В. А. Демидов
Проект «Экологическая тропа»
Теоретическое обоснование и практическая реализация
Окончание. См. № 2/2009
Примерное содержание работы групп школьников по созданию учебной экологической тропы
Поисковики в составе 7–10 человек, любителей и знатоков природы, занимаются исследованием местности, выбранной учителем, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута.
Организаторы проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой.
Изготовители делают стенды, дорожные знаки, информационные доски, щиты и транспаранты в соответствии с заранее созданными эскизами.
Художники-оформители, получая доски, стенды, знаки, транспаранты и аншлаги от третьей группы, оформляют их, выполняют рисунки, пишут тексты.
Экскурсоводы подготавливаются из числа старшеклассников, наиболее активных членов НОУ или учащихся из первой группы, срок работы которой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик.
Итогом работы по созданию экологической тропы является оформление паспорта на экологическую тропу, который содержит следующие положения:
1. Местонахождение.
2. Значение тропы.
3. Направление маршрута (ориентиры на местности, расстояния).
4. Необходимые мероприятия.
5. Изучаемые природные объекты.
6. Указание ответственных за охрану тропы.
7. Время создания тропы.
Краткое описание этапов экологической тропы, действующей при МОУ СОШ села Синегорье
С сентября 1996 г. в нашей школе действует экологический маршрут. Возник он не на пустом месте: после участия в областном конкурсе юных экологов у нас появилось желание создать тропу с этапами, подобными тем, которые были на конкурсе, что значительно облегчило бы подготовку к данному мероприятию. Кроме того, преподавание курсов экологии, биологии, географии и химии нуждалось в экскурсиях и практических занятиях в живой природе.
В условиях сельской местности создание тропы не является таким уж трудным делом, как говорится, было бы желание... С выбором места, предложенного учащимися, я был полностью согласен. Тропа находится в нескольких минутах ходьбы от школы, что особенно важно при проведении экскурсии во время урока, когда временной промежуток очень ограничен – нужно за 50–60 мин успеть пройти по экологическому маршруту и вернуться обратно.
Я считаю, что экологическая тропа просто необходима в работе сельского учителя биологии–экологии. Ведь при проведении обычных экскурсий в природу не всегда удается показать интересные объекты, да и самому учителю приходится и вести экскурсию, и следить за дисциплиной. В случае же с нашей тропой экскурсию, как правило, ведет ученик. Если речь его складная, держится он с достоинством и отлично владеет материалом, то и учащиеся слушают его внимательно, с интересом. Учитель же имеет возможность находиться среди группы экскурсантов и хорошо видит, кто как слушает и кто чем занимается, а при необходимости может ответить на каверзные вопросы учащихся или дополнить рассказ экскурсовода. В случае необходимости на следующем уроке можно будет задать вопросы на предмет усвоения знаний, полученных при посещении тропы.
Какие же конкретно этапы включает наша тропа? Рядом со школой расположен небольшой водоем, с которого и начинается маршрут. Название первого этапа – «Водные растения». На этом этапе учащиеся знакомятся с растениями, произрастающими в водоеме, получают информацию о группах водных растений: планктоне, бентосе, нейстоне, перифитоне. Здесь же ребята знакомятся с гигрофитами, гидрофитами, гидатофитами, разглядывают наше самое маленькое растение – ряску, запоминают, как выглядят частуха подорожниковая, водокрас лягушачий, стрелолист, рдест, монетница и рогоз, который часто называют камышом. На этом же этапе речь идет об особенностях хвощей и осок. Их ткани пропитаны кремнеземом, который тверже железа, а потому эти растения косить труднее, чем обычную траву. Здесь же экскурсовод акцентирует внимание учащихся на существовании нескольких видов осок и их особенностях, рассказывает и о растениях влажных мест – череде трехраздельной, рогозе и др.
Второй этап тропы – «Свалка». Здесь учащиеся получают информацию о различных видах мусора и о способах его переработки:
– полиэтилен, пластик и изделия из
искусственной кожи не разлагаются сотни лет, так
как в живой природе нет организмов, способных
разложить эти вещества до более простых, чтобы
быть включенными в круговорот веществ в природе;
– стекло, керамика, фарфор и изделия из них не
разлагаются тысячелетиями, но и большой угрозы
живому не представляют. Об острые края таких
изделий можно пораниться;
– металлы, сплавы и изделия из них за сотни лет
окисляются до химических соединений и
включаются в круговорот веществ;
– бумага и древесные отходы разрушаются за
несколько лет, однако лучше их сжигать в печке, а
не выбрасывать на свалку;
– пищевые отходы разлагаются множеством
микроорганизмов, но в результате могут стать
источником многих болезней.
В качестве способов переработки отходов экскурсоводом упоминаются переплавка, сбор макулатуры, использование оборотной стеклотары и сортирование мусора, как это делается в западных странах.
Третий этап тропы – «Муравейник». Учащиеся узнают о строении муравейника, правилах его огораживания, «профессиях» муравьев (сторожа, охранники, фуражиры, хранители пищи, рабочие муравьи и др.). Здесь же раскрывается сущность симбиоза муравьев с тлями. Акцентируется внимание на том, что муравей – одно из самых маленьких животных в мире и одновременно одно из самых сильных, говорится о роли муравьев в защите лесов от вредных насекомых, в распространении семян некоторых растений – копытня, грушанки, фиалки. Однако при этом учитель обращает внимание детей на инстинктивный характер деятельности муравьев на то, что разумная деятельность им не свойственна.
Четвертый этап тропы – «Растения луга и границы луга и леса (экотон)». На этом этапе экскурсовод рассказывает о светолюбивых и теневыносливых растениях, их особенностях, дает характеристику некоторых семейств растений. Среди злаков упоминаются мятлик, лисохвост, тимофеевка луговая, овсяница, костер, перловник и др. Среди бобовых – различные виды клевера, чина, горошки, сочевичник. Особо заостряется внимание на сущности симбиоза бобовых с бактериями, дающими растению азотное питание, а взамен получающими органические вещества. Из растений других семейств (разнотравья) учащиеся знакомятся с пижмой, колокольчиком, ромашкой, бодяком, кульбабой осенней, черноголовкой, ястребинкой зонтичной и др. Речь идет и о представителях семейств, не изучаемых в школе. Это кирказоновые – копытень европейский; гераниевые – герань лесная, герань луговая; грушанковые – грушанка круглолистная, малая; норичниковые – погремок, льнянка; колокольчиковые – колокольчик скученный, раскидистый, луговой и т.д. Экотон, или опушечный эффект, налагает определенные требования на растения, произрастающие в пограничной полосе. Ведь они могут часть времени находиться в тени деревьев, а часть – под палящим солнцем. Поэтому не любое лесное или луговое растение способно комфортно чувствовать себя на таких участках. Зато разнообразие условий обеспечивает и большее количество экологических ниш.
Пятый этап тропы – «Лесной фитоценоз». Здесь учащиеся знакомятся с ярусами лесной растительности, характеристиками внешнего и внутреннего строения растений, позволяющими им обитать в том или ином ярусе. Обсуждаются изменения, которые могут произойти с лесом через какое-то время, вводится понятие сукцессии. Кроме общеизвестных растений (черника, брусника, голубика и т.д.), ученики знакомятся с майником двулистным, линнеей северной, звездчаткой ланцетовидной, борцом северным (аконитом). Особое внимание уделяется нецветковым растениям из отделов Моховидные (сфагнум, кукушкин лен, политрихум волосоносный, мниум, родобриум), Плауновидные (плауны – сплюснутый, булавовидный, воронец), Хвощевидные (хвощи – болотный, лесной, луговой, зимующий), Папоротниковидные (щитовник мужской, голокучник Линнея, кочедыжник женский, щитовник игольчатый), а также голосеменным. Поясняется, почему в свое время эти растения «уступили» Землю цветковым, говорится также об отсутствии у голосеменных настоящих сосудов, об особенностях строения хвои и шишек как органов семенного размножения голосеменных.
На этом же этапе отмечается наличие естественных индикаторов чистоты воздуха – лишайников. Происходит знакомство с их представителями: ягелем, гипогимнией вздутой, уснеей густобородой, пармелией. Рассказывается об особенностях их биологии и экологии. Вводится понятие биоиндикации.
Здесь же раскрывается смысл неправильного названия «олений мох» – ягель, ведь это не мох, а лишайник – симбиотический организм гриба и одноклеточной водоросли. Рассматривается фитоценоз как совокупность растений, совместно произрастающих на определенном участке земной поверхности и тесно связанных друг с другом разнообразными связями.
На этом этапе школьники знакомятся с редкими и исчезающими растениями родного края: купальницей европейской, валерианой лекарственной, любкой двулистной, ятрышником пятнистым, княжником сибирским, ветреницами лютичной и дубравной, учатся бережному отношению к лесным богатствам, выявляют причины сокращения численности тех или иных видов растений. Здесь же вводятся понятия «Красная книга», «эндемик», «биотоп», «экотоп», «вид-эдификатор» и др.
Заключительный, шестой, этап нашей тропы называется «Синегорское обнажение горючих сланцев – памятник природы областного значения». На этом этапе экскурсоводом вводятся понятия заповедника, заказника, памятника природы, национального парка, указываются особенности каждого вида охраняемых территорий, цели их создания, наличие в области таких объектов и их местонахождение. Более подробно говорится о самом обнажении горючих сланцев, его значении для Синегорского края, обосновывается необходимость охраны данной территории, рассказывается об особенностях структуры памятника, его возрасте, условиях формирования и состоянии на сегодняшний день.
Вот такие этапы есть в нашей экологической тропе. В ближайшем будущем планируется расширение маршрута за счет введения новых этапов, но уже сегодня тропа помогает в лучшем усвоении учениками материала по биологии и экологии, является своеобразной стартовой площадкой для организации проектной деятельности учащихся, важнейшим инструментом процесса социализации учеников.
Литература
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. – М., 1996.
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М., 2000.
Безматерных О.П. и др. Методическая деятельность. Словарь-справочник. – Л.,1991.
Демидов В.А. Экологическая тропа // Биология в школе. 1996. № 3. Стр. 63.
Хохлов А.А. Создание школьной учебной экологической тропы и ее функционирование. Методические рекомендации. – Киров: ВятГГУ, ГОУ Эколого-биологический центр Кировской области, 2004.
Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. – М., 1989.
Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации / Сост. А.Д. Жарков. – М., 1983.
Элементы педагогики в экскурсионной работе: Метод. Рекомендации / Сост. Е.А. Иванов, Б.И. Хозиев, А.А. Малышев – М., 1976.