Экология

Разыскиваются желуди

В октябре прошлого года московские школьники, члены Клуба «Птицы и люди» и участники программы «Дубы Евразии» Международного социально-экологического союза (МСоЭС) вместе собирали желуди в Природном заказнике «Воробьевы горы», в скверах и парках Москвы, чтобы помочь возрождению дубрав.

Итог акции «Разыскиваются желуди» – примерно 300 кг желудей, которые переданы в дубовый питомник национального парка «Угра», где уже много лет ведется работа по изучению и возрождению широколиственных лесов.

Широколиственные леса – одни из самых богатых и разнообразных экосистем – всего несколько веков назад занимали большую часть Европы, но постепенно их становилось все меньше и меньше. В 2000 г. «Лесная кампания» МСоЭС провела краткий анализ современного состояния дубовых лесов Европы, и оказалось, что дубравы исчезают так же быстро, как и тропические леса! Ежегодно в среднем площадь дубрав сокращается на 1,5–2%, и темпы сокращения площадей даже несколько увеличиваются. Нетрудно подсчитать, что при сохранении таких темпов уничтожения дубрав массивные насаждения дуба могут исчезнуть через 50–70 лет. Чтобы не потерять их окончательно, была инициирована программа «Дубы Евразии», участниками которой стали представители разных регионов и государств. Сейчас восстановление дубрав только силами природы невозможно – требуется помощь человека. Сложность восстановления объясняется особенностями биологии дуба – на начальном этапе роста ему нужно гораздо больше света, чем другим видам деревьев, т.е. расти и развиваться он может только в светлых лесах (сосняках, березняках, разреженных парковых дубравах с луговой травой) или на опушках. Кроме того, дубы в большой степени подвержены грибным и вирусным болезням, всевозможным порокам. Среди последних преобладают морозные трещины, сухобокость и обдиры коры, гнили и дупла, поперечный рак, усыхание вершин и крупных сучьев в кронах, сокотечение.

В средневозрастных насаждениях отмечается до 50–60% поврежденных деревьев. Причем количество деревьев на 1 га составляет всего около 15–25, реже до 60 штук, что более чем в два раза ниже нормы. С возрастом поврежденность древостоев возрастает до 85%, а затем и до 95–100% и в 220–300-летних древостоях почти все деревья имеют те или иные наружные пороки.

Основной причиной такой низкой толерантности дубовых древостоев следует признать способ их эксплуатации в прошлом. Вырубка лучших, наиболее здоровых, без повреждений, деревьев в корабельных рощах приводила к значительному уменьшению количества таких деревьев в насаждениях. В результате на корню оставались худшие деревья, с различными пороками, непригодные для нужд флота, или же молодые, не достигшие возраста спелости. Поэтому обсеменение окружающих пространств происходило в основном желудями с плохими наследственными качествами, восприимчивыми к воздействию неблагоприятных факторов. Происходило постепенное вымывание ценных устойчивых и высокопродуктивных генотипов и утеря отдельных аллелей генов в популяциях. Возможно, это является одной из причин неудовлетворительного качественного состояния естественных молодых насаждений.

Процесс деградации дубовых лесов, похоже, имеет общеевропейский масштаб, хотя его причины, скорее всего, имеют различный характер. Последние (1999 г.) результаты инвентаризации так называемых «новых повреждений лесов» в Германии показывают, что дуб наряду с пихтой является наиболее сильно пострадавшей породой, в этом плане резко отличаясь от сосны, ели и бука. Похоже, этот общеконтинентальный размах процесса деградации дубовых лесов Европы пока еще не осознан ни соответствующими властными структурами, ни природоохранными организациями.

Вызывает тревогу и современное состояние дубовых лесов Европейской части России. Например, за 30 лет площадь дубрав в этом регионе уменьшилась на 20%. В 1966 г. она составляла 4,4 млн га, 1983 г. – 4,1 млн га, 1993 г. – 3,7 млн га, а в 1998 г. – 3,5 млн га. Из-за значительной доли низкоствольных, порослевых насаждений, их ослабленности, можно ожидать, что процесс гибели этих лесов будет продолжаться и в дальнейшие годы. Бывшая когда-то единой полосой зона широколиственных лесов в настоящее время разбита на отдельные, не связанные друг с другом куски. На Европейской части России выделяются три региона, где покрытие дубовыми лесами достигает 5–7% общей площади. Это Чувашия, Тульская область, а также Курская и Белгородская области в Центрально-Черноземном районе (переходящие в дубовые леса Восточной Украины). Эти три очага повышенной плотности дубовых лесов – максимум от того, что сохранилось от 30–70% покрытия площади этих регионов такими лесами 300–400 лет назад.

Эти три ядра окружены поясом регионов с присутствием дубовых лесов на 3–5% площади: Башкирия, Татарстан, Мордовия, Ульяновская, Самарская, Пензенская, Саратовская, Орловская, Липецкая и Воронежская области. Здесь в прошлом до 30–40% площади было покрыто широколиственными лесами с преобладанием дуба.

Далее следует полоса с присутствием 1–3% дубовых насаждений: Нижегородская, Московская, Рязанская, Калужская, Брянская, Тамбовская, Волгоградская и Ростовская области.

И на периферии ареала дубовых лесов находятся регионы с присутствием дуба менее 1%: Удмуртия, Марий Эл, Кировская, Костромская, Ивановская, Ярославская, Владимирская, Смоленская, Тверская, Новгородская, Ленинградская области – на севере и Волгоградская область и Калмыкия – на юге.

Без помощи человека восстановить свои позиции в этой зоне широколиственные породы уже не в состоянии, хотя по климатическим условиям они вполне могли бы там существовать.

В настоящее время в национальном парке «Угра» (в основном на территории Березичского лесничества) действует программа по восстановлению широколиственных лесов. Выращенные в питомнике из посеянных желудей сеянцы высаживают на специально подготовленные места на вырубках, вместо погибших насаждений, на подходящих участках леса.

Национальный парк «Угра» был образован на территории Козельских, Столпицкой и Дубенской засек, имеющих давнюю историю. Засечные леса, простирающиеся непрерывной полосой по правому берегу реки Жиздры, играли в свое время важную роль в истории России как один из оборонительных рубежей. Они и сегодня включают реликты ценных дубрав с высоким видовым разнообразием растительности.

Сохранности этих уникальных массивов старовозрастных широколиственных лесов способствовало пограничное положение территории в течение многих столетий. В XIV–XVII вв. эти леса охраняло их оборонительное значение на границах государства, в XVIII – начале XX в. – забота государства о резервах корабельного и строевого леса, в XX в. – нахождение в «медвежьем углу», на границе трех областей и, как следствие, отсутствие удовлетворительных дорог.

Сегодняшние акции по сбору качественного посевного материала и работы, проводимые в национальном парке «Угра», позволяют надеяться на существование в будущем засечной, заповедной черты, служащей сохранению широколиственных лесов, которые являются экологическим каркасом для восстановления дубрав и резерватом зонального биологического разнообразия.

По материалам сайта программы Дубы Евразии: http://oaks.forest.ru/

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru