В. Е. Зайцева ;
Е. В. Чудинова
Образовательный комплекс «Зачем мы дышим?»
Принципы построения
Педагогический марафон 2009
В отличие от учебников и учебных пособий (не говоря уже о других средствах обучения) цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) могут быть носителями содержательного учебного взаимодействия.
Цифровые ресурсы в их образовательной функции становятся совершенно необходимыми там, где учитель отсутствует (например, ребенок находится дома) или наставник недостаточно квалифицирован и ему могут помочь средства обучения, в которые вложена «саморазворачивающаяся» активность. Таковы ситуации, когда в роли обучающего выступает родитель или молодой учитель, на первых этапах своего профессионального пути испытывающий затруднения в том, чтобы одновременно удерживать логику изложения материала и, например, управлять ходом дискуссии в классе.
При разработке цифровых образовательных ресурсов принято обсуждать информационную структуру ресурса, но существует и психологическая структура ЦОР, которая также должна учитываться при создании любого эффективного ресурса. С нашей точки зрения, цифровой образовательный ресурс должен обладать следующими свойствами:
• включать в себя средства, необходимые для решения предъявляемой задачи (модель, информацию, образец, правило и др.), но не в режиме указания или требования, а так, чтобы ребенок мог ими воспользоваться по собственному желанию;
• содержать оценки действий пользователя, но особого рода (содержательные, косвенные), разные пути продвижения по ресурсу;
• быть цикличным (возвратным), то есть содержательные реакции на действия пользователя должны порождать возможность следующего, иного действия и, таким образом, предполагать разные пути продвижения по ресурсу.
Интерактивная полнота ЦОР принципиальна для ситуации «одинокого пользователя». Такой ЦОР может использоваться и на уроках (и в полном, и в частичном вариантах). Однако в условиях классно-урочного обучения могут эффективно применяться и отдельные фрагментарные ресурсы, не обладающие полнотой интерактивности, так как функцию организации содержательного учебного взаимодействия берет на себя учитель.
В соответствии с изложенными выше принципами мы разработали образовательный комплекс «1С – лаборатория. Зачем мы дышим?», который открывает серию материалов, предназначенных как для школьного, так и для внешкольного (кружкового, факультативного, семейного) биологического образования.
Содержание материалов выстроено таким образом, чтобы подойти к открытию – и совершить его. Каждый человек знает, что большинству живых существ нужен воздух. Но зачем он нужен? Ответ «Чтобы жить» не является хорошим ответом, ведь и едим мы, чтобы жить, и спим, чтобы жить... А между тем ответ на вопрос «Зачем мы дышим?» очень важен для понимания устройства и работы живых организмов. В образовательный комплекс входят 9 главных разделов:
• Как воздух попадает в тело живых существ?
• Как получить больше воздуха?
• Что такое воздух и как он меняется, проходя через тело?
• Главный секрет дыхания.
• Что же «сгорает» в теле живого существа?
• На что и как расходуется энергия дыхания?
• Забавные открытия.
• Подробности в текстах и интерактивных схемах.
• Проверь себя.
Образовательный комплекс включает в себя более 25 анимаций и анимированных схем, виртуальные опыты, 10 исследовательских лабораторий и практикумов, около 20 видеофрагментов, интерактивные задания, дополнительные справочные тексты, материалы для самопроверки.
Ресурсы, названные нами «Опыты», построены так,
• чтобы не отменять необходимость экспериментирования с настоящими объектами (т.е. виртуальная замена предлагается только для случаев, если опыт невозможно или по каким-то причинам сложно провести в условиях урока),
• что каждый следующий шаг в просмотре анимации предвосхищается собственной работой ребенка по построению гипотезы, планированию опыта, подбору экспериментального материала, выбору хорошего описания результата опыта и вывода из опыта.
Некоторые цифровые ресурсы образовательного комплекса построены как игры. Таково, например, соревнование «Кто вдохнет больше воздуха за минуту?». Чтобы победить в этом соревновании «чемпиона прошлого года», придется разобраться в том, что такое «жизненная емкость легких» и как связаны между собой частота и глубина вдоха–выдоха.
Исследовательские лаборатории предлагают ученикам свободу в проведении исследования. Можно проверять самые разнообразные предположения! Например, самостоятельно узнать, нужен ли растениям кислород, или они «дышат углекислым газом», как ошибочно считают многие дети.
Но самый большой интерес и исследовательский пыл традиционно вызывает лаборатория «Шведский стол». Здесь можно выбрать себе обед и многообразно экспериментировать, изучая, на что и как быстро можно потратить полученные калории.
Мы полагаем, что образовательный комплекс «Зачем мы дышим?» поможет учителям, а также родителям, не являющимся специалистами-биологами, и педагогам дополнительного образования организовать интересное совместное исследование важнейшей биологической проблемы с детьми 10–15 лет. Дети и взрослые, интересующиеся биологией, откроют для себя общие принципы работы живого организма.
Как показывает наш опыт, медиаресурс будет также очень полезен учителям биологии и экологии школ, лицеев, гимназий для проведения уроков по соответствующей проблематике как в рамках общеобразовательной программы, так и при работе в классах с углубленным изучением биологии и экологии, для проведения факультативных и кружковых занятий в средних и старших классах. Интерактивные цифровые ресурсы привлекут внимание даже тех учеников, которые еще не заинтересовались биологией.