Л. А. Еремина
Суха теория, мой друг...
Снижение познавательной активности на уроке, равнодушное отношение к предмету, а нередко и нежелание учиться формируется у школьника при однообразии уроков, когда объяснение нового материала представляет собой простую констатацию фактов и перечисление характеристик объектов.
Не стоит забывать, что биология – дисциплина естественнонаучная, а в обычном классе общеобразовательной школы есть дети с выраженными склонностями к гуманитарным наукам. Не находя в учебном предмете смысла, они могут скучать на уроках от непривлекательного для них вида деятельности. Трудности восприятия сложного теоретического материала, необходимость абстрагирования, невозможность «заглянуть внутрь» – все это может вызвать нелюбовь к предмету.
За много лет работы мы вместе с учащимися выработали свою методику проведения урока биологии, где есть место и для проявления способностей гуманитариев: сухой научный материал они пытаются изобразить в своих авторских литературных произведениях. Ученик может сам выбрать материал, вид деятельности, способ представления результата. Находясь в атмосфере творчества, он незаметно для себя усваивает сложные научные понятия, овладевает терминологией и в результате испытывает радость познания и удовлетворение достигнутым. В настоящей статье речь пойдет об использовании на уроках биологии мини-сочинений и сказок.
Работы такого плана могут иметь, например, вид писем конкретному адресату. С неизменным подъемом ребята пишут «Письма курильщику», нередко адресуя их конкретным людям. В них они размышляют о вреде этой пагубной привычки, приводят конкретные факты, формулируют убедительные аргументы. «Открытое письмо человечеству» посвящено оценке экологической ситуации как на планете в целом, так и на местном уровне с перечнем конкретных предложений по исправлению сложившейся ситуации.
От лица определенных видов растений и животных ребята пишут жалобы в «Жалобную книгу природы», а от своего лица – благодарственные письма в «Книгу почета природы». Недавно с шестиклассниками мы благодарили водоросли за чистый воздух, запасы которого, в основном, пополняются ими. Иногда на каникулы я задаю ребятам мини-сочинения, темы которых стараюсь сформулировать не совсем обычно, например: «Я в жизни растений (животных)». Такая формулировка вытекает из знакомого названия темы: «Значение растений (животных) в жизни человека» и закона Б.Коммонера: «Все связано со всем» – просто меняем ракурс.
В начале изучения темы «Эволюционное учение» в старших классах проводится экскурсия «Многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания как результаты эволюции» с опорой на знание материала, полученное в средней школе. В качестве отчета после экскурсии учащиеся пишут мини-сочинение. По завершении темы выполняем вторую работу с тем же названием и, сравнивая результат, наблюдаем, как развиваются понятия, углубляются знания по этой теме.
С интересом учащиеся делают сообщения, объединенные рубрикой «Чем меня удивили…», в которых конкретные биологические объекты могут быть выбраны в соответствии с темой урока.
В последнее время место мини-сочинений стали занимать биологические сказки. В вымышленных сказочных ситуациях проще высказать свои взгляды на те или иные теоретические положения, выразить свое отношение к ним, продемонстрировать свои творческие возможности.
Предлагаю вашему вниманию несколько наиболее удачных, на мой взгляд, работ учащихся.
Путешествие капелек
Это случилось в Индийском океане. Вечером перед
сном капелька по имени Плюх наблюдала закат. Она
лежала на воде, ее ласкали волны. Закат угасал, и
капелька захотела спать. Тогда она чуть нырнула
под воду и погрузилась в сны.
Проснулась она без привычного для нее ощущения
качки. Плюх посмотрела по сторонам – все вокруг
было белое, мягкое и похожее на туман. Вокруг нее
было множество таких же капелек. «Где это я?» –
прошептала капелька и еще раз оглянулась. Эти
слова услышала капелька, сидевшая рядом. Она
посмотрела на Плюх и сказала: «Давай знакомиться,
меня зовут Динь». Динь рассказала, что они
находятся в туче, и еще из рассказа Плюх узнала,
что за ночь она превратилась в пар и стала
подниматься вверх. Вверху, в небе, куда она
поднялась, было прохладно, и поэтому капелька
опять стала сама собой. Оказывается, Динь уже
приходилось так путешествовать.
«Значит, – сказала Плюх, – ночью я случайно
оказалась на поверхности океана?»
«Да, – подтвердила Динь. – А сейчас мы плывем по
небу в туче, но скоро туча не выдержит нашего
веса, так как капельки все поступают и поступают
в нее».
Не успела Динь договорить, как раздался страшный
треск, и туча лопнула пополам. Все капельки
полетели вниз, а с ними Динь и Плюх. Они крепко
держались за руки. Все рядом летящие капельки
смеялись, им всем очень нравилось летать.
Динь и Плюх приземлись на цветущую полянку. Они
еще не оправились от падения, как вдруг их начала
впитывать земля. Капельки схватились за руки. «Не
бойся», – сказала Динь. Земля втянула их внутрь, и
они поплыли вместе с другими капельками, которых
и тут было множество, по почвенным
трубочкам-капиллярам.
Вскоре они подплыли к чему-то большому, покрытому
множеством волосков. «Это корень растения, –
сказала Динь. – Эти корневые волоски похожи на
водоросли, которые я видела на дне океана». «Тут
становится очень интересно», – восхищенно
промолвила Плюх. Все капельки по-прежнему плыли и
приближались к корню. Корневой волосок всосал их
внутрь. Потом их потянуло к середине корня и
повлекло вверх.
«Мы сейчас поднимаемся по сосудам древесины и
несем с собой органические и минеральные
вещества. Сосуды – это длинные полые трубки без
живого содержимого, но с прочными одревесневшими
стенками», – пояснила Динь. «Очень
занимательно!» – восторженно заявила Плюх.
Вскоре они оказались в жилке листа, затем их
вынесло в листовую пластинку.
«С оболочек клетки вода собирается и поступает в
межклетники, а через открытые устьица выходит
наружу. При испарении растение охлаждается и у
него никогда не бывает ожогов от солнца.
Испарение поддерживает непрерывный ток воды с
растворенными веществами снизу вверх по
растению, в восходящем направлении», –
продолжала играть роль экскурсовода Динь.
Рядом в листе другая капелька, похожая на Динь,
познакомилась с другим пришельцем – Углекислым
газом. Они подружились и вместе создали
удивительное вещество – Крахмал Сахарович. В то
время как одни капельки воды поднимались вверх
по сосудам древесины, другие помогли
новорожденному опуститься вниз по лубу и
поселиться в корне про запас.
А капельки Динь и Плюх вылетели из листа и
разлетелись в разные стороны. Кто знает,
встретятся ли они вновь?..
Алексей Еремин
Приключения детектива Ферлока Томса, или Путешествие внутрь клетки
Однажды Томс получил очень странное послание. В
нем говорилось: «Помогите! Не могу выбраться.
Ищите в элементарной единице живой системы. Она
овальна, окружена мембраной».
Ферлок задумался. Задача предстояла непростая,
прямо скажем, одна из трудных. Ведь ему
предстояло попасть в животную клетку. Но как?
Собрав все необходимое – непромокаемый костюм,
лупу, свой универсальный саквояж, – Ферлок
приготовился к опасному путешествию.
Он залез в ванну, полную воды, и выключил свет.
Раздался хлопок, Ферлок трижды выкрикнул
необходимые слова, сообщить которые я не могу
даже под большим секретом, и почувствовал, что
вода затягивает его. Получилось!
Он оказался в тонком канальце, затем в пузырьке с
водой внутри клетки. Как вы уже догадались, попал
он в клетку путем пиноцитоза (плазматическая
мембрана образовала впячивание, куда и попала
жидкость вместе с уменьшившимся до невероятных
размеров Ферлоком). Перемещение в клетку
животного прошло для сыщика благополучно. Но что
ждало его дальше?
Попав в цитоплазму, пиноцитозный пузырек с
Томсом внутри передвигался в ней какое-то время.
Ферлоку было немного неуютно, но непромокаемый
костюм спасал его. Вдруг пузырь слился с чем-то
кругло-овальным. Сыщик еще не догадывался, что
цель его поисков близка. Он достал лупу и с
присущим ему хладнокровием оглядел
пространство. Ого! Да оно заполнено набором
ферментов, которые жадно начинают расщеплять
принесенные пиноцитозным пузырьком вещества. А
стенка помещения, где оказался Ферлок, очень
прочная (это и препятствует проникновению
коварных ферментов-разрушителей в цитоплазму).
Ферлок Томс был очень начитан, он досконально
изучил строение клеток и теперь понял – это то,
что он искал, – лизосома! Но находиться здесь
опасно – можно оказаться переваренным. И тут у
мембраны лизосомы он увидел крохотного мальчика,
который сидел, сжавшись в комочек, и плакал.
Оказалось, что он проник в клетку тем же путем,
что и Ферлок, но забыл обратное заклинание. Он
совсем ослаб.
Великолепный Ферлок Томс в очередной раз
продемонстрировал свой интеллектуальный метод,
и вскоре оба оказались в ванной комнате Томса.
Изнурительное путешествие для недоучки,
благодаря стараниям знаменитого сыщика,
закончилось хорошо.
Лиза Медведева
Вовка в Клеточном Государстве
Жил-был мальчик по имени Вовка. Он был двоечник
и особенно не любил биологию: никогда не ходил на
эти уроки, а если и ходил, то совершенно не
занимался.
И вот однажды он заснул… А проснулся в каком-то
странном месте. Он увидел, что его руки и ноги
стали маленькими, и сам он оказался крошечным.
Вовка почувствовал у себя под ногами какую-то
неустойчивую почву – это была слизистая
зернистая масса, да и вокруг он тоже ее видел. Он
испугался и хотел уже зареветь, как какое-то
шаровидное тельце внутри этой слизи сказало: «Ну
вот, не хватало еще сырость разводить, у нас и так
клеточного сока хватает. А ты, раз пришел в мой
дом без приглашения, веди себя прилично!»
Двоечник вытаращил глаза и спросил, заикаясь:
«А-а-а… а вы кто такой? И где я? Я хочу домой…» А
это странное существо и говорит: «Находишься ты в
клетке растения, добро пожаловать в наше
Клеточное Государство. Только ты, лентяй, не
учишь биологию, и я не отпущу тебя, пока ты хотя бы
здесь не наберешься ума-разума!» И тут увидел
Вовка, что кроме этого сердитого
«дяденьки-колобка» крупных размеров есть в этой
слизи еще много разных жителей.
Одни были вроде одинаковыми, но разной окраски:
зеленые, красноватые и даже бесцветные. Все они
оказались веселыми ребятами, легко
познакомились с Вовкой. Оказалось, что фамилия их
– Пластиды, а имена разные: Хлоропласты,
Хромопласты и Лейкопласты. От них Вовка узнал,
что слизь, окружавшая их, называется Протоплазма
и состоит из растительного белка. А
«дяденька-колобок» здесь самый главный – это
Клеточное Ядро.
Попрощавшись с веселыми Пластидами, Вовка
отправился дальше. Вскоре он почувствовал под
ногами сырость и оказался в вакуоли. Клеточное
Государство находилось в самом расцвете, и
вакуоли в нем были крупные. Вовке здесь было не
очень комфортно, но местные жители выглядели
довольными. Они обитали в клеточном соке большой
семьей: папа – Сахар Сахарович и целая куча его
детей – Сахаров. Здесь же обжились несколько
дядюшек Антоцианов, которые сообщили, что их
профессия – красители, и сейчас они трудятся над
покраской своего дома в желтый цвет. Дядюшки
Антоцианы могли в зависимости от состава
клеточного сока окрасить его в самые
разнообразные цвета. Самыми озабоченными
казались племянники Ферменты, они все время
старались что-нибудь расщепить. Вовка решил на
всякий случай отойти от них подальше и оказался
рядом с ядовитым мистером Алкалоидом (его
профессия – защищать растение, он был местным
милиционером). Тот смотрел на лоботряса с
недоверием – мало ли что этот двоечник может
натворить! Вовка предпочел убраться отсюда
подобру-поздорову.
Незадачливый путешественник принялся бродить по
просторам Клеточного Государства, несколько раз
споткнулся о какие-то кристаллы, поскользнулся
на капле жира, уткнулся носом в крахмальное
зерно, проголодался, и ему захотелось домой.
«Жители Клеточного Государства! Я узнал у вас
много нового и интересного, обещаю учить
биологию, и… отпустите меня домой, пожалуйста».
Вовка вскочил с постели. Да, это был сон. Он быстро
оделся и побежал в школу. Теперь он стал себя
вести по-другому, в библиотеке взял книги по
биологии, решив больше узнать по этому предмету.
И скоро он достиг успехов в биологии, и не только.
Тоня Павлова
Работы такого плана, безусловно, украшают уроки биологии, помогают лучшему усвоению материала и повышают интерес к предмету. Мини-сочинения можно использовать как зачетные по теме, создать с их помощью проблемную ситуацию при изучении нового материала. Напечатанные с пропусками слов на отдельных листах бумаги, они дадут возможность проверить знание терминологии по теме, да и просто послужат образцом для подражания, и тогда, возможно, родится новая идея, новая форма сотрудничества учителя и ученика.