Е. А. Караваева
Селекция животных
Элективный курс для 10-11-х классов
Курс предполагает углубленное изучение генетических и селекционных основ племенной работы с животными. Изучение курса потребует от учащихся хорошего знания учебного материала по зоологии, генетике и общей биологии.
В ходе изучения курса учащиеся должны понять принципы селекционной работы; уяснить методику проведения экспериментов по созданию и закреплению пород животных; выяснить влияние условий содержания на проявление селекционных признаков.
Курс рассчитан на 25–30 ч учебного времени (возможно сокращение до 16–18 ч).
Задачи курса:
– ознакомить учащихся с основными методами селекции животных;
– охарактеризовать основные направления селекции животных и сформировать понятие о породном районировании;
– охарактеризовать основные направления селекции пользовательных видов и пород.
Форма проведения занятий:
– уроки-семинары (рассказ, беседа);
– уроки-экскурсии;
– проекты.
При реализации метода проектов учащиеся получают задание изучить историю создания какойлибо породы животных, современное состояние породы.
В основе курса лежит практическая работа в музеях, на выставках животных, где проводится квалифицированная оценка пород, а также, по возможности, работа на сельскохозяйственных объектах. Широко используются наглядные методы обучения: таблицы, рисунки, видеоматериалы.
Курс состоит из нескольких блоков.
I блок. Обзор состояния селекции как науки и как метода разведения животных в России и за рубежом. Изучение основных требований и параметров селекции, ее зависимости от потребностей рынка.
II блок. Сочетание базовых теоретических знаний с практической работой. Изучение особенностей разведения, селекции и породного районирования сельскохозяйственных животных. Знакомство с основными видами и породами местных животных. Проводятся экскурсии на местные фермы и другие сельхозпредприятия с последующим отчетом на занятиях. Перед экскурсией (или практическим занятием) учитель проводит вводную беседу, давая характеристику изучаемым животным и ставит задачу, которая будет решена в ходе экскурсии.
III блок. Особенности разведения и селекции домашних животных. История разведения и современная селекция собак: охотничьи, служебные и декоративные породы. Породы, используемые для спортивных состязаний.
Разведение и генетические особенности кошек. Рынок и мода.
Учащиеся осваивают методику составления родословных.
IV блок. Обсуждение итоговых работ учащихся.
Пример практической работы по генетике и селекции кошек
Основная задача – дать учащимся представление о практическом применении закона Харди–Вайнберга на примере выявления особенностей окраса взрослых кошек в определенном регионе.
Примерный план
1. Особенности частной генетики кошек. Агути-окрас и его мутации.
2. Доминантные и рецессивные мутации кошек. Инактивация X-хромосомы самок. Гомо- и гетерозиготы по мутации О (эумеланин).
3. Особенности генетики кошек белого окраса.
4. Белая пятнистость и гены-модификаторы.
5. Влияние условий внешней среды на проявление окраса.
6. Влияние генов на характер шерсти и длину хвоста. Породы кошек.
7. Динамика популяций и закон Харди–Вайнберга.
Перед началом работы предлагается список мутантных генов у домашней кошки.
А – не агути, черная окраска шерсти, рецессивный тип наследования, окрас характерен для породы Гавана.
Cs – сиамский окрас, рецессивный.
d – ослабленный окрас.
Fd – загнутые уши, доминантный (порода Скотиш-фолд).
I – длинная шерсть, рецессивный, (характерен для длинношерстных пород).
Mх – короткий хвост, доминантный у гетерозигот, летальный для гомозигот (породы японский и курильский бобтейлы, мэнская кошка).
О – оранжевый окрас (у гетерозиготных самок окраска черепаховая), сцеплен с Х-хромосомой.
S – белое пятно, доминантный (появление белого пятна связывают с одомашниванием животных).
Та – отсутствие рисунка, доминантный (порода русская голубая).
Тb – мраморный окрас, рецессивный.
W – белый окрас, глухота, голубые глаза, доминантный.
С учетом этих генов оценивается количество встреченных животных следующих вариантов:
– черепаховый окрас;
– рыжий окрас;
– черный окрас;
– агути;
– наличие белого пятна.
По формуле рассчитывается распределение генотипов в данной популяции.
При проведении работы необходимо вести подсчет только взрослых животных с устоявшимся окрасом и учитывать время проведения исследования, так как кошки – ночные животные и оценить их максимальное количество можно только вечером.
Отчет о проведенной работе оформляется в виде реферата; текст иллюстрируется фотографиями, слайдами, таблицами и др.
Такая работа позволит учащимся углубить знания по генетике, освоить методику проведения исследований «в природе».
ЛИТЕРАТУРА
Бородин П.М. Этюды о мутантах. – М.: Знание, 1983.