал,
Зажужжал рогуля,
Полетел, как пуля.

5.

Работник садовый –
Поясок медовый.

8.

Ни зверь, ни птица,
А нос, как спица.
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьет –
Свою кровь прольет.

Ответы

1. Бабочка. 2. Стрекоза. 3. Жук. 4. Кузнечик. 5. Пчела. 6. Светлячок. 7. Муравей. 8. Комар.

 

III. Изучение нового материала

Работа со словарем

Учитель называет термин, а ученики находят в словаре его значение и записывают термин и его расшифровку в тетрадях.

КУКОЛКА – третья стадия развития насекомого с полным превращением.

ЛИЧИНКА – вторая стадия развития насекомых.

МЕТАМОРФОЗ, или НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ (превращение), – эмбриональное развитие, приводящее к формированию личинки, которая отличается от взрослого организма по многим признакам внешнего и внутреннего строения.

МОНОГАМИЯ – размножение в паре, состоящей из самки и самца.

ПАРТЕНОГЕНЕЗ – развитие из неоплодотворенного яйца.

ПОЛИГАМИЯ – размножение в семье, состоящей из одной самки и несколько самцов или одного самца и нескольких самок.

ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – размножение, в основе которого лежит оплодотворение, т.е. слияние двух половых клеток, женской и мужской гамет.

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ – внешние различия в строении полов.

ПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ – рождающийся организм сходен со взрослым.

Размножение насекомых

Рассказ учителя с одновременной демонстрацией диафильма «Размножение насекомых».
На переносной доске заранее вывешиваются вопросы.

1. Как происходит развитие насекомых с полным превращением?

2. Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с полным превращением?

3. Какое значение имеет каждая из стадий в развитии с полным превращением?

4. Почему в личиночной стадии насекомые многократно линяют, а во взрослом состоянии нет?

Почти все насекомые раздельнополы. У многих хорошо выражен половой диморфизм. Иногда различия связаны у самок с приспособлением к откладке яиц: очень длинные яйцеклады (у самок наездников, кузнечиков, рогохвостов и др.); самки, откладывающие большое количество яиц, бывают более грузными, чем самцы, и хуже летают. Нередко самки не способны летать вообще. Самцы многих насекомых обладают отличным обонянием, позволяющим найти самку по запаху.

Различия в строении самцов и самок могут и не иметь явного приспособительного значения. Иногда самцы и самки различаются по строению ротовых органов. Так, у самца жука-оленя жвалы очень сильно увеличены и изменены, превратившись только в «турнирное оружие», как и у настоящего оленя. У самца жука-носорога на голове рогообразный вырост, которого нет у самки, и т.п.

Многим насекомым свойственно обычное половое размножение, но нередок и партеногенез.

Оплодотворение у высокоорганизованных групп насекомых (бабочек, жуков, двукрылых) внутреннее; при этом самец вводит в тело самки семенную жидкость. Семенная жидкость ни мгновения не остается во внешней среде, что во много раз повышает вероятность оплодотворения.

Большинство насекомых откладывают яйца, покрытые оболочкой, защищающей их от неблагоприятных воздействий. У разных видов форма, окраска и размер яиц очень разнообразны. Самки насекомых откладывают яйца там, где выходящие личинки смогут сразу же найти для себя соответствующий корм.

Насекомые могут переходить к взрослой стадии развития, к жизни в воздушной среде, двумя разными путями. В одном случае личинки ведут почти такой же образ жизни, как и взрослые. Но жизнь на открытой поверхности требует более сложного строения, поэтому такие личинки выходят из яйца на более высокой ступени развития. Это происходит у насекомых с неполным превращением. Другой эволюционный путь состоит в том, что личинки ведут скрытый образ жизни в почве и других укрытиях, приспосабливаясь к нему все совершеннее, а взрослые насекомые живут на поверхности, активно летая и отыскивая подходящие места для развития потомства. Приспособление личиночных стадий к одному образу жизни, а взрослых к другому сделало невозможным переход из личиночного состояния во взрослое путем обычной линьки. Потребовалась стадия куколки – стадия перестройки. Такой путь называется развитием с полным превращением, или развитием с метаморфозом. (Метаморфоз, от греч metamorphosis – превращение, переход к чему-либо другому, перемена состояния.) Чем больше отличается строение личинки от строения взрослого насекомого, тем более существенные перестройки (процессы разрушения личиночных тканей и образование тканей и органов взрослого насекомого) происходят в теле куколки. При сложных перестройках в первые дни после окукливания основная масса внутренних органов куколки представляет собой жидкую массу.

В тетради учащиеся записывают выводы.

1. Насекомые размножаются половым путем.
2. У многих насекомых самки отличаются от самцов.
3. Для насекомых характерны два типа развития: развитие с полным и развитие с неполным превращением.

IV. Закрепление

А сейчас решим задачи.

1. Одна комнатная муха откладывает 120 яиц, и в течение лета появляется еще 7 поколений мух, половина которых самки. За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха-самка за 20 суток становится половозрелой и начинает сама откладывать яйца. Сколько мух народится в каждом из 7 поколений?

2. Тли очень плодовиты. Весной каждая самка рождает 35–50 «дочек». Через 7–10 суток «дочки» приносят по 35–50 «внучек». Еще через 7–10 суток «внучки» приносят по 35–50 «правнучек». Так за лето получается 15–20 поколений. Подсчитайте, сколько всего тлей могло бы народиться за 1 месяц. Почему тли при своей колоссальной плодовитости не покрыли весь земной шар?

(В нашем случае задачи решаются с помощью компьютерной программы «Размножение насекомых». Ход ввода параметров и решения с помощью проекционной системы демонстрируются на большой переносной экран.)

V. Домашнее задание

Используя материал учебника, заполнить таблицу «Развитие майского жука».

Среда развития

Среда обитания

1.
2.
3.
4.
 
Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru