Н. Ю. Феоктистова
Новая находка детеныша мамонта
Мамонтенок Дима |
Когда натуралисты XVIII в. впервые столкнулись с ископаемыми костями мамонтов, они не осмеливались даже думать, что в Европе, а тем более в Сибири, могли водиться слоны. В результате некоторые даже вполне серьезные ученые думали, что кости мамонта – это бренные останки африканских слонов, привезенных в Европу карфагенским полководцем Ганнибалом. Якобы бывшие в его войске слоны разбежались по всей Европе, добрались даже до Сибири и там погибли от холода и голода.
История изучения мамонтов восходит к 1692 г., когда царь Петр I услышал от торговых людей, ездивших за товарами в Китай, о том, что в сибирской тундре живут лохматые бурые слоны. Купцы клялись даже, что сами видели голову одного из таких слонов. Мясо зверя было полуразложившимся, но кости окрашены кровью. Любитель всяческих интересных и необычных вещей, царь Петр издал указ о собирании вещественных доказательств существования мохнатых слонов.
Отдельные части туш находили и раньше. Однако научное описание и название мамонту было дано только в 1799 г., когда обнаружили тушу взрослого мамонта в низовьях реки Лены. Немецкий ученый И.Блюменбах изучил собранные кости, куски шкуры и дал животному латинское название Mammuthus primigenius (первородный). Этот год стал официальной датой начала истории изучения мамонтов.
Теперь мы знаем, что эти мохнатые родственники слонов долгое время (около 50 тыс. лет) населяли огромные пространства холодной тундростепи Евразии и Северной Америки. Эти открытые ландшафты, удобряемые лессовой пылью, кормили миллионы волосатых слонов, носорогов, сотни миллионов разнообразных копытных. Неглубокий снежный покров, обилие солнца, сухой воздух и холод, отсутствие жалящих двукрылых, все это способствовало процветанию хоботных, копытных, грызунов и хищных. Мамонты да и другие млекопитающие мамонтовой фауны были отлично адаптированы к сухому холоду и могли переносить лютые морозы при наличии доступного корма. Шуба у мамонтов была знатная. Своеобразные метровые меховые «юбки» свисали у зверя по бокам от лопаток и бедер и с брюха почти до земли. Под кроющими волосами находилась еще теплая «поддевочка» из сильно извитых волосков подшерстка, длиной около 15 см. Маленькие мамонтята появлялись на свет уже одетыми в теплые меха, чтобы не замерзнуть.
Впрочем, о том, как выглядели маленькие мамонтята, ученые узнали относительно недавно. Всего 32 года назад был обнаружен первый малыш мамонта. Произошло это 24 июня 1977 г. на ручье Киргилях, впадающем в р. Берелех, наиболее крупный приток Колымы (Магаданская обл.). В этих местах бригада старателей готовила золотоносный полигон для промывки песка. И утром бульдозерист А.В. Логачев увидел на месте растаявшей за ночь линзы льда трупик мамонтенка. Уже через час о находке стало известно в Магадане, и на место выехали специалисты по палеонтологии, геологии четвертичного периода и геоморфологии. Мамонтенок, получивший имя Дима, стал подлинной научной сенсацией. Впервые ученым удалось исследовать органы и ткани вымершего вида, остатки пищи в пищеварительном тракте, накожных и внутренних паразитов, провести некоторые микробиологические исследования. Маленький мамонтенок был покрыт длинными волосами, которые на груди достигали 21 см. Кожа у него была довольно толстая (5–7 мм). Возраст мамонтенка к моменту гибели составлял 7–8 месяцев, и к этому времени он весил около 100 кг, а рост его составлял около 1 м.
Мамонтенка год изучали в Магадане, затем в лабораториях Зоологического института РАН, а потом, после консервации, Дима «объездил» многие заграничные выставки. Сейчас этот уникальный экспонат является одним из украшений зала мамонтов Зоологического музея в Санкт-Петербурге. Там же можно увидеть и еще одну удивительную находку – мамонтенка Машу. Ее обнаружила в 1989 г. команда речного судна «Порог» на правом берегу р. Юрибейтеяха в 20 км от ее впадения в Обскую губу (восточное побережье полуострова Ямал). На место находки вылетела группа специалистов из Зоологического института РАН. Оказалось, что трупик мамонтенка был вымыт из мерзлых отложений и перенесен паводком ниже по течению. В процессе переноса у детеныша был утрачен хобот, левое ухо и хвост и сильно повреждена одна нога. Правда, возможно, повреждение ноги было прижизненным и как раз и стало причиной гибели малышки. Мамонтенок Маша экспонировался на выставках в США, Швеции и Японии. Позднее этот экземпляр был забальзамирован японскими специалистами и вернулся к нам, в Зоологический музей.
Еще два маленьких детеныша мамонтов хранятся в музее Института алмазов и благородных металлов в г. Якутске – это мамонтята Гоша и Саша. Первый из них был найден в 1990 г. в Республике Саха (Якутия) на берегу Индигирки, недалеко от поселка Белая Гора. А второй – в 2004 г. в окрестностях прииска Ольчан Оймяконского улуса той же Республики Саха. К сожалению, обе эти находки являются неполными.
И вот в середине мая 2007 г. мир облетела весть о находке пятого по счету и, пожалуй, первого по сохранности детеныша мамонта в долине реки Юрибей на п-ве Ямал. Нашел трупик ненец-оленевод, который пас стадо в долине реки. Он сразу понял значение находки и, не теряя времени, отправился на мотонартах в пос. Новый Порт, расположенный в 145 км. Оттуда он по рации связался с Салехардом. Директор музейно-выставочного комплекса Салехарда и его заместитель по науке оперативно организовали вылет сотрудников музея к месту уникальной находки. И уже 22 мая маленький мамонтенок был доставлен в Салехард – необычная по нынешним временам оперативность. 30 мая в музей прибыл научный сотрудник Института экологии растений и животных из Екатеринбурга П.А. Косинцев, который произвел первичный осмотр детеныша и составил его описание. 5 июня вторичный осмотр был произведен известным французским полярным исследователем Б.Бюигом и вице-президентом Ассоциации полярников России Ю.К. Бурлаковым.
Мамонтенок Люба |
Мамонтенок, которого назвали Любой, сохранился абсолютно целым, только кончик хвоста отгрызли песцы. Первичное обследование показало, что детенышу к моменту гибели было всего несколько месяцев. Погиб он не от голода и не от каких-то повреждений, а скорее всего полез вслед за матерью в воду и захлебнулся в придонной жиже. Поглощенный вязким озерным грунтом, детеныш попал в анаэробные условия и не подвергся разложению. А близко расположенная вечная мерзлота и скорое замерзание озера отлично сохранили трупик до наших дней.
Высота детеныша в холке составляет около 95 см. Передние ноги, как положено мамонтам, длиннее задних. Подошвы гладкие, округлые, диаметром 16 см. В передней части каждой подошвы – следы от пяти копытец, но ногтей на них нет (видимо, были утрачены во время перемещения трупа по реке). Очень необычен хобот. Его длина – 38 см, но в поперечнике он не круглый, как у современных слонят, а имеет с обоих боков бахрому, напоминающую щупальца осьминога. В основании хобот уже, чем в середине, а хватательный аппарат представлен тремя «пальцами»: верхний – длинный, треугольный, до 5 см, два нижних – покороче. Для томографического изучения мамонтенка на несколько месяцев передали группе исследователей из токийского университета Дзикеи под руководством профессора Наоки Судзуки. Японцам удалось получить беспрецедентно точные изображения органов животного – самые подробные из когда-либо сделанных для ископаемого зверя. В результате исследования выяснилось много деталей из жизни Любы. Жил мамонтенок примерно 37,5 тыс. лет назад (абсолютный возраст мамонтенка Маши, тоже найденного на Ямале, определили в 30 тыс. лет). В момент гибели Любе было всего 3–4 месяца. По всей видимости, мамонтенок к этому моменту питался только молоком, ибо, как и слонята, эти детеныши вряд ли могли переваривать другую пищу до годовалого возраста. На снимках специалисты увидели, что у маленькой мамонтихи нет не только серьезных внешних повреждений, но и отсутствуют травмы сердца, печени и других органов. Очевидно, что мамонтенок был в хорошей форме и погиб очень быстро. Как уже говорилось – скорее всего утонул, захлебнувшись в жидкой грязи, забившей его рот и хобот.
Следующий этап исследования Любы будет направлен на изучение образцов тканей мамонтенка. По мнению научного сотрудника Зоологического института РАН Алексея Тихонова, не исключено, что в них можно будет найти древние вирусы. Изучив последовательность их нуклеиновых кислот, можно будет многое узнать о скорости и характере эволюции этой «неклеточной формы жизни». Добравшись до пыльцы древних растений, сохранившейся в дыхательных путях и пищеварительных органах мамонтенка, исследователи надеются восстановить картину тогдашней флоры в местах обитания мамонтов. И на основании этой картины узнать, действительно ли мохнатых гигантов сгубило потепление.
Ну и, разумеется, из тканей Любы будут выделять ДНК. Правда, к настоящему времени команда исследователей из Университета штата Пенсильвания под руководством Вебба Миллера (Webb Miller) уже объявила о «черновой» расшифровке генома мамонта. Используя новую, «скоростную», технологию определения состава ДНК, ученые «прочитали» последовательность из четырех миллиардов нуклеотидных оснований. Это первый этап Проекта генома мамонта (Mammoth Genome Project), который выполняют сотрудники Центра сравнительной геномики и биоинформатики (Center for Comparative Genomics and Bioinformatics). Эта группа – мировой лидер в расшифровке геномов вымерших животных. Генетики выделили ДНК из двух мумий мамонта, захороненных в вечной мерзлоте (возраст одной – 20 тыс. лет, другой – 60 тыс. лет). Для выделения ДНК использовали волосы, так как специалисты считают, что ДНК из шерсти вымерших животных по ряду причинам больше подходит для анализа, чем ДНК из костей.
Основная сложность при определении после довательности нуклеотидов ДНК, выделенной из останков вымершего животного, состоит в том, чтобы отделить собственные гены этого животного (превратившиеся за тысячелетия в набор разрозненных фрагментов) от генов бактерий и грибов, неизбежно присутствующих в любом биологическом образце. Поэтому результаты, полученные при анализе ДНК мамонта, необходимо сопоставлять с «эталоном», в качестве которого лучше всего использовать геном ныне живущих слонов. Однако геном слона тоже пока расшифрован только «начерно», так что более-менее уверенно говорить о принадлежности геному мамонта можно только в отношении 3,3 из 4 млрд определенных нуклеотидов. В общем, работа продолжается…
А вот состав ДНК, содержавшейся в митохондриях мамонта, изучен к настоящему времени гораздо более надежно. Митохондриальный геном состоит менее чем из 20 тыс. нуклеотидов (т.е. в двести тысяч раз короче ядерного!) и представлен в клетке бесчисленным множеством копий. Относительная простота митохондриального генома делает его удобным инструментом для изучения эволюционных связей между видами организмов. Проанализировав данные о составе митохондриальной ДНК мамонта и современных слонов, Йоганес Краузе (Johannes Krause) с соавторами пришли к выводу, что индийский слон и мамонт являются более близкими родственниками, чем два ныне живущих слона – индийский и африканский.
По материалам:
Журнал «Природа». 1977, № 9, С.90–95; 1978, № 1, С.18–21; 2007, № 11, С. 49–51.
Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24–8 тыс. лет назад). – М.: КМК 5, 2008.