Я иду на урок

М. К. Малинина ;
Ю. О. Шевяхова

Функции белков

Окончание. См. № 4/2009

Цель урока: сформировать представления о важнейших функциях белков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

«Горячий стул»: один ученик садится на стул перед классом, учащиеся задают ему вопросы по терминам, которые учитель записывает на доске:

белок;
первичная структура белка;
вторичная структура белка;
третичная структура белка;
четвертичная структура белка;
глобулярный белок;
фибриллярный белок;
денатурация;
гидролиз.

Фронтальная беседа

  • Сколько аминокислот образует все многообразие белков?
  • Каким образом из 20 аминокислот возникают миллионы белков?
  • Назовите качественные реакции на белки. Перечислите реактивы и признаки реакций.

III. Постановка познавательной задачи

Как вы понимаете фразу Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел».

Функции белков в организме чрезвычайно многообразны. Задача нашего сегодняшнего урока – познакомиться с основными функциями.

Класс разбивается на 4 группы, каждая из которых получает свое задание. После выполнения заданий группы представляют свои выводы классу. Задача урока – составление схемы «Функции белков», основа которой приведена на доске (или на слайде).

IV. Групповая работа

1­-я группа

Задание 1. Белки входят в состав мышц, мембран клеток, шерсти, волос, сухожилий и т.д. Проверьте это с помощью опыта.

Реактивы и оборудование: растворы CuSO4, NaOH, штатив для пробирок, пробирка с водой, держатель для пробирки, спиртовка, спички, кусочек мяса.

Ход опыта. В пробирке приготовьте бульон из выданного вам кусочка мяса. В пробирку с бульоном добавьте 2–3 мл раствора гидроксида натрия, затем 1–2 мл раствора медного купороса.

Какие признаки реакции доказывают наличие белка в мясном бульоне? Из чего построены мышцы? Какую основную функцию выполняют белки в живом организме?

Задание 2. Вспомните, какой железосодержащий белок входит в состав эритроцитов. Исходя из функций эритроцитов назовите функцию этого белка.

2-­я группа

Задание 1. Многие гормоны имеют белковую природу. Докажите при помощи ксантопротеиновой реакции, что инсулин является белком.

Реактивы и оборудование: растворы инсулина (аптечный препарат), HNO3 (конц.), штатив для пробирок, пробирка, держатель для пробирки, спиртовка, спички.

Ход работы. В пробирку налейте 2 мл инсулина, добавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты (будьте осторожны!!!). Осторожно нагрейте содержимое пробирки. Какие признаки реакции доказывают наличие белка? Вспомните, какую единую функцию в организме выполняют гормоны. Дайте название одной из функций белков.

Задание 2. При повреждении ткани из нее вытекает кровь, которая вскоре свертывается, образуя кровяной сгусток. Он препятствует дальнейшей потере крови и защищает от проникновения в организм болезнетворных бактерий. Кровяной сгусток – тромб образован длинными перепутанными нитями фибрина – нерастворимого фибриллярного белка и форменными элементами крови, запутавшимися в них. Исходя из полученных сведений назовите еще одну функцию белков.

3-­я группа

Задание 1. Все биохимические реакции протекают с огромной скоростью благодаря участию в них особых веществ – ферментов, которые являются веществами белковой природы. Они увеличивают скорость реакции в миллионы раз. Убедитесь в этом с помощью опыта по разложению крахмала под действием фермента амилазы, который содержится в слюне.

Реактивы и оборудование: водный раствор крахмала, спиртовой раствор йода, штатив для пробирок, пробирка, мерный цилиндр, стаканчик с водой, керамическая подложка, пипетки, секундомер.

Ход работы. Тщательно прополощите рот водой, наберите 2–4 мл слюны, добавьте воды, чтобы общий объем раствора составил 10 мл. Смешайте 1 мл полученного раствора с 5 мл раствора крахмала. Через каждые 30 с берите по капле жидкости и смешивайте на керамической подложке с каплей раствора йода (качественная реакция на крахмал). Результаты опыта внесите в таблицу 1.

Таблица 1. Действие амилазы на крахмал

Время от начала
эксперимента (с)

Наличие признаков
качественной реакции (да / нет)

Примечания

30

   

60

   

90

   

120

   

150

   

180

   

Через какое время крахмал исчез из испытуемого раствора? Назовите одну из функций белков.

Задание 2. Сравните калорийность трех видов продуктов питания (табл. 2). Какой из продуктов питания является энергетически более выгодным?

Таблица 2. Состав продуктов питания

Продукт

Содержание в 100 г продукта

Калорийность (на 100 г), кал

белки

жиры

углеводы

Говядина отварная

35

0

0

216

Растительное масло

10

99,9

0

899

Сахар-рафинад

0

0

100

394

Назовите еще одну функцию белков. Вспомните, в каких отделах пищеварительной системы происходит переваривание белков.

4­-я группа

Задание 1. Каталаза – это фермент, катализирующий разложение перекиси водорода. Перекись водорода образуется в некоторых животных и растительных клетках в качестве побочного продукта обмена веществ. Повышенное образование H2O2 может быть губительным для клетки (пероксиды очень реакционноспособны), и каталаза обеспечивает его эффективное удаление.

Реактивы и оборудование: раствор перекиси водорода (3%, аптечный), штатив для пробирок, пробирки (4 шт.), кусочки сырого и вареного картофеля, сырого и вареного мяса.

Ход работы. Приготовьте 4 пробирки. В первую положите кусочек сырого картофеля; во вторую – кусочек вареного картофеля; в третью – кусочек сырого мяса; в четвертую – кусочек вареного мяса. Поочередно в каждую из пробирок добавьте 5–10 капель раствора перекиси водорода. Что происходит в каждой из пробирок? Объясните полученные результаты.

В каких пробирках проявилась активность ферментов? Объясните почему. Как проявляется активность ферментов в живых и мертвых тканях? Чем это объясняется? Почему для человека опасно повышение температуры? Дайте название одной из функций белков.

Задание 2. Структурной единицей мышечного волокна является саркомер, образованный тонкими и толстыми нитями. Тонкие нити состоят из белка актина, а толстые нити – из белка миозина. При сокращении мышцы «головки», выступающие из молекул миозина, прикрепляются к актиновым нитям и начинают поворачиваться, обеспечивая движение толстых нитей относительно тонких. Исходя из этих сведений, назовите еще одну функцию белков.

V. Обсуждение результатов групповой работы

Заполнение схемы «Функции белков» (там, где возможно, приводятся примеры названий конкретных белков).

VI. Закрепление

Фронтальная беседа

  • Важными белками в организме являются антитела. К какой группе белков по выполняемым функциям их можно отнести?
  • Реснички и жгутики состоят из фибриллярных белков. Какова функция таких белков?
  • Если энергетическая функция белков не является самой важной, то почему наша пища должна быть богата белками?

VII. Домашнее задание

§4 по учебнику «Общая биология» под ред. Д.К. Беляева.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru