Копилка опыта

Л. А. Еремина

Суха теория, мой друг...

Снижение познавательной активности на уроке, равнодушное отношение к предмету, а нередко и нежелание учиться формируется у школьника при однообразии уроков, когда объяснение нового материала представляет собой простую констатацию фактов и перечисление характеристик объектов.

Не стоит забывать, что биология – дисциплина естественнонаучная, а в обычном классе общеобразовательной школы есть дети с выраженными склонностями к гуманитарным наукам. Не находя в учебном предмете смысла, они могут скучать на уроках от непривлекательного для них вида деятельности. Трудности восприятия сложного теоретического материала, необходимость абстрагирования, невозможность «заглянуть внутрь» – все это может вызвать нелюбовь к предмету.

За много лет работы мы вместе с учащимися выработали свою методику проведения урока биологии, где есть место и для проявления способностей гуманитариев: сухой научный материал они пытаются изобразить в своих авторских литературных произведениях. Ученик может сам выбрать материал, вид деятельности, способ представления результата. Находясь в атмосфере творчества, он незаметно для себя усваивает сложные научные понятия, овладевает терминологией и в результате испытывает радость познания и удовлетворение достигнутым. В настоящей статье речь пойдет об использовании на уроках биологии мини-сочинений и сказок.

Работы такого плана могут иметь, например, вид писем конкретному адресату. С неизменным подъемом ребята пишут «Письма курильщику», нередко адресуя их конкретным людям. В них они размышляют о вреде этой пагубной привычки, приводят конкретные факты, формулируют убедительные аргументы. «Открытое письмо человечеству» посвящено оценке экологической ситуации как на планете в целом, так и на местном уровне с перечнем конкретных предложений по исправлению сложившейся ситуации.

От лица определенных видов растений и животных ребята пишут жалобы в «Жалобную книгу природы», а от своего лица – благодарственные письма в «Книгу почета природы». Недавно с шестиклассниками мы благодарили водоросли за чистый воздух, запасы которого, в основном, пополняются ими. Иногда на каникулы я задаю ребятам мини-сочинения, темы которых стараюсь сформулировать не совсем обычно, например: «Я в жизни растений (животных)». Такая формулировка вытекает из знакомого названия темы: «Значение растений (животных) в жизни человека» и закона Б.Коммонера: «Все связано со всем» – просто меняем ракурс.

В начале изучения темы «Эволюционное учение» в старших классах проводится экскурсия «Многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания как результаты эволюции» с опорой на знание материала, полученное в средней школе. В качестве отчета после экскурсии учащиеся пишут мини-сочинение. По завершении темы выполняем вторую работу с тем же названием и, сравнивая результат, наблюдаем, как развиваются понятия, углубляются знания по этой теме.

С интересом учащиеся делают сообщения, объединенные рубрикой «Чем меня удивили…», в которых конкретные биологические объекты могут быть выбраны в соответствии с темой урока.

В последнее время место мини-сочинений стали занимать биологические сказки. В вымышленных сказочных ситуациях проще высказать свои взгляды на те или иные теоретические положения, выразить свое отношение к ним, продемонстрировать свои творческие возможности.

Предлагаю вашему вниманию несколько наиболее удачных, на мой взгляд, работ учащихся.

Путешествие капелек

Это случилось в Индийском океане. Вечером перед сном капелька по имени Плюх наблюдала закат. Она лежала на воде, ее ласкали волны. Закат угасал, и капелька захотела спать. Тогда она чуть нырнула под воду и погрузилась в сны.
Проснулась она без привычного для нее ощущения качки. Плюх посмотрела по сторонам – все вокруг было белое, мягкое и похожее на туман. Вокруг нее было множество таких же капелек. «Где это я?» – прошептала капелька и еще раз оглянулась. Эти слова услышала капелька, сидевшая рядом. Она посмотрела на Плюх и сказала: «Давай знакомиться, меня зовут Динь». Динь рассказала, что они находятся в туче, и еще из рассказа Плюх узнала, что за ночь она превратилась в пар и стала подниматься вверх. Вверху, в небе, куда она поднялась, было прохладно, и поэтому капелька опять стала сама собой. Оказывается, Динь уже приходилось так путешествовать.
«Значит, – сказала Плюх, – ночью я случайно оказалась на поверхности океана?»
«Да, – подтвердила Динь. – А сейчас мы плывем по небу в туче, но скоро туча не выдержит нашего веса, так как капельки все поступают и поступают в нее».
Не успела Динь договорить, как раздался страшный треск, и туча лопнула пополам. Все капельки полетели вниз, а с ними Динь и Плюх. Они крепко держались за руки. Все рядом летящие капельки смеялись, им всем очень нравилось летать.
Динь и Плюх приземлись на цветущую полянку. Они еще не оправились от падения, как вдруг их начала впитывать земля. Капельки схватились за руки. «Не бойся», – сказала Динь. Земля втянула их внутрь, и они поплыли вместе с другими капельками, которых и тут было множество, по почвенным трубочкам-капиллярам.
Вскоре они подплыли к чему-то большому, покрытому множеством волосков. «Это корень растения, – сказала Динь. – Эти корневые волоски похожи на водоросли, которые я видела на дне океана». «Тут становится очень интересно», – восхищенно промолвила Плюх. Все капельки по-прежнему плыли и приближались к корню. Корневой волосок всосал их внутрь. Потом их потянуло к середине корня и повлекло вверх.
«Мы сейчас поднимаемся по сосудам древесины и несем с собой органические и минеральные вещества. Сосуды – это длинные полые трубки без живого содержимого, но с прочными одревесневшими стенками», – пояснила Динь. «Очень занимательно!» – восторженно заявила Плюх. Вскоре они оказались в жилке листа, затем их вынесло в листовую пластинку.
«С оболочек клетки вода собирается и поступает в межклетники, а через открытые устьица выходит наружу. При испарении растение охлаждается и у него никогда не бывает ожогов от солнца. Испарение поддерживает непрерывный ток воды с растворенными веществами снизу вверх по растению, в восходящем направлении», – продолжала играть роль экскурсовода Динь.
Рядом в листе другая капелька, похожая на Динь, познакомилась с другим пришельцем – Углекислым газом. Они подружились и вместе создали удивительное вещество – Крахмал Сахарович. В то время как одни капельки воды поднимались вверх по сосудам древесины, другие помогли новорожденному опуститься вниз по лубу и поселиться в корне про запас.
А капельки Динь и Плюх вылетели из листа и разлетелись в разные стороны. Кто знает, встретятся ли они вновь?..

Алексей Еремин

Приключения детектива Ферлока Томса, или Путешествие внутрь клетки

Однажды Томс получил очень странное послание. В нем говорилось: «Помогите! Не могу выбраться. Ищите в элементарной единице живой системы. Она овальна, окружена мембраной».
Ферлок задумался. Задача предстояла непростая, прямо скажем, одна из трудных. Ведь ему предстояло попасть в животную клетку. Но как?
Собрав все необходимое – непромокаемый костюм, лупу, свой универсальный саквояж, – Ферлок приготовился к опасному путешествию.
Он залез в ванну, полную воды, и выключил свет. Раздался хлопок, Ферлок трижды выкрикнул необходимые слова, сообщить которые я не могу даже под большим секретом, и почувствовал, что вода затягивает его. Получилось!
Он оказался в тонком канальце, затем в пузырьке с водой внутри клетки. Как вы уже догадались, попал он в клетку путем пиноцитоза (плазматическая мембрана образовала впячивание, куда и попала жидкость вместе с уменьшившимся до невероятных размеров Ферлоком). Перемещение в клетку животного прошло для сыщика благополучно. Но что ждало его дальше?
Попав в цитоплазму, пиноцитозный пузырек с Томсом внутри передвигался в ней какое-то время. Ферлоку было немного неуютно, но непромокаемый костюм спасал его. Вдруг пузырь слился с чем-то кругло-овальным. Сыщик еще не догадывался, что цель его поисков близка. Он достал лупу и с присущим ему хладнокровием оглядел пространство. Ого! Да оно заполнено набором ферментов, которые жадно начинают расщеплять принесенные пиноцитозным пузырьком вещества. А стенка помещения, где оказался Ферлок, очень прочная (это и препятствует проникновению коварных ферментов-разрушителей в цитоплазму).
Ферлок Томс был очень начитан, он досконально изучил строение клеток и теперь понял – это то, что он искал, – лизосома! Но находиться здесь опасно – можно оказаться переваренным. И тут у мембраны лизосомы он увидел крохотного мальчика, который сидел, сжавшись в комочек, и плакал. Оказалось, что он проник в клетку тем же путем, что и Ферлок, но забыл обратное заклинание. Он совсем ослаб.
Великолепный Ферлок Томс в очередной раз продемонстрировал свой интеллектуальный метод, и вскоре оба оказались в ванной комнате Томса. Изнурительное путешествие для недоучки, благодаря стараниям знаменитого сыщика, закончилось хорошо.

Лиза Медведева

Вовка в Клеточном Государстве

Жил-был мальчик по имени Вовка. Он был двоечник и особенно не любил биологию: никогда не ходил на эти уроки, а если и ходил, то совершенно не занимался.
И вот однажды он заснул… А проснулся в каком-то странном месте. Он увидел, что его руки и ноги стали маленькими, и сам он оказался крошечным. Вовка почувствовал у себя под ногами какую-то неустойчивую почву – это была слизистая зернистая масса, да и вокруг он тоже ее видел. Он испугался и хотел уже зареветь, как какое-то шаровидное тельце внутри этой слизи сказало: «Ну вот, не хватало еще сырость разводить, у нас и так клеточного сока хватает. А ты, раз пришел в мой дом без приглашения, веди себя прилично!» Двоечник вытаращил глаза и спросил, заикаясь: «А-а-а… а вы кто такой? И где я? Я хочу домой…» А это странное существо и говорит: «Находишься ты в клетке растения, добро пожаловать в наше Клеточное Государство. Только ты, лентяй, не учишь биологию, и я не отпущу тебя, пока ты хотя бы здесь не наберешься ума-разума!» И тут увидел Вовка, что кроме этого сердитого «дяденьки-колобка» крупных размеров есть в этой слизи еще много разных жителей.
Одни были вроде одинаковыми, но разной окраски: зеленые, красноватые и даже бесцветные. Все они оказались веселыми ребятами, легко познакомились с Вовкой. Оказалось, что фамилия их – Пластиды, а имена разные: Хлоропласты, Хромопласты и Лейкопласты. От них Вовка узнал, что слизь, окружавшая их, называется Протоплазма и состоит из растительного белка. А «дяденька-колобок» здесь самый главный – это Клеточное Ядро.
Попрощавшись с веселыми Пластидами, Вовка отправился дальше. Вскоре он почувствовал под ногами сырость и оказался в вакуоли. Клеточное Государство находилось в самом расцвете, и вакуоли в нем были крупные. Вовке здесь было не очень комфортно, но местные жители выглядели довольными. Они обитали в клеточном соке большой семьей: папа – Сахар Сахарович и целая куча его детей – Сахаров. Здесь же обжились несколько дядюшек Антоцианов, которые сообщили, что их профессия – красители, и сейчас они трудятся над покраской своего дома в желтый цвет. Дядюшки Антоцианы могли в зависимости от состава клеточного сока окрасить его в самые разнообразные цвета. Самыми озабоченными казались племянники Ферменты, они все время старались что-нибудь расщепить. Вовка решил на всякий случай отойти от них подальше и оказался рядом с ядовитым мистером Алкалоидом (его профессия – защищать растение, он был местным милиционером). Тот смотрел на лоботряса с недоверием – мало ли что этот двоечник может натворить! Вовка предпочел убраться отсюда подобру-поздорову.
Незадачливый путешественник принялся бродить по просторам Клеточного Государства, несколько раз споткнулся о какие-то кристаллы, поскользнулся на капле жира, уткнулся носом в крахмальное зерно, проголодался, и ему захотелось домой.
«Жители Клеточного Государства! Я узнал у вас много нового и интересного, обещаю учить биологию, и… отпустите меня домой, пожалуйста».
Вовка вскочил с постели. Да, это был сон. Он быстро оделся и побежал в школу. Теперь он стал себя вести по-другому, в библиотеке взял книги по биологии, решив больше узнать по этому предмету.
И скоро он достиг успехов в биологии, и не только.

Тоня Павлова

Работы такого плана, безусловно, украшают уроки биологии, помогают лучшему усвоению материала и повышают интерес к предмету. Мини-сочинения можно использовать как зачетные по теме, создать с их помощью проблемную ситуацию при изучении нового материала. Напечатанные с пропусками слов на отдельных листах бумаги, они дадут возможность проверить знание терминологии по теме, да и просто послужат образцом для подражания, и тогда, возможно, родится новая идея, новая форма сотрудничества учителя и ученика.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru