Г. В. Кононова
Класс Млекопитающие
Оборудование: Таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», рельефная таблица «Внутреннее строение собаки домашней». Карта мира. Чучело утконоса. Инструктивные карточки для работы с текстом. Тексты «Однопроходные», «Класс Млекопитающие. Сумчатые».
Отдельным ученикам заранее дается задание подготовить сообщения по темам: «Значение млекопитающих для человека», «Проблемы рационального использования млекопитающих и их охраны», «Звери нашей области».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово о целях и задачах урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающие.
• Какие ассоциации у вас вызывает слово «млекопитающие»? (Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, другое название – звери.)
• Где можно встретить млекопитающих? (В воде, на суше, в воздухе, в пещерах – везде на Земном шаре.)
3. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса
• Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?
Для ответа на этот проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающие. В тетрадях запишите число, тему урока и разделите страницу на три столбика (работаем по технологии критического мышления).
4. Изучение нового материала
(Один человек у доски пишет план характеристики класса, другой устно отвечает по таблицам, показывает на рельефной таблице особенности строения млекопитающих. Учитель дополняет информацию. Остальные учащиеся заполняют 2-й и 3-й столбцы таблицы.)
Общая характеристика млекопитающих
Запишите в первую колонку таблицы в тетради все, что вы знаете о млекопитающих.
А что вы хотели узнать? Вспомним, по каким пунктам мы составляем план характеристики класса животных. Составим структурно-логическую схему.
Самостоятельно прочитайте статью учебника «Общая характеристика класса Млекопитающие» и обратите внимание на таблицы.
Сравните строение млекопитающих и пресмыкающихся. (У пресмыкающихся 6 шейных позвонков, туловище располагается близко к поверхности земли, так как конечности находятся по бокам туловища, нет коры больших полушарий головного мозга, сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые легкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.)
• В чем проявляются прогрессивные черты организации животных класса млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?
Прогрессивные черты.
1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий головного мозга.
2. Дифференцировка позвоночного столба на четко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детенышей молоком.
4. Появление шерстного покрова.
5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
6. Возникновение альвеолярных легких.
Вывод: прогрессивные особенности строения млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.
Характеристика класса Млекопитающие
Что знаю? |
Что хотел узнать? |
Что узнал? |
(Учащиеся проговаривают и записывают то, что уже знают о млекопитающих.) |
1. Среда обитания. |
1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде. Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная. |
2. Количество видов. |
2. 4,5 тыс. видов. |
|
3. Внешнее строение. |
3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров). |
|
4. Внутреннее строение. |
4. Внутреннее строение: |
|
– Особенности строения скелета. |
– шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем. Дифференцированные зубы; |
|
– Особенности строения нервной системы и органов чувств. |
– высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга. Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; |
|
– Особенности строения кровеносной системы. |
– кровеносная система замкнутая. Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения. Пульс до 120 ударов в минуту. Левая дуга аорты; |
|
– Особенности строения дыхательной системы. |
– легкие альвеолярные. |
|
5. Размножение. |
5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве. |
|
6.Происхождение. |
6. Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160–170 млн лет назад в мезозойскую эру в триасовый период. |
|
7. Систематика. |
7. |
|
8. Значение. |
Систематика млекопитающих
В процессе эволюции млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых в конце триаса дала начало однопроходным (утконос, ехидна), а вторая уже в меловом периоде была представлена группами высокоорганизованных зверей: сумчатыми (современные представители – кенгуру, коала и др. ) и плацентарными (современные представители – кошка, лошадь и др.).
Задание классу
Прочитайте тексты «Однопроходные» и «Сумчатые», лежащие у вас на столе. На полях сделайте пометки карандашом: «знаю», «узнал», «это противоречит моим первоначальным представлениям». Ответьте на вопросы инструктивной карточки.
Однопроходные
Однопроходные не рождают живых детенышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них, как у пресмыкающихся и птиц, имеется клоака. К однопроходным относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.
1. Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.
2. Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.
3. Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детеныши слизывают.
4. Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.
5. Температура тела низкая и колеблется от 26 до 34 °С
6. Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.
7. Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом.
Инструктивная карточка «Характеристика подкласса Яйцекладущие, или Первозвери».
1. Рассмотрите изображение однопроходного животного и опишите его внешний вид.
2. Объясните, почему однопроходных относят к древним млекопитающим.
3. Объясните, почему однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся.
4. Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве однопроходных и пресмыкающихся.
Предполагаемые ответы
1. Тело покрыто шерстью (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка.
2. Примитивные черты строения: клоака, клюв, низкая температура тела, размножаются, откладывая яйца, нет сосков и плаценты.
3. Вскармливают детенышей молоком.
4. Есть клоака, сходно строение скелета плечевого пояса.
• Что вы знали об отряде однопроходных животных? (Обитают в Австралии, размножаются откладыванием яиц, есть клюв.)
• Что узнали нового об этих животных? (Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детеныши слизывают, плечевой пояс как у пресмыкающихся, температура тела низкая – от 26 до 34 °С, есть выводковая сумка на брюхе.)
• Что противоречило вашим представлениям? (Насиживание яиц, протекание процесса вскармливания.)
Сумчатые
Сумчатые – млекопитающие, у которых детеныши рожаются недоразвитыми: очень маленькими, слабыми и беспомощными. Поэтому долгое время такого детеныша мать донашивает в сумке на брюхе. К сумчатым относятся: опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманийский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатая летяга, сумчатый муравьед и др. Сумчатые обладают рядом своеобразных черт.
1. Плацента у них, за редким исключением, отсутствует, детеныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детеныш, расположена на брюшной стороне тела. В начале детеныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы.
2. Мозг сумчатых более примитивен, чем у плацентарных млекопитающих.
3. У самок имеется две матки.
4. Температура тела, хотя и выше, чем у однопороходных, но ниже, чем у плацентарных, и не постоянна.
Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, несколько видов опоссумов – в Южной и Центральной Америке. Один из опоссумов широко распространен в Северной Америке. Всего известно около 270 видов сумчатых.
Инструктивная карточка «Характеристика отряда Сумчатые»
1. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок с изображением сумчатых животных. Назовите млекопитающих, относящихся к отряду сумчатых.
2. Расскажите, в какой части света обитают сумчатые, покажите эти области на географической карте.
3. Обоснуйте, почему сумчатых относят к подклассу Настоящие звери, а не к подклассу Первозвери.
Предполагаемые ответы
1. Опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатая летяга, сумчатый крот, сумчатый муравьед.
2. В Южном полушарии, в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке, один из видов опоссумов широко распространен в Северной Америке.
3. Сумчатые более высоко организованы, чем однопроходные, т.к. у них есть матка, они рождают детенышей, а не откладывают яйца, у них имеются соски, температура тела выше, чем у однопроходных, скелет передних конечностей не имеет сходства со скелетом рептилий.
• Что вы знали об отряде Сумчатые животные? (Обитают в Австралии, Южной и Центральной Америке, на брюхе есть сумка.) • Что вы узнали об отряде сумчатых животных? (Детеныши рождаются слабыми и беспомощными, очень маленькими, нет плаценты, молоко само впрыскивается детенышу в рот, есть две матки, температура тела непостоянная.)
• Что противоречило вашим представлениям? (Молоко само впрыскивается в рот детенышу.)
Значение млекопитающих
• Какое значение животные класса Млекопитающих имеют для природы? (Участие в цепях питания, средообразующая деятельность, распространение плодов и семян, опыление.)
• А для человека?
(Сообщения учащихся.)
Охрана и рациональное использование животного мира
Существует парадокс: млекопитающие, более других животных ценные для человека, более других и пострадали от него.
(Сообщение учащихся.)
Звери Белгородской области
(Сообщение учащихся. Рисунки.)
Закрепление
Беседа по вопросам.
• Каковы особенности строения млекопитающих?
• По каким признакам класс Млекопитающие подразделяют на подклассы?
• Почему однопроходных считают древними млекопитающими?
• Почему сумчатых считают примитивными млекопитающими?
(При затруднении в ответах учащиеся обращаются к записям в тетради или к учебнику.)
Домашнее задание
– ответить на вопросы к параграфу о млекопитающих;
– заполнить таблицу «Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих».
Черты строения и образ жизни |
Пресмыкающиеся |
Млекопитающие |
Место обитания Покровы тела Органы дыхания Число камер в сердце Особенности нервной системы Температура тела Особенности размножения. |