Я иду на урок

Г. В. Кононова

Класс Млекопитающие

Оборудование: Таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», рельефная таблица «Внутреннее строение собаки домашней». Карта мира. Чучело утконоса. Инструктивные карточки для работы с текстом. Тексты «Однопроходные», «Класс Млекопитающие. Сумчатые».

Отдельным ученикам заранее дается задание подготовить сообщения по темам: «Значение млекопитающих для человека», «Проблемы рационального использования млекопитающих и их охраны», «Звери нашей области».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово о целях и задачах урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающие.

• Какие ассоциации у вас вызывает слово «млекопитающие»? (Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, другое название – звери.)

• Где можно встретить млекопитающих? (В воде, на суше, в воздухе, в пещерах – везде на Земном шаре.)

3. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса

• Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

Для ответа на этот проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающие. В тетрадях запишите число, тему урока и разделите страницу на три столбика (работаем по технологии критического мышления).

4. Изучение нового материала

(Один человек у доски пишет план характеристики класса, другой устно отвечает по таблицам, показывает на рельефной таблице особенности строения млекопитающих. Учитель дополняет информацию. Остальные учащиеся заполняют 2-й и 3-й столбцы таблицы.)

Общая характеристика млекопитающих

Запишите в первую колонку таблицы в тетради все, что вы знаете о млекопитающих.

А что вы хотели узнать? Вспомним, по каким пунктам мы составляем план характеристики класса животных. Составим структурно-логическую схему.

Самостоятельно прочитайте статью учебника «Общая характеристика класса Млекопитающие» и обратите внимание на таблицы.

Сравните строение млекопитающих и пресмыкающихся. (У пресмыкающихся 6 шейных позвонков, туловище располагается близко к поверхности земли, так как конечности находятся по бокам туловища, нет коры больших полушарий головного мозга, сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые легкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.)

• В чем проявляются прогрессивные черты организации животных класса млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

Прогрессивные черты.

1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий головного мозга.

2. Дифференцировка позвоночного столба на четко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.

3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детенышей молоком.

4. Появление шерстного покрова.

5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.

6. Возникновение альвеолярных легких.

Вывод: прогрессивные особенности строения млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

Характеристика класса Млекопитающие

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

(Учащиеся проговаривают и записывают то, что уже знают о млекопитающих.)

1. Среда обитания.

1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде.

Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная.

2. Количество видов.

2. 4,5 тыс. видов.

3. Внешнее строение.

3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров).

4. Внутреннее строение.

4. Внутреннее строение:

– Особенности строения скелета.

– шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем. Дифференцированные зубы;

– Особенности строения нервной системы и органов чувств.

– высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга. Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

– Особенности строения кровеносной системы.

– кровеносная система замкнутая. Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения. Пульс до 120 ударов в минуту. Левая дуга аорты;

– Особенности строения дыхательной системы.

– легкие альвеолярные.

5. Размножение.

5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.

6.Происхождение.

6. Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160–170 млн лет назад в мезозойскую эру в триасовый период.

7. Систематика.

7.

8. Значение.

Систематика млекопитающих

В процессе эволюции млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых в конце триаса дала начало однопроходным (утконос, ехидна), а вторая уже в меловом периоде была представлена группами высокоорганизованных зверей: сумчатыми (современные представители – кенгуру, коала и др. ) и плацентарными (современные представители – кошка, лошадь и др.).

Задание классу

Прочитайте тексты «Однопроходные» и «Сумчатые», лежащие у вас на столе. На полях сделайте пометки карандашом: «знаю», «узнал», «это противоречит моим первоначальным представлениям». Ответьте на вопросы инструктивной карточки.

Однопроходные

Однопроходные не рождают живых детенышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них, как у пресмыкающихся и птиц, имеется клоака. К однопроходным относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.

1. Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.

2. Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.

3. Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детеныши слизывают.

4. Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.

5. Температура тела низкая и колеблется от 26 до 34 °С

6. Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.

7. Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом.

Инструктивная карточка «Характеристика подкласса Яйцекладущие, или Первозвери».

1. Рассмотрите изображение однопроходного животного и опишите его внешний вид.

2. Объясните, почему однопроходных относят к древним млекопитающим.

3. Объясните, почему однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся.

4. Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве однопроходных и пресмыкающихся.

Предполагаемые ответы

1. Тело покрыто шерстью (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка.

2. Примитивные черты строения: клоака, клюв, низкая температура тела, размножаются, откладывая яйца, нет сосков и плаценты.

3. Вскармливают детенышей молоком.

4. Есть клоака, сходно строение скелета плечевого пояса.

• Что вы знали об отряде однопроходных животных? (Обитают в Австралии, размножаются откладыванием яиц, есть клюв.)

• Что узнали нового об этих животных? (Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детеныши слизывают, плечевой пояс как у пресмыкающихся, температура тела низкая – от 26 до 34  °С, есть выводковая сумка на брюхе.)

• Что противоречило вашим представлениям? (Насиживание яиц, протекание процесса вскармливания.)

Сумчатые

Сумчатые – млекопитающие, у которых детеныши рожаются недоразвитыми: очень маленькими, слабыми и беспомощными. Поэтому долгое время такого детеныша мать донашивает в сумке на брюхе. К сумчатым относятся: опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманийский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатая летяга, сумчатый муравьед и др. Сумчатые обладают рядом своеобразных черт.

1. Плацента у них, за редким исключением, отсутствует, детеныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детеныш, расположена на брюшной стороне тела. В начале детеныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы.

2. Мозг сумчатых более примитивен, чем у плацентарных млекопитающих.

3. У самок имеется две матки.

4. Температура тела, хотя и выше, чем у однопороходных, но ниже, чем у плацентарных, и не постоянна.

Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, несколько видов опоссумов – в Южной и Центральной Америке. Один из опоссумов широко распространен в Северной Америке. Всего известно около 270 видов сумчатых.

Инструктивная карточка «Характеристика отряда Сумчатые»

1. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок с изображением сумчатых животных. Назовите млекопитающих, относящихся к отряду сумчатых.

2. Расскажите, в какой части света обитают сумчатые, покажите эти области на географической карте.

3. Обоснуйте, почему сумчатых относят к подклассу Настоящие звери, а не к подклассу Первозвери.

Предполагаемые ответы

1. Опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатая летяга, сумчатый крот, сумчатый муравьед.

2. В Южном полушарии, в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке, один из видов опоссумов широко распространен в Северной Америке.

3. Сумчатые более высоко организованы, чем однопроходные, т.к. у них есть матка, они рождают детенышей, а не откладывают яйца, у них имеются соски, температура тела выше, чем у однопроходных, скелет передних конечностей не имеет сходства со скелетом рептилий.

• Что вы знали об отряде Сумчатые животные?  (Обитают в Австралии, Южной и Центральной Америке, на брюхе есть сумка.) • Что вы узнали об отряде сумчатых животных?  (Детеныши рождаются слабыми и беспомощными, очень маленькими, нет плаценты, молоко само впрыскивается детенышу в рот, есть две матки, температура тела непостоянная.)

• Что противоречило вашим представлениям? (Молоко само впрыскивается в рот детенышу.)

Значение млекопитающих

• Какое значение животные класса Млекопитающих имеют для природы? (Участие в цепях питания, средообразующая деятельность, распространение плодов и семян, опыление.)

• А для человека?

(Сообщения учащихся.)

Охрана и рациональное использование животного мира

Существует парадокс: млекопитающие, более других животных ценные для человека, более других и пострадали от него.

(Сообщение учащихся.)

Звери Белгородской области

(Сообщение учащихся. Рисунки.)

Закрепление

Беседа по вопросам.

• Каковы особенности строения млекопитающих?
• По каким признакам класс Млекопитающие подразделяют на подклассы?
• Почему однопроходных считают древними млекопитающими?
• Почему сумчатых считают примитивными млекопитающими?

(При затруднении в ответах учащиеся обращаются к записям в тетради или к учебнику.)

Домашнее задание

– ответить на вопросы к параграфу о млекопитающих;

– заполнить таблицу «Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих».

Черты строения и образ жизни

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Место обитания
Покровы тела
Органы дыхания
Число камер в сердце
Особенности нервной системы
Температура тела
Особенности размножения.
   
Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru