В. И. Сивоглазов
«Навигатор» в море знаний
Инновационный интерактивный учебно-методический комплект по биологии
Многие издательства учебной литературы наряду с бумажными учебниками и пособиями выпускают мультимедийные средства обучения, создают предметные CD-ROM. В связи с этим меняются традиционные средства наглядности, учебный материал становится динамичным, позволяет организовать виртуальный диалог, изучать предмет на различном уровне сложности.
И все-таки, на наш взгляд, современная методология образования отстает от динамично развивающегося мира, требующего от человека новых навыков мышления, а следовательно, нового содержания и новых методов и средств обучения.
Традиционные методы и приемы обучения в сочетании с использованием современных средств обучения, как правило, не дают эффективных результатов. Современные УМК требуют современных методик их реализации в практике обучения.
На наш взгляд, приоритетным в обучении должен стать интерактивный подход. Интерактивное обучение позволит вовлечь в учебный процесс всех учащихся, сделает процесс обучения интересным и эффективным. И самое главное – интерактивное обучение позволит каждому ученику стать «учащимся» (т.е. обучающим себя), поскольку технология интерактивного обучения не задает общего темпа усвоения учебного материала, а дает возможность каждому ученику выбрать свою траекторию учебной деятельности.
Издательский дом «Дрофа» в рамках инновационного проекта подготовил к изданию принципиально новый интерактивный учебно-методический комплект по биологии «Навигатор».
Он обеспечит учителя эффективными инструментами подготовки и проведения всех видов учебных занятий и позволит:
– планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся и уровня их подготовки (выстраивание индивидуальных траекторий обучения);
– перейти на качественно новый уровень обучения учащихся с использованием компьютерной техники и информационных технологий;
– стимулировать познавательную активность учащихся путем интерактивного взаимодействия в процессе изучения учебного материала;
– создать условия для организации дистантного обучения;
– оперативно проверить знания и скорректировать работу учащихся.
С другой стороны, интерактивная технология обучения позволит учащимся:
– качественно усвоить учебный материал по биологии на уровне обязательного минимума содержания Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
– повысить интерес к изучаемому предмету, успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена и поступлению в вуз, в том числе с использованием результатов ЕГЭ;
– расширить знания по изучаемому предмету;
– подготовить сообщения и рефераты;
– заниматься вне школы как по индивидуальным заданиям учителя, так и в процессе самостоятельного изучения учебного предмета, проводить самостоятельные исследования и эксперименты;
– самостоятельно или с помощью учителя освоить современные технологии обучения и получения информации из разных информационных источников.
В 2008/2009 учебном году выходит новый УМК по биологии для 6-го класса (автор Н.И. Сонин). Все компоненты УМК взаимосвязаны, учебник-навигатор координирует их использование на разных этапах изучения учебного материала. В состав нового УМК входят: учебник-навигатор «Биология. Живой организм. 6-й класс»; мультимедийное приложение к учебнику-навигатору; тетрадь для лабораторных работ; тетрадь для проверки качества знаний; альбом-задачник «Твои открытия»; методическое пособие для учителя.
Основой УМК является учебник-навигатор. Он содержит «базовый» теоретический материал, необходимый для изучения в рамках обязательного минимума Федерального компонента государственного образовательного стандарта, и навигационную систему, позволяющую моделировать урок в рамках выбранной учителем технологии обучения.
«Навигационная система» представляет собой алгоритм действий, следуя которому можно изучить и проверить усвоение изучаемого материала на разных уровнях сложности, составить свою траекторию получения знаний. Учебник-навигатор ориентирует учащихся на системное использование всех компонентов УМК как на бумажных, так и на электронных носителях.
Мультимедийная составляющая на CD-ROM является неотъемлемой частью УМК. В его состав входит большой набор информационных и иллюстративных объектов (рисунки, слайды, анимации, видеофрагменты, слайд-шоу, объемные модели, схемы), объекты интерактивного взаимодействия и средства автоматической проверки знаний. Система навигации обязывает учащегося рассмотреть необходимый минимум зрительных объектов, а также предоставляет возможность значительно расширить границы иллюстративного зрительного ряда.
Диск включает основные и дополнительные тексты и иллюстративные материалы, лабораторные и проверочные работы, а в приложении содержит список рекомендуемой для чтения литературы и биологический словарь.
УМК предоставляет широкие возможности для использования его в учебном процессе. Это могут быть традиционные уроки с демонстрацией иллюстраций на экране, а также уроки-лекции, уроки-семинары, комбинированные уроки и т.д. УМК удобен при использовании на уроке различных форм познавательной деятельности учащихся как в группе, так и индивидуально.
Комплект предоставляет учащимся возможность самостоятельно изучать как отдельные пропущенные темы, так и весь курс в целом.
Важно отметить, что УМК можно использовать при различном оснащении кабинета биологии: и при наличии в кабинете одного компьютера или интерактивной доски, и при наличии компьютеров на каждом рабочем месте.
Учебно-методический комплект дает огромные возможности как для реализации творческого потенциала учителя, так и для развития интеллектуального потенциала и интереса к изучаемому предмету ученика.
К 2009 г. в рамках УМК «Навигатор» выйдут учебники и пособия для 7-, 8-, 10- и 11-го классов.